Вместо Божией Матери - Иван Грозный.
Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
-
Евгений Анисимов: «Памятник Грозному это кощунство»Представляем статью доктора исторических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал), главного научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Евгения Анисимова, написанную специально для «ОВ».
Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России. Когда 1850-х годах, при императоре Александре II, обсуждались кандидатуры исторических государственных и общественных деятелей, которых нужно отразить на памятнике «Тысячелетие России» (его предполагали установить в Великом Новгороде), в кругах интеллигенции и в придворной среде развернулись жаркие споры о многих исторических персонажах. И только в одном все были единодушны: персона Ивана Грозного не должна ни в каком виде быть на памятнике, ибо это позор и несчастье России. В ее истории никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России. И это было сказано при самодержавии! Можно говорить о реках крови, которые пролил Иван в собственной стране, о чудовищных, жесточайших репрессиях, которым он подвергал своих подданных. Речь идет о тысячах и тысячах людей. Напомню лишь одну абсолютно достоверную историю боярина и главы Боярской думы, авторитетнейшего Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Грозный обвинил его в несуществовавшем заговоре с целью захвата власти, заставил боярина надеть царские одежды, посадил на свой трон и, глумясь над стариком вырезал у него ножом сердце. Тело несчастного было брошено в навозную кучу, и его раздирали бездомные собаки.
Но царю этого было мало: началась дикая расправа с родственниками и слугами Федорова. Как писал современник, «умертвив таким образом Иоанна, его семейство и всех граждан, тиран, сев на коня, почти год объезжал с толпой убийц его поместья, деревни (Федоров был богат), производя повсюду истребление, опустошение и убийства. Захватив в плен его воинов и данников, тиран велел обнажить их, запереть в клетку и, насыпав туда серы и пороху, зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой взрыва, казались летающими в воздухе. Тиран очень забавлялся этим обстоятельством. Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так что он не пожелал оставить живым в каком-либо месте даже и маленького зверька. Поместья и скирды хлеба он зажигал и обращал в пепел. Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жен крестьян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем там тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших по лесам. Таким образом уничтожил он род и все семейство столь великого мужа, не оставляя в живых совершенно ни одного его свойственника или родственника».
Во время зверств в вотчинах Федорова царь особенно издевался над женщинами: «Женщин и девушек раздевали донага и в таком виде заставляли ловить по полю кур». Воспоминания подтверждаются записями самого Грозного, который в преклонные годы, чтобы вымолить у Бога прощение, завел «Синодик (поминальник) опальных» убитых и замученных им лично людей за всю свою жизнь. К самым жестоким расправам применялся весьма любопытный глагол «отделать» (о людях Федорова там сказано: «В Бежецком Верху отделано Ивановых 65 человек, да 12 человек ручным сечением»). Значит, последние 12 человек из людей Ивана Петровича приняли еще легкую смерть от меча или топора, в сравнении с первыми, которые были как-то особо «отделаны» сожжены, утоплены, распилены и т.д. Всего было казнено таким образом более трехсот людей Федорова.
«Синодик опальных», который вел сам Грозный, включал только за пять лет около 3,5 тысячи человек, начиная с ближних родственников царя, выдающихся полководцев, иерархов церкви и кончая простыми крестьянами и пленными крепостей, взятых его армией. Сам царь задумывал зверские казни и сидел, наслаждаясь тем, как живых людей варили в котле, взрывали на бочке с порохом, устраивали из них «шашлык», вращая на вертеле над медленным огнем, сдирали кожу, сажали на кол, причем чтобы усугубить мучения на глазах медленно умиравших людей опричники Грозного насиловали жен, дочерей, матерей казнимых. И все это не басни, не сказки, а реальные истории, зафиксированные во множестве документов и признаний порой самого впадавшего иногда в раскаяние царя.
Неслучайно РПЦ даже не рассматривала недавно внесенное предложение о канонизации Грозного он безжалостно приказал убить сотни монахов и священников. Посмотрите в Интернете информацию о трагической судьбе главы церкви того времени Филиппа Колычева, задушенного подручным царя Малютой Скуратовым. Новгородского архиепископа царь приказал зашить в медвежью шкуру и затравил собаками. Великий Новгород особенно пострадал от злодея в 1570 году. Тысячи его жителей, включая женщин и детей, были казнены страшными казнями, утоплены в Волхове. И опричники Грозного на лодках добивали топорами тех, кто всплывал на поверхность. Он совершил страшное святотатство: разграбил величайшую русскую святыню Святую Софию храм, который до него стоял нетронутым 500 лет. Следующими грабителями храма были в 1941 году немецкие и испанские фашисты. Грозный был настоящий насильник и садист он сам хвастался, что изнасиловал за свою жизнь тысячу девушек. Важно заметить, что он не был больным, сумасшедшим он прекрасно осознавал, что он творит, и порой ужас божеской кары пугал его, и тогда царь начинал каяться, записывать свои грехи и преступления, чтобы потом опять убивать и насиловать.
Если же все сказанное мало волнует читателя-державника, то подчеркну, что как государственный деятель он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения. Его царствование закончилось полным крахом: военным, политическим, экономическим. Прежде цветущая страна запустела до сих пор археологи на северо-западе России находят множество навсегда погибших, запустевших именно во времена Грозного деревень и починков.
То, что нам известно как Смута, когда Россия подверглась нападению врагов и гражданской войне, было прямым результатом правления Грозного. Тогда на какое-то время Россия погрузилась в небытие и даже исчезла с карты мира, и только простые люди, пережившие ад Иванова царствования, под знаменем Минина и Пожарского спасли Россию и для нас тоже. При этом можно поражаться покорности и терпению русского народа-мученика. Как писал историк начала XIX века Н.М. Карамзин, Россия «двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Фермопилах за Отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте Тигр упивался кровию агнцев и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умильного воспоминания от современников и потомков».
Это мы их потомки! Что же получается их жертва была напрасна? Что же их кровь не такая, как наша, а водица? Если мы живем, значит цепочка наших предков уходит и в эпоху Ивана. А сколько таких цепочек царь-убийца прервал! Убиенные Грозным такие же люди, как и мы. И мы должны уважать их память. Памятник Грозному это кощунство над их безымянными могилами. Все эти невинные жертвы злодея, несомненно, взыщут с нас когда-нибудь за это кощунство установку памятника величайшему злодею русской истории. Орлу это не пройдет даром!
Известно, что к концу жизни царь гнил заживо, издавая отвратительный запах. Бесспорно, Господь не допустил, чтобы Грозный избежал ада: в последнюю минуту его пытались постричь в монахи тогда считали, что это верный способ спасти душу. Но нет! Иноческий убор возложили уже на коченеющий труп злодея, и нет сомнений, что он в преисподней, там, где ему и место, а не на площади чудесного, замечательного, светлого города России.
Евгений Анисимов
- - - Добавлено - - -
интересно путинское быдло хоть когданить поумнеет?Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон ЧеховКомментарий
-
ну и что вы доказали крупным?
Можете ещё крупнее попробовать и побольше места занять.
Надо было красным плакатнее....
С чего бы это один из историков стал последней инстанцией?
интересно путинское быдло хоть когданить поумнеет?Комментарий
-
О Грозном известно уже почти все. Он был сыноубийцей, женоубийцей, внукоубийцей. Лично принимал участие в пытках. Прерывал молитву, и диктовал кого и как надо пытать. Известно, что этот человек был настоящим злодеем.
Более того, известно, что он проиграл все войны за 20 последних лет правления. И результатом его правления стал один из мрачнейших периодов в истории России. Он разделил страну на своих и чужих. Все вылилось в Смутное время, которое по сути было Гражданской войной.
Встает вопрос, что, Россия обезумела? Почему через пять веков хочет возвеличивать злодея?
На этот вопрос обычно отвечают: «А вот посмотри. Знаменитый Генрих Восьмой в Англии. Тоже тиран и женоубийца». Но это была правда и особенности другого времени. Нам же интересно говорить не про Грозного про нас.
Не представляю себе, чтобы Англия покрылась вдруг памятниками Генриху Восьмому. Или во Франции вдруг, как грибы, вырастали памятники Карлу Девятому, и на них бы писалось: «Спасибо за Варфоломеевскую ночь и истребление гугенотов».
Это вопросы к нам. Эти вопросы о нас. Как мы оцениваем свое прошлое и настоящее.
И тогда мы понимаем, что на самом деле, речь идет не о Грозном. Это все эвфемизмы в так и не разрешенных спорах о Сталине.
И Грозного, с легкой руки Эйзенштейна используют как метафору оценки правления Сталина. Это как бы мечта о нем.
Значит есть определенная часть людей в нашем обществе, которые хотели бы разделить страну на своих и чужих, на палачей и на жертв.
Почему-то они свято уверены, что они-то будут среди палачей.
Окажутся среди опричников с собачьей головой у седла, или, как Сорокин гениально описывал: «С собачьей головой на радиаторе «Мерседеса».
Просто хотелось бы предупредить, что история гораздо непредсказуемей, сложнее. Напрасно они считают, что будущее палачей им уготовано.
Пусть все-таки подумают о своей жизни, своих детей, о жизни современников.
Хочется предостеречь: «Не вызывайте дух злодея. Не играйте с огнем, это опасная игра, жертвами которой вы сами можете стать».
Павел Лунгин
- - - Добавлено - - -
я разместил не версию
а научно обоснованные факты
не передёргивайте
не в карты играетеНикто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон ЧеховКомментарий
-
게시일: 2012. 11. 21.
Иван Грозный. Портрет без ретуши.
Имя Ивана Грозного для многих ассоциируется со словами "деспот", "тиран". Но так ли это? Целый ряд исторических документов свидетельствует об ином. 1885 год. В Санкт-Петербурге выставлена новая работа Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Картина вызвала крайнее возмущение Петербургской интеллигенции. Никто не оспаривал мастерство художника. Критике подвергся сам сюжет картины, где вымысел выдавался за исторический факт. Обер-прокурор Святейшего Синода, историк церкви и член государственного совета Константин Петрович Победоносцев отправил императору Александру III письмо: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... фантастический. Иван Грозный не убивал своего сына». Этот фильм - историческое расследование, посвященное анализу деятельности русского царя.
Автор и ведущая: Татьяна Борщ
PS
И что у вас у всех за болезнь крупной печати?
Прям плакаты выставляете.Комментарий
-
Без признания всего контента, который не хостится на серверах РФ, потенциально экстремистским (и, следовательно, формирования "белого списка" веб-сайтов с неэкстремистским контентом), выполнение указанного Федерального Закона технически не представляется возможным.Комментарий
-
Когда его применяют к оппонентам, чтобы нанести им тем пощечину, то недоброго. А так, если не в лицо, а используют его в том же стиде, как пишут абстрактно о черни, то может быть вполне приемлемым.
Только к чему Вы мне это написали? Человек у меня спросил совсем о другом, на что я и ответил так. Мой ответ нельзя воспринимать по отношению к другому вопросу. Потому что и малейшее изменение в формулировке вопроса предполагает и другой уже ответ на него.
СССР был страной непризнанной миром. Это как если бы экстремисты-боевики вроде ИГИЛ захватили власть и создали своё государство. Мир относился враждебно к СССР. Внутренняя советская пропаганда в свою очередь демонизировала внешний капиталистический мир. Естественно, что когда немецкая армия пришла освобождать Россию от экстремистов, народ, оболваненный советской пропагандой, стал сопротивляться. По Вашей логике все эти люди - согласились с преступной советской властью, а значит достойны были бомб, сбрасываемых освободительной немецкой армией. Их дети, как "дети воров и грабителей", аналогично вполне заслуженно были убиваемы, раз ненавидели солдат армии освободителей.
А теперь озвучу свое отношение к конкретной теме, поднятой Вами. Какая бы безбожная советская власть ни была, свергать ее имели право только граждане этой страны. Каким путем? - Это уже другой вопрос. Не исключаю и военного пути. Хотя лучше бы эволюционным путем проходить. Но не всегда эволюциооный путь возможен. Но что я категорически не могу признавать, так это внешнее вторжение "помошников". Да и Германия не выгляла настолько благочестивой страной, чтобы верить, что она благо пришла совершить. Она приследовала только свои интересы, ища для оправдания своего вероломства благочестивые мотивы. Здесь она похожа на СССР, который также всегда разжигал войны под самыми благовидными предлогами, преследуя на самом деле свои геополитические интересы. Потому, оглядываясь назад, лично мне более симпатичны те советские люди, кто даже не любя власть советов, когда напала Германия, встал на защиту своей Родины. Не Сталина, не коммунистической идеологии, а именно на защиту своей Родины. Потому что в своем доме люди должны сами наводить порядок, без внешнего военного вмешательства. Я осуждаю всякое военное вторжение в чужое государство.
А так почти все милитаристы, захватывая чужие земли, "освобождали" их от идеологических противников и потенциальных врагов.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Комментарий
-
Евгений Анисимов: «Памятник Грозному это кощунство».
Представляем статью доктора исторических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики». Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному настоящее кощунство,
Значит все правильно поставили.Нет Бога кроме Аллаха и Иса Замысел Его.
Град Китеж видим для принявших Дух Истины.Комментарий
-
Чернь - в поэтической речи народ, лишённый высоких интересов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернь
Да, я разделяю для себя людей на одних, что имеют возвышенные интересы, и других, лишенных оных.
- - - Добавлено - - -
Сергей 69, это для Вас!
Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Комментарий
-
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
(Тит.1:12,13)
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
(2Тим.3:1-5)
Если Апостол пишет это для верующих, то не для того ли, чтобы они могли различать, кто каков? А у Вас - все, кто не с Вами, те сами себя возвышают...Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Чернь: Чернь (историзм, от «чёрные люди») люди из непривилегированных классов, простонародье, толпа, в поэтической речи народ, лишённый высоких интересов
Да, я разделяю для себя людей на одних, что имеют возвышенные интересы, и других, лишенных оных.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
-\Комментарий
Комментарий