Церковь просто засвидетельствовала, что Лев Николаевич Толстой не является ее членом и не выражает ее веры. Никакой несправедливости допущено не было, ведь Лев Николаевич не считал себя членом Церкви. Он это ясно выражает в своем ответе Синоду:
И вот изучение это привело меня к убеждению, что та вера, которую исповедует наша иерархия и которой она учит народ, есть не только ложь, но и безнравственный обман.
.....
В православном вероучении я нашел изложение самых непонятных, кощунственных и безнравственных положений, не только не допускаемых разумом, но совершенно непостижимых и противных нравственности, и, - никакого учения о жизни и о смысле ее.
.....
Я был приведен к убеждению, что Церкви никакой нет.
.....
Ветхий Завет я не читаю...И потому я оставляю писание Ветхого Завета, писание откровенное, по церковному выражению, в 27 книгах.
.....
Со времени Павла начинается талмуд христианский, который называется церковью, и учение Христа делается не учением единственным, божественным и полным, а одним из зве-ньев цепи откровения, начавшегося с начала мира и продолжающегося в церкви до сих пор.
И вот изучение это привело меня к убеждению, что та вера, которую исповедует наша иерархия и которой она учит народ, есть не только ложь, но и безнравственный обман.
.....
В православном вероучении я нашел изложение самых непонятных, кощунственных и безнравственных положений, не только не допускаемых разумом, но совершенно непостижимых и противных нравственности, и, - никакого учения о жизни и о смысле ее.
.....
Я был приведен к убеждению, что Церкви никакой нет.
.....
Ветхий Завет я не читаю...И потому я оставляю писание Ветхого Завета, писание откровенное, по церковному выражению, в 27 книгах.
.....
Со времени Павла начинается талмуд христианский, который называется церковью, и учение Христа делается не учением единственным, божественным и полным, а одним из зве-ньев цепи откровения, начавшегося с начала мира и продолжающегося в церкви до сих пор.
Комментарий