ТЕМ, КТО ИСКРЕННЕ ХОЧЕТ УЗНАТЬ О ПРАВОСЛАВИИ
Свернуть
X
-
Mihail_CF
Михаил, с вашими словами трудно не согласиться. Думаю, что так и должно быть. Но на практике это достаточно сложно применить.
Во-первых, богослужение может совершаться каждый день. Например, у нас в монастыре так и происходит. Конечно в идеале должны быть монахи, которые бы пели на клиросе. На практике монахов не хватает, слова Спасителя о том, что "жатвы много, а делателей мало" верны до сих пор, обычно после пострига народ тут же рукополагают. Соответственно на клиросе должно быть хотя бы пару человек, утром и вечером. Думаю вы человек с головой и если не предвзято подойдете, то поймете, что при таком раскладе люди будут выпадать из рабочей недели. Добавьте сюда еще спевки.
Во-вторых, сама специфика клироса, требует специфичных знаний, умений и опыта. Т.е. требования к человеку соответственно становятся еще выше. Священнику, да и молящимся в храме, будете достаточно напряжно молится, если хор будет петь, кто в лес, кто по дрова, или если клирос будет постоянно претыкаться и запинаться, а священник из алтаря постоянно его корректировать сам или посылать алтарных. И думаю, что ни какое благочестие не покроет отсутствие знаний и навыков.
Тут несколько причин, само пение носит аккапельный характер, т.е поется без музыкального сопровождения, когда каждый строит свою музыкальную партию. Представляете построить и держать аккорд чисто голосом. Даже людям с консерваторским образованием испытывают затруднение. Например, я могу петь за кем-то, но вот держать свою партию так и не научился. А если состав не большой, то все будет слышно сразу. Кроеме этого пение отличается от вокального, певчий не должен выражать пением свое настроение, тяжко переучиваться. Супруга настороженно воспринимает людей с профессиональным образование, это еще не о чем для нее не говорит.
Далее, знания устава и самого хода богослужения. Не думаю, что я ошибусь, если скажу, что для становление регента нужен, как минимум год. Т.е. это должен быть человек, не просто с музыкальными и организаторскими способностями, но еще и человек достаточно долго и регулярно посещающий храм, вот мы и подняли планку еще выше.
Кроме всего регент держит руку на пульсе. Например, моя супруга составляет расписание когда и кто поет, священники этим не занимаются, соответственно решает, если кто по какой-то причине не выходит. Когда спевки, над чем надо работать, какие произведения изучать (это правда проходит согласование с настоятелем). Плюс концерты, сами понимаете, что если хор клироса участвует в концерте где-нибудь в филармонии, то надо будет держать соответствующий уровень.
Поэтому я думаю, что священники вполне разумно подходят, когда оплачивают, а точнее содержат, за счет храма певчих. У регента с настоятелем должна быть, я так думаю определенная совместимость. Они же служат вместе Богу. И обычно регент это верующий человек, работает не за деньги, а за совесть. и я думаю грех такому не заплатить, и любой священник будет считать за счастье содержать такого регента. Как сказал наш епископ профессиональному хору "Вы у меня второй любимый хор" А его спросили "А почему не первый", на что тот ответил "А вы для меня панихиду спеть не сможете". Да люди поют красиво, с душой, но вот церковная жизнь для них закрыта.
И думаю из всего сказанного не трудно сделать вывод, что регент это не просто человек машущий руками, это именно человек служащий в храме наряду со священником. Ну, а дальше возможности храма, сколько народу он может содержать.
Комментарий
-
Михаил, я тут вам еще жути понагоняю. Певчий, а регент тем более, должен уметь читать с листа незнакомый текст. Вот смотрите, что видит перед собой обычно (ноты конечно тоже, но текста наверное поболее) певчий:
Тpопаpь воскpесеный, глас 7:
Разpушил еси Кpестом Твоим смеpть,/ отвеpзл еси pазбойнику pай:/ мvpоносицам плач пpеложил еси,/ и апостолом пpоповедати повелел еси:/ яко воскpесл еси, Хpисте Боже,/ даpуяй мipови // велию милость.
Глас или напев это определенная мелодия, всего их восемь, т.е. восемь стандартных мелодий. Поют по большей части по памяти, соответственно вы должны знать свою партию наизусть. Регент дал тон и вы должны спеть этот текст на заданный мотив данный текст, под его дирижирование, перед черточкой текст распевается. Плюс ко всему гласы на разных песнопениях в течении службы меняются. И это славянский в современной орфографии, а представьте славянскую вязь. Человек просто может не успевать.
Вообщем достаточно специфичное пение.
Кстати, есть регентское училище в Сергиевом Посаде, при Лавре, так там учат три года при условии, что берут преимущественно с музыкальным образованием.Комментарий
-
Mihail_CF
Как сказал наш епископ профессиональному хору "Вы у меня второй любимый хор" А его спросили "А почему не первый", на что тот ответил "А вы для меня панихиду спеть не сможете". Да люди поют красиво, с душой, но вот церковная жизнь для них закрыта.
Сергей, спасибо за ваши ответы, я их внимательно читаю, анализирую. Захотелось даже самому сходить на какое-нибудь будничное богослужение,
"потолкаться" в храме, почувствовать атмосферу собрания.
Как вы думаете, почему церковная жизнь для них закрыта?Комментарий
-
Певчий, а регент тем более, должен уметь читать с листа незнакомый текст. Вот смотрите, что видит перед собой обычно (ноты конечно тоже, но текста наверное поболее) певчий:
Тpопаpь воскpесеный, глас 7:
Разpушил еси Кpестом Твоим смеpть,/ отвеpзл еси pазбойнику pай:/ мvpоносицам плач пpеложил еси,/ и апостолом пpоповедати повелел еси:/ яко воскpесл еси, Хpисте Боже,/ даpуяй мipови // велию милость.
чтобы "перевести" Топарь на знакомый мне язык.
В чём смысл такого усложнения в передаче в общем-то простых Евангельских
истин?Последний раз редактировалось Mihail_CF; 22 March 2011, 03:15 AM.Комментарий
-
-----
Взглянув с удивлением на неподвижного папу, император снова возвысил голос: "Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства Всемирному музею христианской археологии в славном нашем имперском городе Константинополе с целью собирания, изучения и хранения всяких памятняков церковной древности, преимущественно восточой , а вас я прошу завтра же избрать из среды своей комиссию для обсуждения со мною тех мер, которые должны быть приняты с целью возможного приближения современного быта, нравов и обычаев к преданию и установлениям святой православной церкви! Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда", И большая часть иерархов Востока и Севера, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными кликами взошли на эстраду,
Как вы считаете, в чём выросла церковь, на примере РПЦ, по сравнению с перво-апостольской, когда ещё у христиан не было своих храмов и атрибутов для богослужения?Комментарий
-
Разpушил еси Кpестом Твоим смеpть,/ отвеpзл еси pазбойнику pай:/ мvpоносицам плач пpеложил еси,/ и апостолом пpоповедати повелел еси:/ яко воскpесл еси, Хpисте Боже,/ даpуяй мipови // велию милость.И минувшей субботе, Мариа Магдалина и Мариа Иаковля и Саломиа купиша ароматы, да пришедша помажут Иисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу, и глаголаху к себе: кто отвалит нам камень от дверий гроба? И воззревша видеша, яко отвален бе камень: бе бо велий зело. И вшедша во гроб, видеша юношу седяща в десных, одеяна во одежду белу: и ужасошася. Он же глагола им: не ужасайтеся: Иисуса ищете Назарянина распятаго: воста, несть зде: се, место, идеже положиша Его: но идите, рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи: тамо Его видите, якоже рече вам. И изшедша бежаша от гроба: имяше (одержаше) же их трепет и ужас: и ни комуже ничтоже реша: бояхубося.Комментарий
-
Это крюковое пение? Я с таким не сталкивался.
Я поясню свою позиция. Писалось это для того, что показать, что регент это не просто хобби, а достаточно серьезная и сложная профессия (скажем так). Просто музыкального образования для этого недостаточно, нужен еще ряд навыков, умений и опыта. Хотя думаю первоначально надо увидеть красоту богослужения, не каждому это дано. Например, у моей супруги на клиросе есть люди с консерваторией за плечами, но они не могут регентовать, а есть люди без образования музыкального, но уже спокойно ведущие службу.Комментарий
-
Как вы думаете, почему церковная жизнь для них закрыта?Последний раз редактировалось Renev; 22 March 2011, 12:08 PM.Комментарий
-
Нет, я пока говорил о верующих. Певчий это тот, кто поет или читает.
Мне, честно говоря, читавшему и читающему Писание, пришлось тоже приложить некоторые усилия,
чтобы "перевести" Топарь на знакомый мне язык.
В чём смысл такого усложнения в передаче в общем-то простых Евангельских
истин?Комментарий
-
Если вы с Питера могу порекомендовать вот этот храм , я там был на службе пару лет назад, мне понравилось, конечно за пару лет там могло многое измениться, но не думаю. Кстати, замечу, что каждый храм обладает своей индивидуальностью. Хотите верьте в это, хотите нет, правда это мое восприятие, но одно и тоже богослужение в каждом храме воспринимается по разному.
Не знаю, иногда Господь открывает. Почему одни верят, другие нет?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...83%D1%80%D0%B3)
Правда лучше придти на воскресное или праздничное богослужение. По будням поют несколько человек, эффект конечно совсем другой.Комментарий
-
А народ пытается возрождать. Даже шрифты под это дело готовят и учебный софт. Не знаю, насколько оно получается аутентично (всё-таки живая традиция утрачена, всё это фактически реконструкции), но звучит впечатляюще. Говорят, что линейная нотация всех особенностей знаменного пения не охватывает.
Я поясню свою позиция. Писалось это для того, что показать, что регент это не просто хобби, а достаточно серьезная и сложная профессия (скажем так).Комментарий
-
Вот что пишет НЕRZ
у меня есть целая книга церковная 60-х годов, там переписка писем сталина с патриархом во время войны, поздравляет их с церковными праздниками и его он с победами на фронтах. В тюрьмах сидели только умные и свободные православные, которые не поддавались стукачествуКомментарий
Комментарий