Раскол Вселенской Церкви 1054 г.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Jeka2
    Христианин

    • 20 January 2007
    • 4340

    #121
    * 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
    * 2. Михаила неправо называют патриархом,
    * 3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
    * 4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
    * 5. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
    * 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
    * 7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
    * 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
    * 9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
    * 10. Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
    * 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
    Этот перечень я не раз встречал и было бы весьма интересно исследовать его "по пунктам".
    Вопрос №1: откуда перечень? Из архива РКЦ? Оригинал сохранился?
    Вопрос №2: в тексте мы видим термины "Константинопольская Церковь" и "Церковь Греции", и судя по смыслу, для авторов это было одно и то же. Это так?
    Вопрос №3: николаиты из Писания и упомянутые в перечне - это одно и то же?
    Жизнь - это поиск Бога,
    смерть - это встреча с Ним...
    ---------------------------------
    Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
    но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

    Комментарий

    • shepherd
      Ветеран

      • 11 July 2007
      • 1843

      #122
      Сообщение от tulack
      Кстати, аналогичный случай произошел совсем недавно (1996) между патриархами Московским и Константинопольским. Кому нибудь было до этого дело?
      Что за случай? Как то вроде не шумели об этом.
      временно за православных.

      Комментарий

      • nonconformist
        Отключен

        • 01 March 2010
        • 33654

        #123
        Сообщение от shepherd
        Что за случай? Как то вроде не шумели об этом.
        Насколько я помню по-моему вопрос касался желания эстонских православных перейти в юрисдикцию Константинополя.

        Комментарий

        • Крапива
          Нашедший

          • 08 January 2007
          • 1919

          #124
          Сообщение от nonconformist
          Насколько я помню по-моему вопрос касался желания эстонских православных перейти в юрисдикцию Константинополя.
          И на чем все закончилось?
          Si Deus Pro Nobis Quis Contra Nos
          http://www.holytrinitychurch-ua.com/

          Комментарий

          • nonconformist
            Отключен

            • 01 March 2010
            • 33654

            #125
            Сообщение от Крапива
            И на чем все закончилось?
            По моему ничем. Дело заморозилось. Эстонские приходы в Эстонии перешли в константинопольскую юрисдикцию, русские остались в русской юрисдикции. Пусть эстонцы поправят, если ошибаюсь.
            Для Московского Патриархата главным вопросом было, чтобы Константинополь не поддержал Филарета на Украине. Поэтому эстонский вопрос был разменной монетой на этих переговорах.

            Комментарий

            • Крапива
              Нашедший

              • 08 January 2007
              • 1919

              #126
              Сообщение от nonconformist
              По моему ничем. Дело заморозилось. Эстонские приходы в Эстонии перешли в константинопольскую юрисдикцию, русские остались в русской юрисдикции. Пусть эстонцы поправят, если ошибаюсь.
              Для Московского Патриархата главным вопросом было, чтобы Константинополь не поддержал Филарета на Украине. Поэтому эстонский вопрос был разменной монетой на этих переговорах.
              Ясно, опять как всегда Украина стала разменной монетой.
              Si Deus Pro Nobis Quis Contra Nos
              http://www.holytrinitychurch-ua.com/

              Комментарий

              • Крапива
                Нашедший

                • 08 January 2007
                • 1919

                #127
                Сообщение от Jeka2
                Этот перечень я не раз встречал и было бы весьма интересно исследовать его "по пунктам".
                Вопрос №1: откуда перечень? Из архива РКЦ? Оригинал сохранился?
                Вопрос №2: в тексте мы видим термины "Константинопольская Церковь" и "Церковь Греции", и судя по смыслу, для авторов это было одно и то же. Это так?
                Вопрос №3: николаиты из Писания и упомянутые в перечне - это одно и то же?
                Да без проблем, могу выложить полный текст Анафемы легата Гумберта, так , что исследуйте .

                1. Перечень выписан точно не знаю кем но выложен на сайте. Это просто краткое описание основных пунктов обвинений вот и все. Выписать мог их кто угодно ведь материал Анафемы сохранился.
                2. Похоже что да.
                3. Думаю что речь идет о тех самых.

                Полный текст Анафемы на патриарха Константинопольского и остальных вместе с ним.

                "Св. Римская первая апостольская кафедра, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах, ради церковного мира и пользы благоволила послать нас, легатов своих, в этот царствующий град, чтобы мы пришли и узнали, справедлив ли тот слух, который беспрестанно доходит до ушей ее из сего города, или же нет". Затем легаты, похвалив императора, клир и народ за благочестие, относительно же патриарха говорили: "Что же касается до Михаила, неправо называемого патриархом,и сообщников его глупости (stultitiae), то ежедневно в его среде рассеиваются здесь множайшие плевелы ересей. Именно, подобно симонианам, они продают дар Божий, подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и однако же делают их не только клириками, но и епископами. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Св. Троицы, в особенности латинян. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря. Подобно северианам, злословят закон Моисеев. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождения Духа Святого и от Сына.Подобно манихеям, между прочим, считают квасное одушевленным. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостоивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении. Относительно этих заблуждений и многих других сам Михаил, вразумляемый письмами папы Льва, не образумился. Поэтому, мы легаты, не снося несправедливости и оскорбления, допущенного касательно первой апостольской кафедры, властью святой и нераздельной Троицы и апостольской кафедры всех св. отцов, бывших на седьми Вселенских соборах, произносим анафему на Михаила и его сообщников, если не вразумятся. Михаилу и сообщникам его, пребывающим в вышеуказанных заблуждениях и предерзостях анафема, маранафа вместе с симонианами, валезианами... и со всеми еретиками, купно же с диаволом и ангелами его. Аминь, аминь, аминь".
                Si Deus Pro Nobis Quis Contra Nos
                http://www.holytrinitychurch-ua.com/

                Комментарий

                • Певчий
                  И будет Бог во всем
                  Модератор Форума

                  • 16 May 2009
                  • 62520

                  #128
                  Сообщение от Крапива
                  Ясно, опять как всегда Украина стала разменной монетой.
                  Возникновение Киевского Патриархата - это вообще дело политиков, а не духовенства, и уж вообще не при чем здесь обычные миряне. Кравчук замутил эту воду, сыграв на честолюбии Филарета, преследуя исключительно лишь свои земные интересы. Филарет повелся на это. А дальше - понеслось и поехало...
                  Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                  Комментарий

                  • vit7
                    Временно отключен

                    • 17 March 2010
                    • 7337

                    #129
                    Сообщение от nonconformist
                    Насколько я помню по-моему вопрос касался желания эстонских православных перейти в юрисдикцию Константинополя.
                    На официальном сайте такого нет!
                    Официальные документы Эстонской Православной Церкви МП

                    Комментарий

                    • nonconformist
                      Отключен

                      • 01 March 2010
                      • 33654

                      #130
                      Сообщение от vit7
                      Я говорю о тех приходах, где большинство прихожан составляли эстонцы и богослужение велось на эстонском языке.
                      Эсто́нская апо́стольская правосла́вная це́рковь (ЭАПЦ; эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik) автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви. Сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата, который оспаривает каноническую законность действий Константинопольского Патриархата на территории Эстонии.

                      Комментарий

                      • shepherd
                        Ветеран

                        • 11 July 2007
                        • 1843

                        #131
                        Сообщение от nonconformist
                        Насколько я помню по-моему вопрос касался желания эстонских православных перейти в юрисдикцию Константинополя.
                        Да я сейчас посмотрел материал по этой теме, но анафеме они друг друга не предавали. Москва лишь перестала упомянать Константинопольского патриарха в диптихах. Поэтому вопрос, что имел ввиду уважаемый tulack, говоря:-"анологичный случай", остаётся открытым.
                        временно за православных.

                        Комментарий

                        • vit7
                          Временно отключен

                          • 17 March 2010
                          • 7337

                          #132
                          Сообщение от Певчий
                          Возникновение Киевского Патриархата - это вообще дело политиков, а не духовенства, и уж вообще не при чем здесь обычные миряне. Кравчук замутил эту воду, сыграв на честолюбии Филарета, преследуя исключительно лишь свои земные интересы. Филарет повелся на это. А дальше - понеслось и поехало...
                          Ты прав! О таких отступниках сказано было и раньше-
                          Всяк отделяющийся от Церкви присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чужд обетований Церкви. Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Так рассуждает о единстве Церкви святой Киприан. Не догматическое только единомыслие кладет он в основу единства Церкви, но именно единение с Церковью как бы с некоторым организмом. Если бы, - рассуждает святой Иоанн Златоуст, - случилось руке отделиться от тела, дух (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей

                          Комментарий

                          • Певчий
                            И будет Бог во всем
                            Модератор Форума

                            • 16 May 2009
                            • 62520

                            #133
                            Сообщение от Jeka2
                            Кстати, представителями обоих Церквей на официальном уровне «анафемы» те уже упразднены.
                            А можно эти официальные документы увидеть?
                            Извините, Евгений, но на данный момент я не располагаю конкретными ссылками по Вашему запросу. Просто я обычно делаю выписки со ссылками в тех случаях, когда нахожу для себя нечто интересное в тех текстах. А данная тема меня как-то не захватывала настолько, чтобы еще для себя и ссылки по ней составлять. Я просто помню, что читал где-то о снятии этих анафем на каком-то православной сайте. Ну а Вы, конечно же, вправе мне и не поверить, что такое событие имело место быть. Дело личное, как говорится.
                            Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                            Комментарий

                            • nonconformist
                              Отключен

                              • 01 March 2010
                              • 33654

                              #134
                              Сообщение от shepherd
                              Да я сейчас посмотрел материал по этой теме, но анафеме они друг друга не предавали. Москва лишь перестала упомянать Константинопольского патриарха в диптихах.
                              Нет, конечно. Обменялись резкими заявлениями и все.
                              Кстати в 20-м веке это не первый случай кнфликтных отношений. До этого были вопросы о Финляндской Церкви (претензии Москвы) и Американской Церкви (претензии Константинополя).

                              Комментарий

                              • nonconformist
                                Отключен

                                • 01 March 2010
                                • 33654

                                #135
                                Сообщение от Jeka2
                                А можно эти официальные документы увидеть?
                                Совместная декларация папы Павла VI и патриарха Афинагора I


                                ОТМЕНА АНАФЕМ МЕЖДУ РИМОМ И КОНСТАНТИНОПОЛЕМ

                                1. Проникнутые признательностью к Богу за благодать, которой, по Своему милосердию, Он побудил к братской встрече Святые Престолы, в которых через смерть и воскресение Господа Иисуса совершилась тайна нашего спасения, а через излияние Святого Духа родилась Церковь, папа Павел VI и патриарх Афинагор I не упустили из виду предложения, сделанного в свое время каждым из них, чтобы отныне не отказываться ни от каких действий, вдохновленных любовью, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию братских отношений между Римско-Католической и Константинопольской Православной Церквами. Папа и Патриарх должны, таким образом, ответить на воззвание благодати, которую несут сегодня Римско-Католическая и Православная Церкви, а также все христиане; должны также преодолевать различия, чтобы быть снова единым, как просил Господь Иисус за них у Отца.


                                2. Среди препятствий, находящихся на пути развития этих братских отношений, основанных на уважении и доверии, фигурирует воспоминание постановлений, актов и тягостных инцидентов, приведших в 1054 г. к анафеме, объявленной патриарху Керулларию и двум другим церковным деятелям легатами Римского Престола, возглавляемыми кардиналом Гумбертом, и ответной анафеме, объявленной легатам со стороны Патриарха и Синода Константинопольской Церкви.


                                3. Нельзя недооценивать значения этих событий в тот чрезвычайно бурный период истории. Но сегодня, когда им дана более ясная и адекватная оценка, следует признать злоупотребления, приведшие в дальнейшем к последствиям, которые, насколько о них можем судить, превысили намерения и предвидения их виновников, чьи критические высказывания относились к лицам, а не к Церквам, и не имели намерения разрывать церковной общности между Римом и Константинополем.


                                4. Поэтому папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные, что выражают единодушное чувство справедливости и любви своих верных, а также вспоминая слова Господа: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим" (Мф 5.23-24), заявляют обоюдно:


                                а) осудить обвинительные слова, безосновательные замечания и действия, которые с обеих сторон сопутствовали печальным событиям той эпохи;


                                б) осудить также, предать забвению и удалить из лона Церкви анафемы, которые последовали за этими событиями и воспоминание о которых стало препятствием для сближения в любви вплоть до наших дней;


                                в) осудить, наконец, печальные прецеденты и последующие события, которые, под влиянием разнообразных факторов, в том числе непонимания и взаимного недоверия, привелив конце концов к фактическому разрыву церковного единства.


                                5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом отдают себе отчет в том, что этого акта справедливости и взаимопрощения недостаточно, чтобы положить конец разногласили, существующим между Римско-Католической и Православной Церквями. Эти разногласия будут преодолены действием Святого Духа благодаря очищению сердец, сожалению о совершенных несправедливостях, а также благодаря воле, способной достичь понимания, общего выражения апостольской веры и своих требований.


                                Тем не менее, совершая этот акт, Папа и Патриарх надеются, что он станет угодным Богу, скорому прощать нам, когда мы прощаем друг другу, и почитаемому во всем христианском мире, но особенно в Римско-Католической и Православной Церквях, как выражение искренней обоюдной воли примирения и как приглашение следовать далее в духе доверия, взаимоуважения и любви. Этот диалог приведет Церкви, с помощью Божией, к новой жизни, для большего добра душ и пришествия Царства Божиего, в полном единении веры, сакраментальной жизни и братском согласии, существовавшем в них в течение первого тысячелетия христианской истории.



                                Послание патриарха Афинагора I


                                Афинагор, милостью Божией Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх.


                                Во имя святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы! "Бог есть любовь" (1 Ин 4.8); любовь является признаком, характеризующим учеников Христа, данным от Бога, силой, объединяющей Его Церковь; в любви - начало мира, согласия и порядка, как вечного и великолепного проявления Святого Духа.


                                Необходимо, следовательно, чтобы те, которым Бог доверил попечение о Своих Церквах, приняли заботу об "узах совершенства" (Кол 3.14) и ими пользовались с большим вниманием, заботой и старанием.


                                И если мы уже поняли, что любовь охладевает, а единство в Господе разбивается, то необходимо избавиться от этого зла и найти от него лекарство.


                                В 1054 году, по таинственному попущению Божиему, на Церковь сошла буря: отношения между Церквами Рима и Константинополя подверглись испытанию, а любовь, которая удерживала их в единстве, оказалась так сильно раненной, что в лонах Церквей Божиих появилась анафема; легаты Рима - кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь, патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима, а также сотрудников. Необходимо было, следовательно, чтобы Церкви Рима и Константинополя, наследуя доброту и любовь Бога к людям, вновь рассмотрели вместе эти факты и установили мир.


                                Но так как сегодня проявилась доброжелательность Бога к нам, указывая путь примирения, особенно во взаимном усердии, благословенном и плодотворном, как со стороны Старого, так и нашего Нового Рима, в развитии братских отношений, решено приступить к исправлениям мнения о прошедших событиях и преодолеть в той степени, насколько это возможно для каждой из Церквей, накопленные препятствия, которые могут быть устранены; и это через развитие, возрастание, созидание и практику любви.


                                Таким образом, мы, вместе с уважаемыми и высокочтимыми митрополитами, возлюбленными братьями и сослужителями во Христе, воспользовавшись угодным Господу моментом, собрались на Синоде и после дискуссий на эту тему, осознавая, что подобного мнения придерживаются и в Риме, постановили предать забвению и упразднить вышеупомянутую анафему, которую объявил патриарх Константинопольский Михаил Керулларий со своим Синодом.


                                Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема, объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви, по милосердию Божиему, Который, молитвами Пресвятой нашей Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного Первоверховного Апостола Петра, святого славного Апостола Андрея Первозванного и всех святых, желает примирить Церковь, сохраняя мир во веки веков.


                                В знак вечной памяти и постоянного свидетельства настоящий Патриарший и Синодальный Акт издан, занесен и утвержден в Священном Кодексе нашей Святой Церкви, а соответствующая достоверная копия послана в Святую Церковь Старого Рима, чтобы там с ним ознакомились и поместили в свои архивы.


                                В году спасения 1965, 7 декабря IV индиции


                                Афинагор I, архиепископ Константинополя и Вселенский Патриарх



                                Послание папы Павла VI


                                "Живите в любви, как и Христос возлюбил нас" (Еф 5.2). Мы, называющиеся именем Спасителя христианами, осознаем актуальность этих слов Апостола народов в наше время, когда чувствуется большая необходимость в расширении пространства любви. Другими словами, наши души, под действием благодати Божией, загораются желанием совершить все усилия, чтобы вновь находиться в единстве с теми, кто стремится сохранить свое призвание, в котором воплотились во Христе.


                                Мы сами, волей Божественного провидения занимающие Собор св. Петра и сознающие эту заповедь Господню, уже неоднократно выражали самое твердое желание воспользоваться всеми средствами для осуществления этой воли Спасителя.


                                Мы вновь размышляем о грустных событиях, ставших, вместе с некоторыми разногласиями, причиной вражды между Церквами Рима и Константинополя. По этому поводу наш предшественник Григорий VII написал: "как вначале сделало пользу согласие, так впоследствии навредили холод и недостаток в любви". Эта вражда привела к тому, что папские легаты предали анафеме Михаила Керуллария, Патриарха Константинополя, и двух других церковных деятелей, а те, в свою очередь, на своем Синоде сделали то же самое с легатами. Но сейчас, когда изменились времена и расположения душ, нас вновь радует тот факт, что наш уважаемый брат Афинагор I, Патриарх Константинополя, и его Синод разделяют наше желание объединиться в любви, являющейся "сладкими и спасительными узами сердец".


                                Поэтому, желая продвигаться вперед в братской любви, которая приводит к совершенному единству, и удалить все препятствия и помехи, заявляем перед епископами, собранными на экуменическом II Ватиканском Соборе, что сожалеем о произнесенных словах и совершенных в то время действиях, которые не могут быть одобрены. Мы желаем, кроме того, предать забвению и отменить анафемы, сделанные в то время.


                                Мы рады, что можем выполнить этот долг братской любви сначала здесь, в Риме, рядом с гробом Апостола Петра, а на следующий день в Константинополе, называющемся Новым Римом. В этом же городе Восточная и Западная Церкви будут отмечать праздник своего общего доктора - святого Амвросия. Милосердный Бог, несущий людям мир, делает нашу взаимно добрую волю действенной и предоставляет, что это публичное свидетельство христианского братства возвращает счастливо к славе Своей и к добру душ.


                                Подписано в Риме, в Соборе святого Петра, 7 декабря, в праздник святого Амвросия, епископа и учителя Церкви, в 1965 году, третьем нашего понтификата.


                                Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда европейской части России


                                Источник: «ТЕОЛОГИЯ» №3, М., 1994. Стр. 11-16



                                ПРИМЕЧАНИЯ


                                Текст оригинала см. в: Paulus PP. VI et ATHENAGORA I, Declaratio communis Pauli VI et Athenagorae I patriarchae constantinopolitani. 7 decembris 1965: AAS 58 (1966).

                                Комментарий

                                Обработка...