Я много раз слышал этот ход (известный также в формулировке о "пустоте в форме Христа"). И некоторое время он мне даже нравился, он такой лаконичный, законченный и всеобъемлющий - в каждом есть пустота, эту пустоту может заполнить только Христос, без Христа люди заполняют эту внутреннюю бездну саморазрушительными утешениями.
Но лаконичность и гладкость формулировки не должны быть критериями истинности, правда ведь? Для проверки любой теории нужно смотреть на то, какие прогнозы мы можем сделать, исходя из данной теории, и после этого проверить, сходятся ли прогнозы с наблюдаемыми фактами.
Если теория о "пустоте в форме Христа" верна, то нехристиане должны, в среднем, быть злее, деструктивнее, глупее и несчастнее христиан. Более того, любая нехристианская группа людей, по сравнению с христианской группой людей такого же возраста, должна демонстрировать эффект этой "неправильно заполненной пустоты". Что мы должны увидеть, если эта теория верна? Мы должны увидеть, что у христиан в среднем больше того, что называется в Библии "плодами Духа": больше любви, больше радости, больше мира, долготерпения, милосердия, веры, кротости, воздержания. И наоборот - у любой группы нехристиан должно быть больше, чем у соответствующей ей группы христиан, "дел плоти": прелюбодеяния, блуда, нечистоты, непотребства, идолослужения, волшебства, вражды, ссор, зависти, гнева, распрей, разногласий, соблазнов, ересей, ненависти, убийств, пьянства, бесчинства. Эти две группы качеств - вполне реальные, измеряемые вещи, которые мы можем проверить, посмотрев, например, на статистику убийств среди разных религиозных и нерелигиозных групп населения. И на статистику милосердия - кто сколько жертвует.
Что если мы не найдем статистической разницы между христианами и всеми остальными, как ожидалось? Я понимаю, что не все христиане истинно веруют и стараются исполнять, но если среди христиан, скажем, 1 процент истинных, у которых пустота внутри заполнена Христом, то они все равно, как группа, статистически должны отличаться от буддистов или атеистов, у которых ноль процентов заполненности Христом.
Так вот, что если ожидаемой разницы не обнаружится? Или обнаружится противоположная разница - что христиане в среднем больше склонны ссориться, чем буддисты, и менее радостные, чем викканские язычники? У меня под руками нет полной статистической картины, но даже прежде чем мы начнем искать какие-то данные - скажите, ВВладим, что будет, если вы ясно увидите, что теория "пустоты в форме Христа" не оправдывается на практике? Я вам сразу скажу за себя, что если есть заметная разница, подтверждающая теорию "пустоты в форме Христа", это заставит меня что-то пересмотреть. Реальность важна для меня. А для вас?
Но лаконичность и гладкость формулировки не должны быть критериями истинности, правда ведь? Для проверки любой теории нужно смотреть на то, какие прогнозы мы можем сделать, исходя из данной теории, и после этого проверить, сходятся ли прогнозы с наблюдаемыми фактами.
Если теория о "пустоте в форме Христа" верна, то нехристиане должны, в среднем, быть злее, деструктивнее, глупее и несчастнее христиан. Более того, любая нехристианская группа людей, по сравнению с христианской группой людей такого же возраста, должна демонстрировать эффект этой "неправильно заполненной пустоты". Что мы должны увидеть, если эта теория верна? Мы должны увидеть, что у христиан в среднем больше того, что называется в Библии "плодами Духа": больше любви, больше радости, больше мира, долготерпения, милосердия, веры, кротости, воздержания. И наоборот - у любой группы нехристиан должно быть больше, чем у соответствующей ей группы христиан, "дел плоти": прелюбодеяния, блуда, нечистоты, непотребства, идолослужения, волшебства, вражды, ссор, зависти, гнева, распрей, разногласий, соблазнов, ересей, ненависти, убийств, пьянства, бесчинства. Эти две группы качеств - вполне реальные, измеряемые вещи, которые мы можем проверить, посмотрев, например, на статистику убийств среди разных религиозных и нерелигиозных групп населения. И на статистику милосердия - кто сколько жертвует.
Что если мы не найдем статистической разницы между христианами и всеми остальными, как ожидалось? Я понимаю, что не все христиане истинно веруют и стараются исполнять, но если среди христиан, скажем, 1 процент истинных, у которых пустота внутри заполнена Христом, то они все равно, как группа, статистически должны отличаться от буддистов или атеистов, у которых ноль процентов заполненности Христом.
Так вот, что если ожидаемой разницы не обнаружится? Или обнаружится противоположная разница - что христиане в среднем больше склонны ссориться, чем буддисты, и менее радостные, чем викканские язычники? У меня под руками нет полной статистической картины, но даже прежде чем мы начнем искать какие-то данные - скажите, ВВладим, что будет, если вы ясно увидите, что теория "пустоты в форме Христа" не оправдывается на практике? Я вам сразу скажу за себя, что если есть заметная разница, подтверждающая теорию "пустоты в форме Христа", это заставит меня что-то пересмотреть. Реальность важна для меня. А для вас?
Комментарий