Читал я книжки, откуда Вы списали себе в шпаргалку этот перл.
Да, это, к сожалению, в современном православии, общее место. И никто не задается вопросом, почему эта формула так РЕЗКО ПРОТИВОРЕЧИТ современной христианской реальности.
Ибо она пришла из глубоких веков, и там она ПРЕКРАСНО работала.
У Игнатия Богоносца, она работала ПРОСТО ИЗУМИТЕЛЬНО. Не в этих словах, но сама идея-то его, Игнатия. Начало 2 века.
У Киприана эта формула работала. Уже чуть похуже (с поправкой на отношения с папой Стефаном), но работала.
При Августине формула почти работала. Есть кафолическая церковь, есть секты.
В 4-м веке, во времена арианских споров, формула дала первый системный сбой по существу. Я имею в виду возникновение партий антиникейских, но не арианских, омиев и омиусиан, которые потом вошли в унию с никейцами, и все это наши историки теперь именуют православной партией. Это было на 2 Вс. соборе. Значит, длительный срок догматические партии в церкви сосуществовали, единства в ЕВХАРИСТИИ НЕ ИМЕЛИ, но ни одна ересью не была. Просто потом соединились.
Дело Златоуста нанесло по этой формуле уже сокрушительный удар. Феофил, Епифаний, Исаакий Далматский - все в святцах и все враги Златоуста. Десятилетиями их наследники и златоустовы не имели евхаристического общения. Но ни ту, ни другую партию нельзя вычеркнуть из церкви. В святцах - обе половины, обе партии.
В 5 веке, в христологические споры, формула евхаристического единства сдохла до конца.
Еще хуже ее положение выглядело во времена экуменических плясок с монофизитами 5-6 века, и потом в отношениях с Римом в после-иконоборческую эпоху при Фотии. Уже тогда эта формула не годилась АБСОЛЮТНО НИКУДА. Жизнь ее просто отшвырнула пинком.
Если бы Вы могли извлечь эти уроки истории....
Да, это, к сожалению, в современном православии, общее место. И никто не задается вопросом, почему эта формула так РЕЗКО ПРОТИВОРЕЧИТ современной христианской реальности.
Ибо она пришла из глубоких веков, и там она ПРЕКРАСНО работала.
У Игнатия Богоносца, она работала ПРОСТО ИЗУМИТЕЛЬНО. Не в этих словах, но сама идея-то его, Игнатия. Начало 2 века.
У Киприана эта формула работала. Уже чуть похуже (с поправкой на отношения с папой Стефаном), но работала.
При Августине формула почти работала. Есть кафолическая церковь, есть секты.
В 4-м веке, во времена арианских споров, формула дала первый системный сбой по существу. Я имею в виду возникновение партий антиникейских, но не арианских, омиев и омиусиан, которые потом вошли в унию с никейцами, и все это наши историки теперь именуют православной партией. Это было на 2 Вс. соборе. Значит, длительный срок догматические партии в церкви сосуществовали, единства в ЕВХАРИСТИИ НЕ ИМЕЛИ, но ни одна ересью не была. Просто потом соединились.
Дело Златоуста нанесло по этой формуле уже сокрушительный удар. Феофил, Епифаний, Исаакий Далматский - все в святцах и все враги Златоуста. Десятилетиями их наследники и златоустовы не имели евхаристического общения. Но ни ту, ни другую партию нельзя вычеркнуть из церкви. В святцах - обе половины, обе партии.
В 5 веке, в христологические споры, формула евхаристического единства сдохла до конца.
Еще хуже ее положение выглядело во времена экуменических плясок с монофизитами 5-6 века, и потом в отношениях с Римом в после-иконоборческую эпоху при Фотии. Уже тогда эта формула не годилась АБСОЛЮТНО НИКУДА. Жизнь ее просто отшвырнула пинком.
Если бы Вы могли извлечь эти уроки истории....
Комментарий