Можно ли считать Льва Толстого христианином ?...
Наверное, вопрос все же немного некорректен... Поскольку переходит из области видимого в невидимое. Можно спросить, например, справедливо ли считать умершего господина "Х" плотником, или каменщиком, или врачом... И, проанализировав факты биографии, совершенно определенно сказать "да" или "нет". Но христианином... Извините, тут невозможно сказать однозначно ни то, ни другое. Потому что речь здесь идет не столько о видимом статусе, с которым Л. Толстой жил, сколько о невидимом... С которым он ушел. Скажите, кем считать разбойника, которому Христос сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю"...? Христианином?
Спасенным!!!
Праведников, знавших его лично как негодного человека и не присутствовавших при его казни, ожидает на небесах то чудо, о котором здесь уже говорилось: они увидят того, кого вовсе не ожидали увидеть...
Думаю, это будет то самое чудо, которое будет явлено всем нам, пришедшим, прежде всего как укор... За то, что поспешили осудить.
...Я все же я склоняюсь к тому, что Бог помиловал Л. Толстого... Во-первых, как совершенно справедливо заметила Евлампия, никто из нас не знает, чем, какими мыслями и внутренними событиями были наполнены последние дни его жизни, а во-вторых, милость Божья превозносится над судом там, где такие искренне ищущие Его всю жизнь ошибались и заблуждались в чем-то... Что же, Господу свойственно равнодушно наблюдать, как гибнет в неразумии такой человек? Человек, с мыслительным гением которого нам всем и близко не встать? Человек, вся сущность которого была ореинтирована на добро и справедливость?
Я все же охотнее предположу, что Л. Толстой перед смертью пережил истинную встречу с Богом... Которого искал всю жизнь.
Ведь по отношению к Богу, в Которого мы уверовали, это так естественно и логично, - предположить лучшее, а не худшее... Не правда ли?
По некоторым известным фактам, действительно, Л. Толстого христианином не назовешь... И Православная церковь была совершенно права, объявив Л. Толстому анафему, - он в ее лоно ну никак не вписывался.
Но если попробовать заглянуть чуть дальше, чем привыкли мы заглядывать... через барьеры и баррикады церковных правил, вероучений и постулатов... Ради чего вобще приходил Христос? Чтобы уверовали в Него, назвавшись христианами? Основать на земле новую веру?
Нет, но для того, чтобы открыть путь Собой к Богу, - кратчайший из возможных путей... включая оправдание Законом. Мы все как-то забываем об этом... и концентрируем себя, свои мысли и чувства лишь на Христе... И плохо видим Отца, стоящего прежде. Но Христос нигде не превозносил Себя, даже когда говорил, что "Я и Отец - одно". Наоборот, Он говорил, что тому, кто скажет хулу на Сына Человеческого - простится... Почему?! Я долго не понимал этого... Пока Господь не открыл.
Потому что похулит хоть и святое, но Имя.
А вот кто скажет хулу на Духа Святого - тому не простится "ни в сем веке, ни в будущем"... Потому что похулил не имя, но самую суть Бога, - Его Дух.
Вот этот-то Дух и был благородной и прекрасной целью поисков Л. Толстого... Дух, против Которого он никогда не погрешил, потому что искал чистым сердцем, - хотя во многом, как обычный человек, ошибался, спотыкался и падал...Он искал Бога! И если по неразумию в чем-то и отвергал Христа, то лишь потому, что относился к Нему лишь как к человеку....хоть и великому. Это была его трагедия, потому что, при всей своей гениальности, он не увидел сразу кратчайший путь, - но он всеми силами души искал этот путь, путь Истины...
И потому помилование для таковых всегда возможно.
Я знаю, сейчас могут посыпаться камни... Номинальные христиане любят побивать всякое инакомыслие.
Забывая при этом драгоценное: "...а кто сотворит и научит...".
Потому и пребывает сегодняшнее христианство в своем неприглядном виде, научившись "творить" лишь бремена тяжелые и неудобоносимые...
Лучше никогда не называться христианином, но всю жизнь искать Отца, чем, назвавшись христианином, в своей мертвой вере не иметь ни Отца, ни Сына...
Потому что спасает не имя, - даже если это имя Христа.
Назвавшись, не станешь спасенным.
Наверное, вопрос все же немного некорректен... Поскольку переходит из области видимого в невидимое. Можно спросить, например, справедливо ли считать умершего господина "Х" плотником, или каменщиком, или врачом... И, проанализировав факты биографии, совершенно определенно сказать "да" или "нет". Но христианином... Извините, тут невозможно сказать однозначно ни то, ни другое. Потому что речь здесь идет не столько о видимом статусе, с которым Л. Толстой жил, сколько о невидимом... С которым он ушел. Скажите, кем считать разбойника, которому Христос сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю"...? Христианином?

Праведников, знавших его лично как негодного человека и не присутствовавших при его казни, ожидает на небесах то чудо, о котором здесь уже говорилось: они увидят того, кого вовсе не ожидали увидеть...
Думаю, это будет то самое чудо, которое будет явлено всем нам, пришедшим, прежде всего как укор... За то, что поспешили осудить.
...Я все же я склоняюсь к тому, что Бог помиловал Л. Толстого... Во-первых, как совершенно справедливо заметила Евлампия, никто из нас не знает, чем, какими мыслями и внутренними событиями были наполнены последние дни его жизни, а во-вторых, милость Божья превозносится над судом там, где такие искренне ищущие Его всю жизнь ошибались и заблуждались в чем-то... Что же, Господу свойственно равнодушно наблюдать, как гибнет в неразумии такой человек? Человек, с мыслительным гением которого нам всем и близко не встать? Человек, вся сущность которого была ореинтирована на добро и справедливость?
Я все же охотнее предположу, что Л. Толстой перед смертью пережил истинную встречу с Богом... Которого искал всю жизнь.
Ведь по отношению к Богу, в Которого мы уверовали, это так естественно и логично, - предположить лучшее, а не худшее... Не правда ли?
По некоторым известным фактам, действительно, Л. Толстого христианином не назовешь... И Православная церковь была совершенно права, объявив Л. Толстому анафему, - он в ее лоно ну никак не вписывался.
Но если попробовать заглянуть чуть дальше, чем привыкли мы заглядывать... через барьеры и баррикады церковных правил, вероучений и постулатов... Ради чего вобще приходил Христос? Чтобы уверовали в Него, назвавшись христианами? Основать на земле новую веру?
Нет, но для того, чтобы открыть путь Собой к Богу, - кратчайший из возможных путей... включая оправдание Законом. Мы все как-то забываем об этом... и концентрируем себя, свои мысли и чувства лишь на Христе... И плохо видим Отца, стоящего прежде. Но Христос нигде не превозносил Себя, даже когда говорил, что "Я и Отец - одно". Наоборот, Он говорил, что тому, кто скажет хулу на Сына Человеческого - простится... Почему?! Я долго не понимал этого... Пока Господь не открыл.
Потому что похулит хоть и святое, но Имя.
А вот кто скажет хулу на Духа Святого - тому не простится "ни в сем веке, ни в будущем"... Потому что похулил не имя, но самую суть Бога, - Его Дух.
Вот этот-то Дух и был благородной и прекрасной целью поисков Л. Толстого... Дух, против Которого он никогда не погрешил, потому что искал чистым сердцем, - хотя во многом, как обычный человек, ошибался, спотыкался и падал...Он искал Бога! И если по неразумию в чем-то и отвергал Христа, то лишь потому, что относился к Нему лишь как к человеку....хоть и великому. Это была его трагедия, потому что, при всей своей гениальности, он не увидел сразу кратчайший путь, - но он всеми силами души искал этот путь, путь Истины...
И потому помилование для таковых всегда возможно.
Я знаю, сейчас могут посыпаться камни... Номинальные христиане любят побивать всякое инакомыслие.

Потому и пребывает сегодняшнее христианство в своем неприглядном виде, научившись "творить" лишь бремена тяжелые и неудобоносимые...
Лучше никогда не называться христианином, но всю жизнь искать Отца, чем, назвавшись христианином, в своей мертвой вере не иметь ни Отца, ни Сына...
Потому что спасает не имя, - даже если это имя Христа.
Назвавшись, не станешь спасенным.
Комментарий