Я немного выпал из диалога, поэтому возвращусь к проблеме иконоборчества, как она возникла в рамках восточных церквей.
Здесь я хотел бы отметить, что под первоначальные анафемы иконоборцев попадаем все мы, включая протестантские и евангелические деноминации. Первые иконоборческие гонения распространялись на принципиально любое изображение Христа, святых и бесплотных сил, вне зависимости от того, поклонялись им или нет. А обвинение формулировалось примерно следующим образом:
Какую из природ изображает икона Христа: божественную или человеческую? Если божественную, это хула, поскольку Божество не изобразимо. Если человеческую, то мы имеем несторианскую ересь: разделение Христа на Бога и человека, двухсубъектность. Если обе вместе, иконопочитатали исповедуют монофизитскую ересь, смешивая в Христе Божество и человечество и пытаясь хотя бы частично (в рамках этого смешения) изобразить неизобразимое. Если же ни одну, то что вообще изображается? Фикция?
Отсюда делался простой вывод: Спаситель не может быть изображаем.
Иконопочитатели отвечали просто: изображения изображают не природу, а ипостась (личность, индивида) в той мере, в которой он (индивид) может быть изображен. В какой мере? В такой, в которой он видим.
(заметьте, какой акцент делается на зрительные ощущения).
А если человек состоит из души и тела, что в человеке видимо? Тело, одушевленное тело. Вот, именно в том, что икона изображает кого-то (а не что-то) через то, что в нем изобразимо, и происходит возможность изображения Спасителя, и более того - свидетельство о реальном, а не призрачном его воплощении в наш мир.
Итак, икона изображает изобразимое, а на неизобразимое лишь указывает с помощью системы знаков (нимб, предмет в руках, фон, надписание, атрибут, одежда и т.д.). Божество - неизобразимо. Здесь важная разница с идолом, божественность которого является видимой и, следовательно, изобразимой. Каким образом? Таким, например, что первообразы языческих божеств могут быть ограничены в пространстве, антропо- или зооморфны, страстны, изменчивы, но при этом быть именно божествами "в чистом виде", а не отчасти божествами, отчасти животными или людьми.
- - - Добавлено - - -
ValeriyL
Встречная цитата:
Будем ее исследовать или примем как есть?
- - - Добавлено - - -
Мак_
Выше я пояснил: в язычестве божественность может быть материальна и изобразима.
Фотографируя, например, медведя или лося, вы делаете реальное изображение чьего-то реального тотемного божества по его божественности .
У евреев - был в виде внутренних росписей (вышивки) скинии и Иерусалимского храма (именно они - "архетипы" иконостасов).
Здесь я хотел бы отметить, что под первоначальные анафемы иконоборцев попадаем все мы, включая протестантские и евангелические деноминации. Первые иконоборческие гонения распространялись на принципиально любое изображение Христа, святых и бесплотных сил, вне зависимости от того, поклонялись им или нет. А обвинение формулировалось примерно следующим образом:
Какую из природ изображает икона Христа: божественную или человеческую? Если божественную, это хула, поскольку Божество не изобразимо. Если человеческую, то мы имеем несторианскую ересь: разделение Христа на Бога и человека, двухсубъектность. Если обе вместе, иконопочитатали исповедуют монофизитскую ересь, смешивая в Христе Божество и человечество и пытаясь хотя бы частично (в рамках этого смешения) изобразить неизобразимое. Если же ни одну, то что вообще изображается? Фикция?
Отсюда делался простой вывод: Спаситель не может быть изображаем.
Иконопочитатели отвечали просто: изображения изображают не природу, а ипостась (личность, индивида) в той мере, в которой он (индивид) может быть изображен. В какой мере? В такой, в которой он видим.
О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам
А если человек состоит из души и тела, что в человеке видимо? Тело, одушевленное тело. Вот, именно в том, что икона изображает кого-то (а не что-то) через то, что в нем изобразимо, и происходит возможность изображения Спасителя, и более того - свидетельство о реальном, а не призрачном его воплощении в наш мир.
Итак, икона изображает изобразимое, а на неизобразимое лишь указывает с помощью системы знаков (нимб, предмет в руках, фон, надписание, атрибут, одежда и т.д.). Божество - неизобразимо. Здесь важная разница с идолом, божественность которого является видимой и, следовательно, изобразимой. Каким образом? Таким, например, что первообразы языческих божеств могут быть ограничены в пространстве, антропо- или зооморфны, страстны, изменчивы, но при этом быть именно божествами "в чистом виде", а не отчасти божествами, отчасти животными или людьми.
- - - Добавлено - - -
ValeriyL
8 Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение - это дерево.
Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
- - - Добавлено - - -
Мак_
Как говорит Новый завет популярно в мире подобие Бога в образе человека.
Фотографируя, например, медведя или лося, вы делаете реальное изображение чьего-то реального тотемного божества по его божественности .
Разве у них был иконостас перед которым они валились с ног прикладываясь к полу?
Комментарий