Крещение Духом Святым - СВЯЗЬ С ДУХОВНЫМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ
Одно из наибольших разногласий, которые имеют богословы относительно того, что касается того переживания, которое мы называем крещением Святым Духом, связано с духовным возрождением. Некоторые утверждают, что крещение является составной частью процесса обращения, другие же отстаивают мнение о том, что крещение само по себе отдельно от процесса духовного возрождения.
Мы различаем переживание христианами оправдания, духовного возрождения, освящения и крещения Святым Духом. Даже если все эти события произошли одновременно, то какой бы богослов не согласился бы с тем, что они не отличны по характеру и цели, а следовательно, нераздельны по природе и тождественности? Таким же образом, как бы ни влияло время на другие божественные действия, крещение Святым Духом является раздельной и отличительной работой Духа.
Наибольшее количество упоминаний, относящихся к этому вопросу, хотя и не все, находится в книге Деяний Апостолов. Конечно же, в Писании есть и другие места, в которых говорится о том же вопросе. Однако богословы как с одной, так и с другой стороны в общем соглашаются, что доктрина о раздельности в основном опирается на книгу Деяний. Как Ветхий Завет, так и евангельские пророчества обращены и указывают на это; в посланиях это переживание подразумевается, и поэтому на него ссылаются весьма редко и то косвенным образом.
Поскольку доктрина о раздельности основывается в большинстве случаев на книге Деяний, крайне важно дать правильное толкование данным местам Писания. Этот факт признают как пятидесятнические богословы, так и Брюнер, Данн и другие богословы, не разделяющие пятидесятнических позиций.
Когда речь заходит о раздельности, обычно рассматривают и исследуют следующие места Писания: день Пятидесятницы (Деяния 2:113); пробуждение в Самарии (Деяния 8:419); случай с Павлом (Деяния 9:119); Корнилий и другие язычники (Деяния 10:4448 и 11:1517); и верующие из Ефеса (Деяния 19:17). Выводы, которые можно сделать на основе экзегетического разбора этих мест, включают в себя как одну, так и другую позиции. Те, кто считает, что крещение Святым Духом является отдельным переживанием, обычно утверждают, что в случаях крещения люди уже были верующими, рожденными свыше, по крайней мере, за мгновение до наступления этого события. На основании этого они утверждают, что Лука указывает на то, что крещение Святым Духом является отдельным переживанием. Далее, они полагают, что Лука считал, что крещение Святым Духом является обязательным в жизни христианина во все времена.
Те же, кто отрицает раздельность, утверждают, что если в случаях, описанных в книге Деяний, крещение и было отделено от рождения человека свыше, то это только из-за уникальной исторической ситуации, в которой находилась Церковь на первоначальном этапе своего развития. Они говорят, что Лука совсем не учил о раздельности этих событий в качестве нормы для Церкви на более поздних этапах ее развития.
Действительно, в настоящее время обсуждения ведутся вокруг двух аспектов раздельности, как это вытекает из событий, описанных в книге Деяний. Первый аспект сопровождается вопросом: было ли крещение Святым Духом для тех людей, о которых идет речь в Деяниях, отдельным и отличным событием от их обращения или духовного возрождения? На этот вопрос пятидесятники отвечают да.
120 учеников, которые собрались в горнице в день Пятидесятницы перед тем, как на них излился Дух, были верующими. Этому событию предшествовало их покаяние и начало новой жизни во Христе. Люди в Самарии уже уверовали в Иисуса Христа и были крещены в воде Филиппом, прежде чем Петр и Иоанн молились о том, чтобы те приняли особый дар Святого Духа. Также и в истории с Павлом все следовало одно за другим. Он обратился и стал новым человеком во Христе по дороге в Дамаск. Тремя днями позже он принял Духа, когда за него молился Анания. Случай, произошедший с Корнилием, о чем говорится в десятой главе Деяний, является необычным: принятие крещения Святым Духом одновременно с процессом духовного возрождения посредством этого же Духа. Но, тем не менее, пятидесятники в общем полагают, что даже в этом случае «также должно существовать различие между обращением и принятием дара Духа»20. И наконец, случай с «учениками» из Ефеса (Деяния 19).
Пятидесятники придерживаются мнения о том, что к моменту прихода Павла в Ефес они уже получили спасение, или же, по крайней мере, они возродились духовно до того, как на них сошел Святой Дух. Павел наставил их и затем крестил водой. Если придерживаться этой позиции, то Святой Дух сошел на них в тот момент, когда Павел, возложив руки, молился за них.
Поэтому пятидесятники приходят к выводу, что в книге Деяний последовательность крещения Святым Духом ярко выражена в трех случаях (день Пятидесятницы, Самария и история с Павлом) и логически ее можно выделить в двух случаях (Корнилий и ученики в Ефесе)21.
Конечно же, пятидесятники могут согласиться, что в случае с Корнилием он испытал духовное возрождение и крещение Святым Духом при тех же обстоятельствах25. Даже если 120 учеников нельзя считать христианами до наступления дня Пятидесятницы26, согласно учению Нового Завета, и даже если ефесяне были всего лишь учениками Иоанна Крестителя до того, как за них помолился Павел, во всех трех случаях люди испытали отличительный опыт крещения Святым Духом27. И это истинно, поскольку, если повториться, последовательность не является жизненно необходимой для полного понимания концепции раздельности и отличительности. Однако пятидесятники могут выдвинуть сильный довод не только в пользу раздельности и отличительности, но также в пользу последовательности в случае, который произошел с самарянами и Павлом. В этом важно отметить следующее: тот факт, что Лука указывает на возможность последовательности переживаний при крещении Святым Духом, помогает подчеркнуть, что крещение является раздельным и отличительным переживанием. Вильям Мензес отмечает: «Существует логическое, если не всегда временное, различие между рождением свыше и крещением Духом»28.
Сделанный вывод о том, что в книге Деяний крещение Святым Духом является раздельным переживанием, является только первой стороной рассматриваемого вопроса. Раздельность или даже последовательность, приведенная в качестве примера в Деяниях, является одним вопросом. Либо такой пример необходимо рассматривать в качестве обязательного для учения и практики сегодняшнего дня, что, однако, является темой для другого обсуждения. Неужели Лука описывал только то, что происходило в контексте конкретной исторической ситуации? Или же он намеревался показать, что этот образец и характер крещения Святым Духом в повествовании исторических событий, описанных в книге Деяний, является обязательным для христианского учения и практики? Также необходимо отметить, что здесь мы не пытаемся привести полное рассмотрение этого вопроса, но его важность настолько велика, что нам необходимо его затронуть хотя бы вскользь.
Второй аспект вопроса о раздельности можно выразить следующим образом: является ли пример и описание крещения Святым Духом, как об этом пишет в книге Деяний Лука, обязательным для Церкви независимо от времени и места? Фи полагает этот второй аспект данного вопроса темой для герменевтического обсуждения. В нем ударение ставится на использовании библейского исторического предшествования для того, чтобы сформулировать христианское учение и установить обязательные переживания для христиан29. В данном герменевтическом анализе если кто-либо может показать, что библейский автор приводит описание примера переживания для христиан, то тогда, с точки зрения толкования, это означает, что эти переживания являются обязательными для Церкви сегодня. Особенно что касается вопроса раздельности, то пятидесятнические богословы считают, что Лука дает описание образца в книге Деяний, согласно которому крещение Святым Духом отлично от духовного возрождения. Далее, они полагают, что христиане, живущие сегодня, могут ожидать исполнения того же образца, что касается переживаний.
Одно из наибольших разногласий, которые имеют богословы относительно того, что касается того переживания, которое мы называем крещением Святым Духом, связано с духовным возрождением. Некоторые утверждают, что крещение является составной частью процесса обращения, другие же отстаивают мнение о том, что крещение само по себе отдельно от процесса духовного возрождения.
Мы различаем переживание христианами оправдания, духовного возрождения, освящения и крещения Святым Духом. Даже если все эти события произошли одновременно, то какой бы богослов не согласился бы с тем, что они не отличны по характеру и цели, а следовательно, нераздельны по природе и тождественности? Таким же образом, как бы ни влияло время на другие божественные действия, крещение Святым Духом является раздельной и отличительной работой Духа.
Наибольшее количество упоминаний, относящихся к этому вопросу, хотя и не все, находится в книге Деяний Апостолов. Конечно же, в Писании есть и другие места, в которых говорится о том же вопросе. Однако богословы как с одной, так и с другой стороны в общем соглашаются, что доктрина о раздельности в основном опирается на книгу Деяний. Как Ветхий Завет, так и евангельские пророчества обращены и указывают на это; в посланиях это переживание подразумевается, и поэтому на него ссылаются весьма редко и то косвенным образом.
Поскольку доктрина о раздельности основывается в большинстве случаев на книге Деяний, крайне важно дать правильное толкование данным местам Писания. Этот факт признают как пятидесятнические богословы, так и Брюнер, Данн и другие богословы, не разделяющие пятидесятнических позиций.
Когда речь заходит о раздельности, обычно рассматривают и исследуют следующие места Писания: день Пятидесятницы (Деяния 2:113); пробуждение в Самарии (Деяния 8:419); случай с Павлом (Деяния 9:119); Корнилий и другие язычники (Деяния 10:4448 и 11:1517); и верующие из Ефеса (Деяния 19:17). Выводы, которые можно сделать на основе экзегетического разбора этих мест, включают в себя как одну, так и другую позиции. Те, кто считает, что крещение Святым Духом является отдельным переживанием, обычно утверждают, что в случаях крещения люди уже были верующими, рожденными свыше, по крайней мере, за мгновение до наступления этого события. На основании этого они утверждают, что Лука указывает на то, что крещение Святым Духом является отдельным переживанием. Далее, они полагают, что Лука считал, что крещение Святым Духом является обязательным в жизни христианина во все времена.
Те же, кто отрицает раздельность, утверждают, что если в случаях, описанных в книге Деяний, крещение и было отделено от рождения человека свыше, то это только из-за уникальной исторической ситуации, в которой находилась Церковь на первоначальном этапе своего развития. Они говорят, что Лука совсем не учил о раздельности этих событий в качестве нормы для Церкви на более поздних этапах ее развития.
Действительно, в настоящее время обсуждения ведутся вокруг двух аспектов раздельности, как это вытекает из событий, описанных в книге Деяний. Первый аспект сопровождается вопросом: было ли крещение Святым Духом для тех людей, о которых идет речь в Деяниях, отдельным и отличным событием от их обращения или духовного возрождения? На этот вопрос пятидесятники отвечают да.
120 учеников, которые собрались в горнице в день Пятидесятницы перед тем, как на них излился Дух, были верующими. Этому событию предшествовало их покаяние и начало новой жизни во Христе. Люди в Самарии уже уверовали в Иисуса Христа и были крещены в воде Филиппом, прежде чем Петр и Иоанн молились о том, чтобы те приняли особый дар Святого Духа. Также и в истории с Павлом все следовало одно за другим. Он обратился и стал новым человеком во Христе по дороге в Дамаск. Тремя днями позже он принял Духа, когда за него молился Анания. Случай, произошедший с Корнилием, о чем говорится в десятой главе Деяний, является необычным: принятие крещения Святым Духом одновременно с процессом духовного возрождения посредством этого же Духа. Но, тем не менее, пятидесятники в общем полагают, что даже в этом случае «также должно существовать различие между обращением и принятием дара Духа»20. И наконец, случай с «учениками» из Ефеса (Деяния 19).
Пятидесятники придерживаются мнения о том, что к моменту прихода Павла в Ефес они уже получили спасение, или же, по крайней мере, они возродились духовно до того, как на них сошел Святой Дух. Павел наставил их и затем крестил водой. Если придерживаться этой позиции, то Святой Дух сошел на них в тот момент, когда Павел, возложив руки, молился за них.
Поэтому пятидесятники приходят к выводу, что в книге Деяний последовательность крещения Святым Духом ярко выражена в трех случаях (день Пятидесятницы, Самария и история с Павлом) и логически ее можно выделить в двух случаях (Корнилий и ученики в Ефесе)21.
Конечно же, пятидесятники могут согласиться, что в случае с Корнилием он испытал духовное возрождение и крещение Святым Духом при тех же обстоятельствах25. Даже если 120 учеников нельзя считать христианами до наступления дня Пятидесятницы26, согласно учению Нового Завета, и даже если ефесяне были всего лишь учениками Иоанна Крестителя до того, как за них помолился Павел, во всех трех случаях люди испытали отличительный опыт крещения Святым Духом27. И это истинно, поскольку, если повториться, последовательность не является жизненно необходимой для полного понимания концепции раздельности и отличительности. Однако пятидесятники могут выдвинуть сильный довод не только в пользу раздельности и отличительности, но также в пользу последовательности в случае, который произошел с самарянами и Павлом. В этом важно отметить следующее: тот факт, что Лука указывает на возможность последовательности переживаний при крещении Святым Духом, помогает подчеркнуть, что крещение является раздельным и отличительным переживанием. Вильям Мензес отмечает: «Существует логическое, если не всегда временное, различие между рождением свыше и крещением Духом»28.
Сделанный вывод о том, что в книге Деяний крещение Святым Духом является раздельным переживанием, является только первой стороной рассматриваемого вопроса. Раздельность или даже последовательность, приведенная в качестве примера в Деяниях, является одним вопросом. Либо такой пример необходимо рассматривать в качестве обязательного для учения и практики сегодняшнего дня, что, однако, является темой для другого обсуждения. Неужели Лука описывал только то, что происходило в контексте конкретной исторической ситуации? Или же он намеревался показать, что этот образец и характер крещения Святым Духом в повествовании исторических событий, описанных в книге Деяний, является обязательным для христианского учения и практики? Также необходимо отметить, что здесь мы не пытаемся привести полное рассмотрение этого вопроса, но его важность настолько велика, что нам необходимо его затронуть хотя бы вскользь.
Второй аспект вопроса о раздельности можно выразить следующим образом: является ли пример и описание крещения Святым Духом, как об этом пишет в книге Деяний Лука, обязательным для Церкви независимо от времени и места? Фи полагает этот второй аспект данного вопроса темой для герменевтического обсуждения. В нем ударение ставится на использовании библейского исторического предшествования для того, чтобы сформулировать христианское учение и установить обязательные переживания для христиан29. В данном герменевтическом анализе если кто-либо может показать, что библейский автор приводит описание примера переживания для христиан, то тогда, с точки зрения толкования, это означает, что эти переживания являются обязательными для Церкви сегодня. Особенно что касается вопроса раздельности, то пятидесятнические богословы считают, что Лука дает описание образца в книге Деяний, согласно которому крещение Святым Духом отлично от духовного возрождения. Далее, они полагают, что христиане, живущие сегодня, могут ожидать исполнения того же образца, что касается переживаний.
Комментарий