продолжение
Однако для того, кто считается «исполнителем закона», необходимо, чтобы он соблюдал весь закон во всей его полноте каждый миг своей жизни. Если же он не достиг этого, он не может сказать, что он исполнил закон. Он не может быть исполнителем закона, если он исполнил его только частично. Поэтому печально, но факт, что среди всего человечества нет ни одного исполнителя закона, ибо и иудеи и язычники, «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9-12). Закон распространяется на всех, кто находится в пределах его досягаемости; и во всем мире нет ни одного, кто мог бы открыть свои уста, чтобы снять с себя обвинение во грехе, которое закон выдвигает против него. «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (стих 19), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23).
Поэтому, даже если и сказано, что «исполнители закона оправданы будут», то это служит только для последующего доказательства, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (стих 20). Закон, будучи «свят, и заповедь свята и праведна и добра», не может оправдать грешника. Другими словами, праведный закон не может объявить того, кто его нарушает, невиновным. Закон, который мог бы оправдать нечестивого человека, был бы законом нечестия. Поэтому закон не должен быть поругаем из-за того, что он не может оправдать грешников. Напротив, он должен быть превознесен из-за этого. Тот факт, что закон никогда не объявит грешников праведными, что он никогда не скажет, что люди соблюдают его, в то время как они его на самом деле нарушают является достаточным доказательством того, что он хорош! Люди обычно приветствуют неподкупность земного судьи, которого невозможно подкупить, и который никогда не объявит виновного человека невиновным. Поэтому тем более они должны возвеличивать закон Божий, который никогда не произносит ложного свидетельства. Он есть само совершенство праведности! Вот от чего он вынужден объявить печальный, но факт, что ни один из потомков Адама не исполнил его требований.
Кроме того, сам факт, что исполнение закона это просто долг человека, показывает, что с тех пор, как он в чем-то одном нарушил его, он навсегда стал не способным это исправить. Требования каждого предписания закона настолько обширны, и весь закон настолько духовен, что даже ангелы на небесах могут оказывать ему честь не иначе, чем простым послушанием. Более того, закон есть праведность Бога, точное описание Его характера, и поскольку Его характер не может быть отличен от его описания в законе, из этого следует, что даже Сам Бог не может быть лучше, чем тот эталон совершенства, который представлен Его законом! Закон провозглашает только то, каков Он есть, и Бог никак не может быть лучше, чем Он есть. Можно ли в таком случае надеяться на то, что те, у кого однажды не хватило сил устоять в соблюдении одного предписания, смогут потом наверстать упущенное, прибавив чуть больше положенной меры совершенства, которая требуется по закону? Тот, кто пытается это сделать, ставит пред собой невыполнимую задачу быть лучше, чем требует Бог, и даже более быть лучше, чем является Сам Бог!
Однако не стоит думать, что исполнить закон не смогла только какая-то одна часть из людей. Закон не исполнили все! «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Ибо невозможно для падшего человека с его ослабевшей силой соделать хотя бы одно благое деяние, которое бы целиком соответствовало бы совершенному стандарту. Данное утверждение вовсе не нуждается в дальнейшем доказательстве, стоит лишь еще раз повторить, что закон это эталон Божьей праведности! Никто ведь в своей самонадеянности не дерзнет заявить, что любое деяние его жизни являлось, является или может являться таким же благим, как если бы его сделал Сам Господь. Каждый должен вместе с псалмопевцем сказать: «Блага мои не достают до Твоих» (Пс.15:2).
Этот факт содержится в ясных утверждениях Священного Писания. Христос, Который «не имел нужды чтобы кто засвидетельствовал Ему о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин.2:25), сказал: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23). Другими словами, в силу человеческой природы легче поступать неправильно, чем правильно. Все, что человек делает в силу своей природы, является злом. Зло обитает внутри каждого из нас, и оно является частью нашего естества! Вот почему апостол говорит: «плотские [свойственные нашей природе] помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живyщие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7,8). И еще: «Плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Именно потому, что зло стало частью самой сущности человеческой природы, которую теперь каждый наследует по длинной цепи родословной преемственности от греховных предшественников, именно поэтому любая праведность, проистекающая в силу такой природы, будет как «нечистые, оскверненные тряпки» (Ис.64:6) в сравнении с незапятнанной одеждой праведности Бога.
Невозможность совершения добрых дел в силу греховности человеческого сердца, Спаситель весьма убедительно и наглядно показал на одном примере: «Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:44,45). Другими словами, человек не может делать добро до тех пор, пока прежде не станет добрым. Поэтому никакие дела, совершенные греховным человеком, не могут сделать его праведным, и даже более: исходя от злого сердца, они сами являются злом, и таким образом они еще больше увеличивают его греховность. От злого сердца может исходить только зло, и это постоянно увеличивающееся зло не может совершить ни одного доброго дела; вот почему для злого человека бесполезно даже думать о том, чтобы стать праведным с помощью собственных усилий! Он должен сначала стать праведным, и только потом он сможет творить желаемое им добро, которое от него требуется.
Итак, дело обстоит следующим образом:
1). Закон Божий это совершенная праведность; и от каждого, кто намерен войти в Царство Небесное, требуется совершенное соответствие этой праведности.
2). Однако закон не может даровать праведность ни единому человеку, поскольку все являются грешниками, бессильными осуществить его [56] требования. Не имеет значения, насколько усердны или ревностны дела человека: ничего из того, что он может сделать, никогда не будет полностью соответствовать эталону законных требований. Человек не в состоянии получить праведность закона, ибо она слишком высока, чтобы до нее можно было достать. «Потому что делами закона не оправдается [не делается праведной] пред Ним никакая плоть».
Какое печальное, плачевное и прискорбное состояние! С одной стороны, мы все должны иметь праведность закона, без которой никто не сможет войти на небеса. С другой стороны, закон не может дать свою праведность ни одному из нас. Даже в ответ на наши самые настойчивые и решительные усилия, закон не может выдать нам ни малейшей частички той святости, без которой никто не увидит Господа.
Так может ли тогда вообще кто-нибудь спастись? Может ли тогда вообще человек быть праведным?
Конечно!
И Библия часто говорит о таких!
Она говорит о Лоте, как о «праведном человеке» (см. 2Пет.2:8) .
Она говорит: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих» (Ис.3:10), показывая таким образом, что должны все-таки быть на земле праведные люди, которые должны получить награду.
И та же Библия однозначно заявляет, что по мере приближения к концу на этой земле все-таки будет праведным целый народ! Она говорит: «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный хранящий истину» (Ис.26:1,2). Давид говорит: «Закон Твой истина» (Пс.118:142). Следовательно, народ, хранящий истину это народ, соблюдающий закон Божий! Те, кто принадлежит к такому народу, будут исполняющими волю Отца Небесного, и только они смогут войти в Царство Его (Мф.7:21).
Молитва
Господи, даруй нам осознать свою нужду в Тебе, увидеть красоту Закона, научи нас исполнить волю Твою и войти в царствие Твоё!
Пожалуйста, помоги нам приобрести Твою праведность, потому что наша праведность очень запачкана.
Аминь.
Однако для того, кто считается «исполнителем закона», необходимо, чтобы он соблюдал весь закон во всей его полноте каждый миг своей жизни. Если же он не достиг этого, он не может сказать, что он исполнил закон. Он не может быть исполнителем закона, если он исполнил его только частично. Поэтому печально, но факт, что среди всего человечества нет ни одного исполнителя закона, ибо и иудеи и язычники, «все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9-12). Закон распространяется на всех, кто находится в пределах его досягаемости; и во всем мире нет ни одного, кто мог бы открыть свои уста, чтобы снять с себя обвинение во грехе, которое закон выдвигает против него. «Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (стих 19), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23).
Поэтому, даже если и сказано, что «исполнители закона оправданы будут», то это служит только для последующего доказательства, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (стих 20). Закон, будучи «свят, и заповедь свята и праведна и добра», не может оправдать грешника. Другими словами, праведный закон не может объявить того, кто его нарушает, невиновным. Закон, который мог бы оправдать нечестивого человека, был бы законом нечестия. Поэтому закон не должен быть поругаем из-за того, что он не может оправдать грешников. Напротив, он должен быть превознесен из-за этого. Тот факт, что закон никогда не объявит грешников праведными, что он никогда не скажет, что люди соблюдают его, в то время как они его на самом деле нарушают является достаточным доказательством того, что он хорош! Люди обычно приветствуют неподкупность земного судьи, которого невозможно подкупить, и который никогда не объявит виновного человека невиновным. Поэтому тем более они должны возвеличивать закон Божий, который никогда не произносит ложного свидетельства. Он есть само совершенство праведности! Вот от чего он вынужден объявить печальный, но факт, что ни один из потомков Адама не исполнил его требований.
Кроме того, сам факт, что исполнение закона это просто долг человека, показывает, что с тех пор, как он в чем-то одном нарушил его, он навсегда стал не способным это исправить. Требования каждого предписания закона настолько обширны, и весь закон настолько духовен, что даже ангелы на небесах могут оказывать ему честь не иначе, чем простым послушанием. Более того, закон есть праведность Бога, точное описание Его характера, и поскольку Его характер не может быть отличен от его описания в законе, из этого следует, что даже Сам Бог не может быть лучше, чем тот эталон совершенства, который представлен Его законом! Закон провозглашает только то, каков Он есть, и Бог никак не может быть лучше, чем Он есть. Можно ли в таком случае надеяться на то, что те, у кого однажды не хватило сил устоять в соблюдении одного предписания, смогут потом наверстать упущенное, прибавив чуть больше положенной меры совершенства, которая требуется по закону? Тот, кто пытается это сделать, ставит пред собой невыполнимую задачу быть лучше, чем требует Бог, и даже более быть лучше, чем является Сам Бог!
Однако не стоит думать, что исполнить закон не смогла только какая-то одна часть из людей. Закон не исполнили все! «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Ибо невозможно для падшего человека с его ослабевшей силой соделать хотя бы одно благое деяние, которое бы целиком соответствовало бы совершенному стандарту. Данное утверждение вовсе не нуждается в дальнейшем доказательстве, стоит лишь еще раз повторить, что закон это эталон Божьей праведности! Никто ведь в своей самонадеянности не дерзнет заявить, что любое деяние его жизни являлось, является или может являться таким же благим, как если бы его сделал Сам Господь. Каждый должен вместе с псалмопевцем сказать: «Блага мои не достают до Твоих» (Пс.15:2).
Этот факт содержится в ясных утверждениях Священного Писания. Христос, Который «не имел нужды чтобы кто засвидетельствовал Ему о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин.2:25), сказал: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23). Другими словами, в силу человеческой природы легче поступать неправильно, чем правильно. Все, что человек делает в силу своей природы, является злом. Зло обитает внутри каждого из нас, и оно является частью нашего естества! Вот почему апостол говорит: «плотские [свойственные нашей природе] помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живyщие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7,8). И еще: «Плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Именно потому, что зло стало частью самой сущности человеческой природы, которую теперь каждый наследует по длинной цепи родословной преемственности от греховных предшественников, именно поэтому любая праведность, проистекающая в силу такой природы, будет как «нечистые, оскверненные тряпки» (Ис.64:6) в сравнении с незапятнанной одеждой праведности Бога.
Невозможность совершения добрых дел в силу греховности человеческого сердца, Спаситель весьма убедительно и наглядно показал на одном примере: «Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:44,45). Другими словами, человек не может делать добро до тех пор, пока прежде не станет добрым. Поэтому никакие дела, совершенные греховным человеком, не могут сделать его праведным, и даже более: исходя от злого сердца, они сами являются злом, и таким образом они еще больше увеличивают его греховность. От злого сердца может исходить только зло, и это постоянно увеличивающееся зло не может совершить ни одного доброго дела; вот почему для злого человека бесполезно даже думать о том, чтобы стать праведным с помощью собственных усилий! Он должен сначала стать праведным, и только потом он сможет творить желаемое им добро, которое от него требуется.
Итак, дело обстоит следующим образом:
1). Закон Божий это совершенная праведность; и от каждого, кто намерен войти в Царство Небесное, требуется совершенное соответствие этой праведности.
2). Однако закон не может даровать праведность ни единому человеку, поскольку все являются грешниками, бессильными осуществить его [56] требования. Не имеет значения, насколько усердны или ревностны дела человека: ничего из того, что он может сделать, никогда не будет полностью соответствовать эталону законных требований. Человек не в состоянии получить праведность закона, ибо она слишком высока, чтобы до нее можно было достать. «Потому что делами закона не оправдается [не делается праведной] пред Ним никакая плоть».
Какое печальное, плачевное и прискорбное состояние! С одной стороны, мы все должны иметь праведность закона, без которой никто не сможет войти на небеса. С другой стороны, закон не может дать свою праведность ни одному из нас. Даже в ответ на наши самые настойчивые и решительные усилия, закон не может выдать нам ни малейшей частички той святости, без которой никто не увидит Господа.
Так может ли тогда вообще кто-нибудь спастись? Может ли тогда вообще человек быть праведным?
Конечно!
И Библия часто говорит о таких!
Она говорит о Лоте, как о «праведном человеке» (см. 2Пет.2:8) .
Она говорит: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих» (Ис.3:10), показывая таким образом, что должны все-таки быть на земле праведные люди, которые должны получить награду.
И та же Библия однозначно заявляет, что по мере приближения к концу на этой земле все-таки будет праведным целый народ! Она говорит: «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный хранящий истину» (Ис.26:1,2). Давид говорит: «Закон Твой истина» (Пс.118:142). Следовательно, народ, хранящий истину это народ, соблюдающий закон Божий! Те, кто принадлежит к такому народу, будут исполняющими волю Отца Небесного, и только они смогут войти в Царство Его (Мф.7:21).
Молитва
Господи, даруй нам осознать свою нужду в Тебе, увидеть красоту Закона, научи нас исполнить волю Твою и войти в царствие Твоё!
Пожалуйста, помоги нам приобрести Твою праведность, потому что наша праведность очень запачкана.
Аминь.
Комментарий