Ключевым вопросом современного христианского сознания является вопрос о границах Церкви. Кто принадлежит Церкви, а кто нет? Полемика по этому вопросу разворачивается в целом между представителями двух позиций эксклюзивистской (исключающей) и инклюзивистской (вмещающей).Эксклюзивисты полагают, что к Церкви Христовой принадлежат лишь православно верующие, воцерковленные люди, и что неверующие, инаковерующие, инославные, отщепенцы, нераскаянные грешники к Церкви не принадлежат и, стало быть, Царства Божия не наследуют. Ибо вне Церкви нет спасения, и кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Инклюзивисты же стремятся максимально расширить границы Церкви, включить в Нее как можно больше людей, апеллируя к любви Божией, к Его желанию, чтобы все спаслись и наследовали жизнь вечную. Теоретической основой первой позиции является традиционное учение Церкви, выраженное в Священном Писании, догматических и канонических постановлениях, творениях святых отцов. Вторые вдохновляются достаточно древним учением о всеобщем спасении, теорией апокатастазиса или рекапитуляции, высказываниями тех не многих святых отцов, которые ее разделяли.С вопросом о границах Церкви напрямую связан вопрос о границах богословия. Что входит в сферу компетенции православного богословия, а что нет? Здесь также есть свои эксклюзивисты и инклюзивисты.Первые утверждают, что в строгом смысле православное богословие ‑ это наука, которая излагает догматическое учение Церкви. Поэтому границы православного богословия совпадают с границами православной догматики. В свою очередь догматика сводится к Богооткровенному, соборно принятому и утвержденному Церковью учению о Боге-Троице, Его творении (ангелах, людях, космосе), о спасении Богом через Христа и Его Церковь падшего человечества и всего тварного сущего. Теоретической основой такого подхода является западно-схоластическое сведение богословия к научному богословию, которое в свою очередь сводится к богословию догматическому. Это позиция умеренного теологического эксклюзивизма.Вторые же напротив уверены, что православное богословие не сводиться к науке, то есть к рациональному, абстрактно-теоретическому, систематическому познанию сущего. По своей истинной сути богословие это личное, живое, свободное общение, синергия Бога и человека ради его спасения и обожения. Поэтому границы богословия совпадают с границами духовной, молитвенной, сакраментальной, добродетельно-аскетической, церковной жизни христианина. Богословие как наука является лишь малой частью православного богословия, частью исторически и логически вторичной, производной и зависимой от опыта благодатного общения с Богом. Само научное православное богословие не сводится к одной догматике, но представляет собой сложный комплекс богословских дисциплин, куда также входят экзегетика (библеистика), патрология, патристика, каноническое право, аскетика, литургика, гомилетика, апологетика, основное богословие, социальное учение Церкви. История Церкви тоже богословская дисциплина, поскольку кроме собственно исторических источников и методологии она руководствуется догматическими истинами Православия. Предметом познания научного богословия является все сущее, то есть Бог, человек и мир. Поэтому для богословия нет, да и не может быть чужих, запретных тем. Богословы могут говорить, о чем угодно, но с точки зрения Божественного Откровения, Священного Писания и Предания, в едином теоцентрическом, сотериологическом, христологическом и экклесиологическом контексте. Фундаментальным свидетельством такого всеохватного, укорененного в Традиции и вместе с тем современного подхода являются Основы социальной концепции РПЦ, где дается масштабное богословское осмысление, анализ и оценка, не только традиционных социальных тем, но и тех новейших явлений и проблем человеческой жизни, которых раньше просто не было, о которых ни апостолы, ни святые отцы ничего не говорили. Ограничивать сферу компетенции богословия, значит ставить под сомнение всемогущество и всеведение Божие, Его способность сообщать нам истинное знание по любому вопросу. Это позиция абсолютного теологического инклюзивизма.Те, кто ратует за расширение границ Церкви, за ее открытость миру, утверждают условность ее догматических и канонических определений, подчеркивают, что «Дух дышит, где хочет» ‑ невидимая благодать Божия распространяется далеко за видимые институционально-конфессиональные границы, установленные людьми. Главная задача богословия разрушать построенные на протяжении истории стены непонимания и вражды, отделяя зерна общехристианской веры от плевел специфических конфессиональных учений. Богословие должно учить тому, что нас объединяет, а не тому, что разъединяет.Так экклесиологический инклюзивизм приходит к радикальному теологическому эксклюзивизму. Экклесиологический инклюзивизм в совокупности с радикальным теологическим эксклюзивизмом образуют либерально-экуменический подход. В свою очередь экклесиологический эксклюзивизм опирается на теологический инклюзивизм. Вместе они образуют традиционно-православную церковную позцию.Таким образом, можно говорить об обратно пропорциональном отношении между пониманием границ Церкви и границ богословия подобно обратно пропорциональной связи между объемом и содержанием понятия в формальной логике: чем больше ‑ тем меньше и наоборот. Чем больше содержание понятия (совокупность свойств вещи), тем меньше его объем (количество подразумеваемых вещей) и наоборот. Чем богаче содержание богословия, тем уже границы Церкви. Чем шире видятся границы Церкви, тем уже становится содержание богословия.Либеральный экуменизм призывает нас отказаться от накопленного Церковью богословского богатства ради достижения призрачного земного единства. Православие к обретению и постижению полноты своего богословского богатства ради истинного единства во Христе Иисусе и Его Небесном Царстве.
Можно ли РПЦ назвать сектой?
Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
-
Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: "Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: "Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14, 26). Дух Святый "пребудет с вами во век" (Ин. 14, 16).Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
Да как же так,помилуйте)))
я прям оторопела от Вашего вопроса...прям онемела)))Комментарий
-
Комментарий
-
неожиданно,что на Ваше выступление Певчий поставил лайк,может он себя тоже причисляет(как и Вы) к ортодоксальным иудеям?)))
Да,были апостолы иудеями,были- я, ЧТО,разве спорю?)
Но не напомните ли,кто себя из них называл "апостолом язычников"?
Вот,исходя от этого и развивайте свою мысль дальше,а если она не развивается,то это проблема Вашего мышления,а не моего вероучения.Комментарий
-
Фактическое важнее юридического. Если женщину изнасилуют, но доказать в суде вины насильника она не сможет (по разным причинам, в жизни такое случается, когда преступник уходит от возмездия), то неужели эта женщина перестанет видеть в насильнике своего насильника? Перед Богом насильник всегда насильник, даже если земное правосудие того не подтверждает. Так и с вашим раскольничеством. По факту сегодня нет единства у вселенского православия. И РПЦ приложила к этому расколу свою руку. Желая первенствовать над другими (грех, в котором православные любят обличать католических пап), адепты РПЦ по факту продолжили разрывать хитон Господа. Этот грех вы совершили перед Богом. И не важно, объявят об этом грехе вам другие православные церкви или не объявят. Обязаны объявить. А если не объявят, то и они отвечать будут за то перед Престолом Его.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Христос был тоже назорей и не стриг волос. Зачем Вы так о Иисусе?
Вы понимаете, что спорносимволическое нахождение в ПЦ не даёт Вам благодати?
Бич, подползающий с похмелья к иконе получает за один день больше, чем Вы за всю Вашу двуличную жизнь.
Вы когда последний раз причащались Страшных Христовых Тайн в Храме?Комментарий
-
Фактическое важнее юридического. Если женщину изнасилуют, но доказать в суде вины насильника она не сможет (по разным причинам, в жизни такое случается, когда преступник уходит от возмездия), то неужели эта женщина перестанет видеть в насильнике своего насильника? Перед Богом насильник всегда насильник, даже если земное правосудие того не подтверждает. Так и с вашим раскольничеством. По факту сегодня нет единства у вселенского православия. И РПЦ приложила к этому расколу свою руку. Желая первенствовать над другими (грех, в котором православные любят обличать католических пап), адепты РПЦ по факту продолжили разрывать хитон Господа. Этот грех вы совершили перед Богом. И не важно, объявят об этом грехе вам другие православные церкви или не объявят. Обязаны объявить. А если не объявят, то и они отвечать будут за то перед Престолом Его.Комментарий
-
Согласно предписаниям вселенских соборов так и есть. Я приводил аргументы, выдвинутые Андреем Кураеаым, где он цитировали эти предписания. В моем Дневнике есть эта его статья, на которую никто так и не смог ничего возразить по существу. Так что по факту все церкви, что проигнорировали вселенский собор, раскольники. Тут, как говорится, нужно либо прямо признать, что РПЦ давно плевала на те соборные предписания, а использует их только лишь против оппонентов, либо признать, что РПЦ подпирает вселенские соборы. Вот такое лукавство.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Согласно предписаниям вселенских соборов так и есть. Я приводил аргументы, выдвинутые Андреем Кураеаым, где он цитировали эти предписания. В моем Дневнике есть эта его статья, на которую никто так и не смог ничего возразить по существу. Так что по факту все церкви, что проигнорировали вселенский собор, раскольники. Тут, как говорится, нужно либо прямо признать, что РПЦ давно плевала на те соборные предписания, а использует их только лишь против оппонентов, либо признать, что РПЦ подпирает вселенские соборы. Вот такое лукавство.
Наше решение вполне правомерно и не противоречит никаким каноническим правилам.Комментарий
-
Грише с женской прической. Не, Грише, у Христа волосы выглядят на картинках не по женски. Я прекрасно вижу разницу между мужчинами с длинными волосами и мужчинами с женской прической. У Вас наипватарке они уложены по женски. Вы просто взяли чью-то аватарку. Так ведь? Это же не Вы, а какой-то актер из фильма.
Ну это дело такое, личное. Я ничего не имею против Вашей женской прически. О вкусах не спорят. Я просто обозначил, какого Гришу имел ввиду. Тут ведь до Вас был уже один Гриша, тоже любил чужие аватарки.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
П.С.
Шампунь "лошадиная сила" творит чудеса.Комментарий
-
Болгарская Православная Церковь была первой отказавшейся от участия во Всеправославном соборе. Она сделала это аргументированно и открыто, а решение было принято единодушно.
Наше решение последствие другого решения, от 21 апреля 2016 года, когда Святой Синод выразил свою позицию по проектам документов, подготовленных Всеправославной комиссией для рассмотрения и принятия на Святом великом соборе. По одному документу, касающемуся отношения Православной Церкви с остальным христианским миром, мы высказали достаточно критические замечания. И решили, что данный документ не может быть принят в настоящем виде, поскольку узаконит экуменизм.Комментарий
-
Да хоть апостолом деревянных табуреток.
Это с какого боку отменяет факт того, что слова о св.духе Помазанник сказал ортодоксальным иудеям, а не христианам?Вот,исходя от этого и развивайте свою мысль дальше,а если она не развивается,то это проблема Вашего мышления,а не моего вероучения.
И об итогах Вашего вероучения в Писаниях тоже давным-давно сказано:
к Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы (Иер,16:19)
Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. (Зах,8:23)Комментарий
-
Гриш, я вообще-то на работе, за рулем.
А серьезный вопрос был про троллейбус или про мое депо?Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
Комментарий