Возможно ли спасение без молитвы за усопших?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • palatinus
    Deus semper maior

    • 24 November 2007
    • 2018

    #1936
    Сообщение от Певчий
    Так можно на любое слово оппонента реагировать, называя то все попытками навешать лапшу на уши.
    Можно. Но я реагирую именно на лапшу.

    Если Вам трудно вместить такое, что священный гнев может быть бесстрастным, то и я Вам не смогу этого силой впихнуть. Значит считайте, что я солгал Вам, написав о том опыте, о котором сам не имею и малейшего представления...
    Бесстрастный гнев - это уже не гнев. Гнев - это чувство (то, что вы называете страстью). Может вы и считаете, что умеете гневаться, не имея при этом чувств, только я вам поверю не больше, чем человеку, который рассерженно орет, ты ему говоришь "успокойся", а он отвечает "да я внутренне спокоен!"

    Тут уж как говорится, я сказал, а Вы смотрите, принимать ли сказанное или не принимать. Спор здесь не уместен.
    Ну, вот, что я вам и говорил: вы опираетесь на принцип "Сола мое мнение"
    «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 63013

      #1937
      Можно. Но я реагирую именно на лапшу.
      Эта реакция обусловлена Вашей предубежденностью.

      Бесстрастный гнев - это уже не гнев. Гнев - это чувство (то, что вы называете страстью). Может вы и считаете, что умеете гневаться, не имея при этом чувств, только я вам поверю не больше, чем человеку, который рассерженно орет, ты ему говоришь "успокойся", а он отвечает "да я внутренне спокоен!"
      Если о Христе сказано, что Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие, то это не значит, что Им двигала страсть. Также и Павел не из-за эмоционального перевозбуждения поразил слепотой волхва, как и Петр не из-за психики неуравновешенной поразил Ананию и Сапфиру смертью.

      Ну, вот, что я вам и говорил: вы опираетесь на принцип "Сола мое мнение"
      У Вас звучит точно такое же собственное мнение. Не обольщайте себя.
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
      <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

      Комментарий

      • Сергий 69
        Ветеран

        • 01 October 2010
        • 7716

        #1938
        Сообщение от palatinus
        Ну мы ведь говорим о "тогда", а не о "потом". И то, что эти люди потом выстояли - не их заслуга, и то, что другие пали - не Бога вина.
        Это разговор о людях, которых мы не знали лично. Каковы они были можно судить по концу жизни их. Они предпочли гонения и смерть за Христа спокойной жизни при отречении. Такой выбор могли сделать лишь те, кто жил нелицемерно, как и подобает христианину. Думать о них плохо, что они были в жизни трусоваты нет причин.
        Сообщение от palatinus
        Не получится наоборот, Сергей. 1) Ведь мы изначальна говорим об анафеме в православной церкви 2) У нас просто нет практики публичного провозглашения анафемы. Хотите поговорить о нашей церковной дисциплине - пожалуйста, но это уже совсем другой вопрос. А сначала давайте закончим с православными.
        Да ведь вопросы то взаимопереплетённые. В ваших церквях тоже отлучают людей, которые не раскаиваются и продолжают жить во грехе. Отлучённый "..лишается всех прав члена церкви, таких как служение, право голоса, участие в Вечере Господней и христианское приветствие." ( Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р.Джексон). Причём после покаяния следует восстановление.

        Какое сходство с тем, что есть в Православии. Да, слово "анафема" у вас не произносится, ( что конечно странно для людей живущих строго по Писанию), но суть то одна и та же.

        Вы не задавались вопросом насколько страшно отлучение от баптистской церкви? Скорее всего нет, поскольку всё настолько естественно и понятно, что и вопросы не могут возникнуть. Так же и в нашем случае говорить насколько страшна анафема просто излишне.

        Да, для человека живущего церковной жизнью, она безусловна страшна. Отлучение от Церкви, лишение Таинств и молитв братьев и сестёр для христианина закосневшего в грехе может быть "холодным душем" и способствовать его исправлению. Церковь и прибегает к этой мере в самом крайнем случае.

        Сообщение от palatinus
        Но все это идет под заголовком "проклинать сицевым образом".
        Совершенно верно. Проклинать- желать худого, а добавлять к проклятию ещё и анафему, значит показывать что и помолиться в беде за человека будет некому. Как ни крути, а анафема и проклятие не одно и то же.

        Комментарий

        • Renev
          Я ужасен :(.

          • 10 January 2010
          • 11946

          #1939
          Сообщение от palatinus
          Бесстрастный гнев - это уже не гнев. Гнев - это чувство (то, что вы называете страстью). Может вы и считаете, что умеете гневаться, не имея при этом чувств, только я вам поверю не больше, чем человеку, который рассерженно орет, ты ему говоришь "успокойся", а он отвечает "да я внутренне спокоен!"
          Страсть это то, что двигает вашим чувствами, а может двигать и не страсть, а вполне благопристойные порывы.

          Комментарий

          • palatinus
            Deus semper maior

            • 24 November 2007
            • 2018

            #1940
            Сообщение от Певчий
            Эта реакция обусловлена Вашей предубежденностью.
            Нет, опытом общения с вами.

            Если о Христе сказано, что Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие, то это не значит, что Им двигала страсть. Также и Павел не из-за эмоционального перевозбуждения поразил слепотой волхва, как и Петр не из-за психики неуравновешенной поразил Ананию и Сапфиру смертью.
            Это так, но мы ведь и не о них говорим, а о вас и тех, кто проклинал раскольников. Да и о том, что гневаться можно, только бесстрастно они тоже не учили.

            У Вас звучит точно такое же собственное мнение. Не обольщайте себя.
            Ну так я ж не возвожу его в принцип и не говорю вам: "Я сказал и спор здесь не уместен".
            «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

            Комментарий

            • Певчий
              И будет Бог во всем
              Модератор Форума

              • 16 May 2009
              • 63013

              #1941
              Нет, опытом общения с вами.
              Так и этот опыт Вы проходили с предвзятым внутренним настроем.

              Это так, но мы ведь и не о них говорим, а о вас и тех, кто проклинал раскольников. Да и о том, что гневаться можно, только бесстрастно они тоже не учили.
              Т.е., Христос и Апостолы могли иметь тот опыт бесстрастия, а православным Вы отказываете в той возможности только потому, что они православные. Вот это и есть то предвзятое отношение в Вас, о котором я и писал выше.

              Ну а то, что лично Вам не расписали как схоластику все учение по полочкам в Библии эти Апостолы, так это Вы к ним претензии предъявите в последний День. А у Церкви Христовой того капиза нет, каким движимы Вы. Церковь получила Духа Святого, Который и научает всему духовному непосредственно, так что и Писанию не противоречат те откровения, и Писанием не ограничена та полнота во Христе, как то есть у Вас.

              Ну так я ж не возвожу его в принцип и не говорю вам: "Я сказал и спор здесь не уместен".
              Если бы для Вас то не было принципиально, Вы бы не спорили здесь уже который день.
              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
              <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

              Комментарий

              • palatinus
                Deus semper maior

                • 24 November 2007
                • 2018

                #1942
                Сообщение от Сергий 69
                Это разговор о людях, которых мы не знали лично. Каковы они были можно судить по концу жизни их. Они предпочли гонения и смерть за Христа спокойной жизни при отречении. Такой выбор могли сделать лишь те, кто жил нелицемерно, как и подобает христианину. Думать о них плохо, что они были в жизни трусоваты нет причин.
                Мы не можем судить каковыми они были тогда по концу их жизни, как и не можем сказать о "разбойнике на кресте", что он проводил жизнь в посте, молитве и покаянии, хотя в конце жизни он ничего не ел, молил Иисуса и, очевидно, раскаивался.

                Да, для человека живущего церковной жизнью, она безусловна страшна. Отлучение от Церкви, лишение Таинств и молитв братьев и сестёр для христианина закосневшего в грехе может быть "холодным душем" и способствовать его исправлению. Церковь и прибегает к этой мере в самом крайнем случае.
                Ну вот видите, вполне могли обойтись и без сравнительного анализа (ваш монолог о баптистском отлучении выслушал). И если по сути анафема ввергает человека в то, что страшно и плохо, а мы уже знаем, что призывать беды на человека означает проклинать его, то разве не разумно заключить, что анафема - это таки проклятие церковное, как само это слово и переведено в славянской Библии?

                Совершенно верно. Проклинать- желать худого, а добавлять к проклятию ещё и анафему, значит показывать что и помолиться в беде за человека будет некому.
                Вы, наверное, не поняли: слова проклят и анафема объединяются под заголовком "проклятие", следовательно, для проклинающего анафема и проклятие были одним и тем же.

                Как ни крути, а анафема и проклятие не одно и то же.
                А вы не крутите, а смотрите проще. Я же вам показал, что эти два слова, анафема и проклятие используются как взаимозаменяемые.
                «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

                Комментарий

                • palatinus
                  Deus semper maior

                  • 24 November 2007
                  • 2018

                  #1943
                  Сообщение от Певчий
                  Так и этот опыт Вы проходили с предвзятым внутренним настроем.
                  Напротив: я оцениваю собеседника в процессе разговора.

                  Т.е., Христос и Апостолы могли иметь тот опыт бесстрастия, а православным Вы отказываете в той возможности только потому, что они православные. Вот это и есть то предвзятое отношение в Вас, о котором я и писал выше.
                  Нет, я же сказал, что они ни о каком бесстрастном гневе вообще не говорили, а потому у меня возникают вполне естественные сомнения в том, что то, о чем говорите вы, и что делали они - одно и то же.

                  Ну а то, что лично Вам не расписали как схоластику все учение по полочкам в Библии эти Апостолы, так это Вы к ним претензии предъявите в последний День.
                  Никакие претензии я им не собираюсь предъявлять. Ни сейчас, ни тогда.

                  А у Церкви Христовой того капиза нет, каким движимы Вы.
                  По-моему, капризничаете здесь только вы, Александр.

                  Церковь получила Духа Святого, Который и научает всему духовному непосредственно, так что и Писанию не противоречат те откровения, и Писанием не ограничена та полнота во Христе, как то есть у Вас.
                  Церковь получила Духа, но она может и отступить от Христа, перестать быть Ему угодной (послание семи церквям в Откровении, и не думайте, что если вы православные, вас это не касается). Да и духи бывают разные, и все маскируются под Святого, так, что их испытывать надо. У нас есть и критерий для испытания: Писания, Слово Божье, а у вас - вы сами, ставя себя выше Писания.

                  Если бы для Вас то не было принципиально, Вы бы не спорили здесь уже который день.
                  Хорошее замечание, но мимо. Я говорил о принципиальности в аргументах.
                  «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

                  Комментарий

                  • Певчий
                    И будет Бог во всем
                    Модератор Форума

                    • 16 May 2009
                    • 63013

                    #1944
                    Сообщение от palatinus
                    Напротив: я оцениваю собеседника в процессе разговора.
                    Как будто то оценивание не может быть предвзятым. Детский сад какой-то. Христа и Апостолов Его фарисеи тоже оценивали, но это оценивание их было обусловлено степенью их нечистоты сердечной.

                    Сообщение от palatinus
                    Нет, я же сказал, что они ни о каком бесстрастном гневе вообще не говорили, а потому у меня возникают вполне естественные сомнения в том, что то, о чем говорите вы, и что делали они - одно и то же.
                    Если Вас смущает само название "бесстрастный гнев", то это пол-беды. Хуже если Вы вообще не признаете тот гнев, что он возможен и в поступках святых.

                    Сообщение от palatinus
                    Никакие претензии я им не собираюсь предъявлять. Ни сейчас, ни тогда.
                    Страшно? Куда проще выдвигать те претензии тем, о ком не написано в Библии. Да, трудно признать Христа в садовнике... Куда проще воздвигать гробницы в сердцах своих канонизированным святым и праведникам, о которых написано в Библии, что они рабы Божьи...

                    Сообщение от palatinus
                    По-моему, капризничаете здесь только вы, Александр.
                    Именно, по-Вашему.

                    Сообщение от palatinus
                    Церковь получила Духа, но она может и отступить от Христа, перестать быть Ему угодной (послание семи церквям в Откровении, и не думайте, что если вы православные, вас это не касается). Да и духи бывают разные, и все маскируются под Святого, так, что их испытывать надо. У нас есть и критерий для испытания: Писания, Слово Божье, а у вас - вы сами, ставя себя выше Писания.
                    Касается и православных то предостережение, о чем всегда предостерегали во все времена православные святые.
                    И о необходимости распознавать духов всегда твердит ПЦ своим чадам.
                    Ну а тот критерий, который Вы на словах себе избрали, при неочищенном сердце и повреждении ума ересью, усвоенной ранее под личиною "истины", оказывается не эффективным на практике. На эту тему Вам лучше поспорить со СИ, на словах утверждающих тоже, что и Вы...
                    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
                    <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

                    Комментарий

                    • palatinus
                      Deus semper maior

                      • 24 November 2007
                      • 2018

                      #1945
                      Сообщение от Певчий
                      Как будто то оценивание не может быть предвзятым. Детский сад какой-то. Христа и Апостолов Его фарисеи тоже оценивали, но это оценивание их было обусловлено степенью их нечистоты сердечной.
                      Ну то ж фарисеи и Христа! А здесь - всего лишь я всего лишь вас А на счет предвзятости, так вас я оценивал не предвзято.

                      Если Вас смущает само название "бесстрастный гнев", то это пол-беды. Хуже если Вы вообще не признаете тот гнев, что он возможен и в поступках святых.
                      Меня не столько название смущает, сколько то, что вы свой опыт ставите наравне с опытом Христа и святых.

                      Страшно?
                      Страшно. Потому что я там не претензии буду предъявлять, а уповать на милость Божью. А вы, похоже, себе уже место в раю купили свечками да заказанными молебнами.

                      Именно, по-Вашему.
                      И именно вы

                      Касается и православных то предостережение, о чем всегда предостерегали во все времена православные святые.
                      Так что, коснулось?

                      И о необходимости распознавать духов всегда твердит ПЦ своим чадам.
                      И какой она критерий дает?

                      Ну а тот критерий, который Вы на словах себе избрали, при неочищенном сердце и повреждении ума ересью, усвоенной ранее под личиною "истины", оказывается не эффективным на практике.
                      Ну почему же, очень эффективным. Ибо когда мы начали его разбирать, вам не по себе стало, так что вы заговорили сразу о личных мнениях и от дальнейшей дискуссии отказались.

                      На эту тему Вам лучше поспорить со СИ, на словах утверждающих тоже, что и Вы...
                      Не получиться, ибо их отец-основатель Рассел ставил свои творения выше Библии. Да и сейчас они мнение организации ставят выше нее. И в этом они очень похожи на вас )))
                      «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

                      Комментарий

                      • Певчий
                        И будет Бог во всем
                        Модератор Форума

                        • 16 May 2009
                        • 63013

                        #1946
                        Сообщение от palatinus
                        Меня не столько название смущает, сколько то, что вы свой опыт ставите наравне с опытом Христа и святых.
                        При этом я имею смелость прямо говорить, что озвучиваю именно свое понимание о том опыте. А вот Вы самоуверенно бьете себя в грудь, что Ваш опыт - это не Ваш опыт, а опыт Христа и святых. В этом ключевое различие между нами.

                        Сообщение от palatinus
                        Страшно. Потому что я там не претензии буду предъявлять, а уповать на милость Божью. А вы, похоже, себе уже место в раю купили свечками да заказанными молебнами.
                        Ну, если у Вас сложилось такое представление о моем понимании в данном вопросе, то я ничем не могу Вам помочь. Раз Вы меня таким видите, то обманывайтесь и дальше. Но мне такие суждения чужды.

                        Сообщение от palatinus
                        Так что, коснулось?
                        И давно уже. Даже еще за долго до того, как примирился с ПЦ.

                        Сообщение от palatinus
                        И какой она критерий дает?
                        Вы хотите в двух словах получить ответ, к которому приходят люди только через молитвенное общение с Богом? - Извините, но коротко не получится. А писать много - нет ни желания, ни времени, ни уверенности, что Вам оно нужно...

                        Сообщение от palatinus
                        Ну почему же, очень эффективным. Ибо когда мы начали его разбирать, вам не по себе стало, так что вы заговорили сразу о личных мнениях и от дальнейшей дискуссии отказались.
                        Да ничего там эффективного не было. Вы просто стали в позу, упершись в собственное представление, принципиально не принимая никаких доводов. И что мне, уподобиться Вам? Так это будет как у тех двух животных, что повстречались на мосту, не желая уступить друг другу дорогу. Помните, чем окончилась та история? - Так вот, те животные не являются для меня идеалом для подражания. А Вы - как хотите. Можете идти по их пути. А я могу и отойти в сторону. Ведь доказывать кому-то что-то не имею потребности. На форумах люди должны просто делиться своим пониманием. А насколько то понимание соответствует истине, так это уже всякий читающий сам для себя решать должен...

                        Сообщение от palatinus
                        Не получиться, ибо их отец-основатель Рассел ставил свои творения выше Библии. Да и сейчас они мнение организации ставят выше нее. И в этом они очень похожи на вас )))
                        Так у Вас тоже самое. И как расселиты уверены, что у них все по Библии, так и Вы мыслите в тех же шаблонах.
                        Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
                        <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

                        Комментарий

                        • Сергий 69
                          Ветеран

                          • 01 October 2010
                          • 7716

                          #1947
                          Сообщение от palatinus
                          Мы не можем судить каковыми они были тогда по концу их жизни, как и не можем сказать о "разбойнике на кресте", что он проводил жизнь в посте, молитве и покаянии, хотя в конце жизни он ничего не ел, молил Иисуса и, очевидно, раскаивался.
                          Если мы не зная людей не можем быть уверены, что они были честные и порядочные, то как можем утверждать обратное? Ведь мы их не знали.

                          Сообщение от palatinus
                          И если по сути анафема ввергает человека в то, что страшно и плохо, а мы уже знаем, что призывать беды на человека означает проклинать его, то разве не разумно заключить, что анафема - это таки проклятие церковное, как само это слово и переведено в славянской Библии?
                          Никак не разумно. Поскольку анафема не ввергает в то, что плохо, но свидетельствует, что человек, поступая так, как он делает, по сути уже не член Церкви.

                          Сообщение от palatinus
                          Вы, наверное, не поняли: слова проклят и анафема объединяются под заголовком "проклятие", следовательно, для проклинающего анафема и проклятие были одним и тем же.
                          Давайте переложим на более пространную формулировку.

                          "Проклинаю ( Призываю беды на) всех тех которые святейшаго Никона патриарха называют еретиком и неправославным, да будут прокляти ( придут на них беды) и анафема ( придут на них беды).

                          Это правильно?
                          Сообщение от palatinus
                          А вы не крутите, а смотрите проще. Я же вам показал, что эти два слова, анафема и проклятие используются как взаимозаменяемые.
                          И где бы Вы запросто заменили одно на другое?

                          Комментарий

                          • palatinus
                            Deus semper maior

                            • 24 November 2007
                            • 2018

                            #1948
                            Сообщение от Певчий
                            При этом я имею смелость прямо говорить, что озвучиваю именно свое понимание о том опыте. А вот Вы самоуверенно бьете себя в грудь, что Ваш опыт - это не Ваш опыт, а опыт Христа и святых. В этом ключевое различие между нами.
                            Ладно, Александр, я не вижу перспективы в этом разговоре, так что всего доброго!

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от Сергий 69
                            Если мы не зная людей не можем быть уверены, что они были честные и порядочные, то как можем утверждать обратное? Ведь мы их не знали.
                            Если мы их не знали, то не надо и говорить, что "думать о них плохо, что они были в жизни трусоваты нет причин".

                            Никак не разумно. Поскольку анафема не ввергает в то, что плохо, но свидетельствует, что человек, поступая так, как он делает, по сути уже не член Церкви.
                            Ну почему же не разумно? Ведь мы уже определили, что анафема означает "определенное на уничтожение". И становится оно таковым именно после произнесения анафемы, а не до этого.

                            Давайте переложим на более пространную формулировку.

                            "Проклинаю ( Призываю беды на) всех тех которые святейшаго Никона патриарха называют еретиком и неправославным, да будут прокляти ( придут на них беды) и анафема ( придут на них беды).

                            Это правильно?
                            По сути да, правильно.

                            И где бы Вы запросто заменили одно на другое?
                            Не я, а уже его заменили: например в старославянском переводе в 1 Кор. 16:22. Это если не вспоминать про "проклят" в скобках в Православной энциклопедии
                            «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

                            Комментарий

                            • Сергий 69
                              Ветеран

                              • 01 October 2010
                              • 7716

                              #1949
                              Сообщение от palatinus
                              Ну почему же не разумно? Ведь мы уже определили, что анафема означает "определенное на уничтожение". И становится оно таковым именно после произнесения анафемы, а не до этого.
                              Это было определение не анафемы, а заклятия, которое в старославянском переведено как проклятие.
                              Сообщение от palatinus
                              По сути да, правильно.
                              По сути, это тавтология. Так по русски не говорят.
                              Сообщение от palatinus
                              Не я, а уже его заменили: например в старославянском переводе в 1 Кор. 16:22. Это если не вспоминать про "проклят" в скобках в Православной энциклопедии
                              Так я же не со старославянским переводом разговариваю, а с Вами. Где бы Вы свободно заменили анафему на проклятие?

                              Комментарий

                              • palatinus
                                Deus semper maior

                                • 24 November 2007
                                • 2018

                                #1950
                                Сообщение от Сергий 69
                                Это было определение не анафемы, а заклятия, которое в старославянском переведено как проклятие.
                                Я же вам говорил, что это и есть греч. анафема, и скриншоты страниц этого словаря специально давал. Вы их смотрели?

                                По сути, это тавтология. Так по русски не говорят.
                                Ну может вы бы так не сказали, а они говорят именно об этом: все идет под заголовком "проклинать сицевым образом" и дальше подробности, как именно проклинать: "Проклинаю ... да будут прокляти и анафема".

                                Так я же не со старославянским переводом разговариваю, а с Вами. Где бы Вы свободно заменили анафему на проклятие?
                                Ну там мы же говорим не о моем мнении, а о том, значит ли анафема церковное проклятие, и исходим из того, как исторически она употреблялась. Вот я вам и говорю: сама основа такого понимания анафемы заложена в старославянском переводе.
                                «Мы должны читать Отцов рассудительно и тщательно взвешивать их слова, поскольку они часто претыкались и сбивались с пути, примешивая в своих книгах к чистому слову многие монашеские измышления...» (с) Мартин Лютер

                                Комментарий

                                Обработка...