Должно, однакож, заметить, что в три первыя века Христианства, по тяжким обстоятельствам Церкви, употребление в ней святых икон не было ни так открыто, ни так повсеместно, как с последующаго времени. Посреди непрерывных гонений от язычников, когда Христиане принуждены были скрывать и часто переменять места своего Богослужения, и когда постоянно должны были опасаться, как бы предметы их благоговейнаго чествования - святыя иконы не подверглись поруганию от гонителей, - и нужда, и благоразумие, и самое почтение к иконам требовали употреблять их не всюду и скрывать их, или даже в некоторых местах не употреблять вовсе.
Первые христиане (учение и жизнь которых были столь же далеки от православного, как квакеры от иезуитов) почему-то не боялись и не опасались, что их многочисленные богослужебные книги (в первую очередь широко распространенные рукописи Священных Писаний ВЗ, Евангелий и Посланий апостолов) "подвергнутся поруганию от гонителей". В этих рукописях у них не было недостатка, поскольку они реально и систематически ими пользовались. А вот с иконами напряг (мягко говоря) вовсе не потому, что они чего-то там боялись, а потому что их и не было в то время. Рисунки - да, были, но значение им приписывалось приблизительно то же, какое приписывается рисункам и у АСД (см. выше). Никакой мистики, никаких "плачущих", "нетленных", "животворящих", "чудотворных" и в помине не было.
Комментарий