Поговорим о Льве Толстом

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • greshnik
    ..несовершенен..

    • 20 July 2006
    • 24441

    #226
    Сообщение от Jewe
    Ну если главная героиня обманывает мужа, ради любви, то значит так и надо поступать. Любовь она выше всего. Выше всех ценностей. Выше материнского долга, выше верности.
    апостол так и сказал-
    любовь всё покрывает
    Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

    Комментарий

    • Jewe
      Ветеран

      • 30 October 2017
      • 18618

      #227
      Сообщение от greshnik
      апостол так и сказал-
      любовь всё покрывает
      ну вот видите. и я же еще передергиваю. Апостол сказал. Так апостол не о похоти говорил, не о половом инстинкте, который двигал Анной Карениной.

      «
      Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



      Комментарий

      • Yosi
        Ветеран

        • 13 November 2017
        • 5972

        #228
        Сообщение от Jewe
        ну вот видите. и я же еще передергиваю. Апостол сказал. Так апостол не о похоти говорил, не о половом инстинкте, который двигал Анной Карениной.
        Дорогой наш! Вы же сам не идеальны? Или идеальны? Бог нам всем Судья. Мы все в чем-то заблуждаемся , на Его милость только и можем рассчитывать , а не на свою праведность!

        Комментарий

        • Евлампия
          Гражданка Неба
          Модератор Форума

          • 27 April 2005
          • 33926

          #229
          Сообщение от Jewe
          Почему вы думаете что нет плохих и хороших? В жизни есть вещи более ценные нежели чем похоть. А Аня Каренина этого не понимала.
          Анна живой человек. По моему мнению, гораздо живее Каренина, Лидии Ивановны и Левина вместе взятых. Все ее миропонимание, сама живость ее сердца - от Бога, не то, что у праведной Кити или даже у примерной матери Долли. И что вы прицепились к этой похоти? Вы ее никогда в жизни не испытывали? Своими силами ее побороть трудно. Хоть все пальцы себя отруби ("Отец Сергий"). Анна жила одним своим чувством к Вронскому, сделала из него культ, божество, идола, тем самым связав его и провоцируя на невольную холодность к ней (как мне это понятно!)... Толстой очень любил (и я тоже) Анну Каренину. Как Флобер в свое время плакал в момент литературной смерти мадам Бовари, так и Толстой чрезвычайно тяжело пережил смерть своей героини. Он ее убивает, но не судит! А сколько сейчас гибнет молодежи подобной смертью... вам их не жалко? Мне - очень. Я постоянно молюсь за нашу молодежь. чтоб не совершали подобной роковой глупости...
          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

          Комментарий

          • Jewe
            Ветеран

            • 30 October 2017
            • 18618

            #230
            Сообщение от Yosi
            Дорогой наш! Вы же сам не идеальны? Или идеальны? Бог нам всем Судья. Мы все в чем-то заблуждаемся , на Его милость только и можем рассчитывать , а не на свою праведность!
            Так дорогой наш, не обо мне речь. Не по моим книжкам детей в школах воспитывают.

            «
            Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



            Комментарий

            • greshnik
              ..несовершенен..

              • 20 July 2006
              • 24441

              #231
              Сообщение от Jewe
              ну вот видите. и я же еще передергиваю. Апостол сказал. Так апостол не о похоти говорил, не о половом инстинкте, который двигал Анной Карениной.
              а откуда вы знаете что анной двигал половой инстинкт и похоть а не любовь?
              она сама сказала или вы фантазируете?
              Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

              Комментарий

              • Евлампия
                Гражданка Неба
                Модератор Форума

                • 27 April 2005
                • 33926

                #232
                Сообщение от Jewe
                Нет, это не естественно. Например вы уверены во многих вещах несмотря на то что Бог вам ничего не говорил по поводу того в чем вы уверены.
                Я не уверена. Я надеюсь. А надежда, как написано, не постыжает.
                "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                Комментарий

                • diana
                  Хорошо что Лето!..)

                  • 17 May 2008
                  • 68513

                  #233
                  Сообщение от greshnik
                  а откуда вы знаете что анной двигал половой инстинкт и похоть а не любовь?
                  она сама сказала или вы фантазируете?
                  почему любовь привела к трагедии?.. по идее, любовь должна приводить человека к благостным плодам?.. а если происходит что-то нехорошее, если отношениями этих двоих ранятся другие вокруг + сами эти имеют печальные последствия своей любви, то любовь ли это?.. я не понимаю...
                  чайок.. мир, гармония и любовь..

                  Комментарий

                  • Jewe
                    Ветеран

                    • 30 October 2017
                    • 18618

                    #234
                    Сообщение от Евлампия
                    Анна жила одним своим чувством к Вронскому, сделала из него культ, божество, идола, тем самым связав его и провоцируя на невольную холодность к ней (как мне это понятно!)..
                    Ну. Так а чего вы спрашиваете что я прицепился к ее похоти? Если у нее вся проблема в этом. Трудно побороть. А мужа обманывать ей не трудно? Вронского она любит и значит ради этой любви можно всем пожертвовать? И мужем и сыном.
                    Анна живой человек. По моему мнению, гораздо живее Каренина, Лидии Ивановны и Левина вместе взятых. Все ее миропонимание, сама живость ее сердца - от Бога, не то, что у праведной Кити или даже у примерной матери Долли.
                    И на кой такая живость нужна? Как это от Бога, если она нарушает Его заповеди? Извините я вас с трудом понимаю. Вы же христианка. Вы же в курсе что есть такая заповедь - не прелюбодействуй?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от greshnik
                    а откуда вы знаете что анной двигал половой инстинкт и похоть а не любовь?
                    она сама сказала или вы фантазируете?
                    То есть половой связи у нее не было с Вронским?

                    «
                    Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



                    Комментарий

                    • Corvalol
                      Участник с неподтвержденным email

                      • 25 September 2018
                      • 1534

                      #235
                      Сообщение от Евлампия
                      И что вы прицепились к этой похоти? Вы ее никогда в жизни не испытывали? Своими силами ее побороть трудно. Хоть все пальцы себя отруби ("Отец Сергий"). Анна жила одним своим чувством к Вронскому, сделала из него культ, божество, идола, тем самым связав его и провоцируя на невольную холодность к ней (как мне это понятно!)... Толстой очень любил (и я тоже) Анну Каренину. Как Флобер в свое время плакал в момент литературной смерти мадам Бовари, так и Толстой чрезвычайно тяжело пережил смерть своей героини. Он ее убивает, но не судит!
                      Отец Сергий - это совсем другое. Что касается Анны Карениной Я как-то разговаривал с одним монахом который когда-то был литератором и утверждал, что Гоголь, Толстой и Достоевский вполне могут претендовать на статус религиозных писателей и все их творчество проникнуто евангельским духом Я спросил его об Анне Карениной(это произведение для меня самое непонятное из всего что я прочитал у Толстого) и он ответил примерно так:"Вот представь себе Иисуса Христа. Вот привели к Нему фарисеи женщину взятую в прелюбодеянии, требуя чтобы Он сказал все что о ней думает и даже примерно наказал Иисус спросил: - А что за это полагается? Они сказали: - Как что? Побить ее нечестивую камнями Иисус сказал: Ну а зачем же дело стало. Вот грешница, вот камни - за дело! Тут они как-то стушевались, призадумались и тихонько разошлись. Иисус сказал женщине: Никто не осудил тебя, и Я не сужу. Иди и больше не греши А она пошла и бросилась под паровоз"

                      ШестипалыйЛев Толстой очень любил детей.
                      Прочитал несколько его рассказов для детей Не-ет! Не любил Лев Николаевич детей, не чувствовал и не понимал.

                      Комментарий

                      • Брянский волк
                        Ветеран

                        • 07 November 2016
                        • 9996

                        #236
                        M. A. Новосёлов

                        Открытое письмо графу Л. H. Толстому

                        от бывшего его единомышленника по поводу ответа на постановление Святейшего Синода (1901)
                        С того времени, как мы разошлись с Вами, Лев Николаевич, т. е. с тех пор, как я стал православным, а этому есть уже лет 8-9, я ни разу не разговаривал с Вами о том, что так важно для нас обоих. Иногда меня очень тянуло написать Вам, но краткое размышление приводило меня к сознанию, что делать этого не нужно, что из этого никакого толку не выйдет ни для Вас, ни для меня. Теперь я берусь за перо под впечатлением только что прочитанного мною Вашего ответа на постановление Синода от 20-22 февраля. Ничего нового для себя я не встретил в Вашем ответе, тем не менее почувствовалась потребность сказать Вам несколько слов по поводу этой свежей Вашей исповеди.

                        Мне, как бывшему Вашему единомышленнику, интересны главным образом те основные моменты христианского учения, на которых держится, с которыми связано наше теперешнее разногласие. На них я и хотел бы остановиться несколько подробнее, мимоходом лишь ответив на прочие (и даже не на все) пункты Вашего писания.

                        Другие, может быть, откликнутся на Ваше обвинение в неканоничности опубликованного синодального постановления... Я, со своей стороны, понимаю его как констатирование уже совершившегося факта Вашего отпадения от Церкви, о каковом отпадении Синод и объявляет чадам Церкви, чтобы предостеречь их относительно Вашего учения. Думаю, что оно имело в виду и Вас, надеясь вызвать Вас на серьезный пересмотр Ваших взглядов на христианство... Побуждало Синод к этому акту, нужно полагать, и желание открыто и во всеуслышание заявить об основных истинах веры христианской в то время, когда в обществе существует так много до противоположности несходных воззрений на сущность Христова учения.

                        Вы называете это постановление произвольным, потому что оно обвиняет Вас одного в том, в чем подлежат обвинению многие. Отчасти Вы правы, но только отчасти, потому что никто из той интеллигенции, на которую Вы указываете, не вступал в такую вражду с Церковью и ее учением, как Вы. Непризнавание чего-либо, даже отрицание, - это не то, что ожесточенная борьба, да еще неразборчивая в средствах. В объяснение и оправдание последнего замечания приведу Вам слова человека, в терпимости и высокой порядочности которого Вы едва ли осмелитесь сомневаться. Когда я зимою 1900 года спросил покойного Владимира Сергеевича Соловьева, почему он, умышленно избегавший раньше полемики с Вами, выступил так энергично против Вас в своих "Трех разговорах под пальмами", он отвечал: "Меня возмутили кощунства "Воскресения"".

                        Добавлю еще, что истинно верующие люди едва ли могут иметь что-либо против отлучения от Церкви и всех тех, кто заявил бы себя солидарным с Вами. По моему убеждению, удерживать их формально в Церкви, когда они реально находятся вне ее, - нецелесообразно и недостойно православия.

                        Вы называете постановление неосновательным, так как людей единомысленных с Вами всего какая-нибудь сотня, т. е. вовсе не так много, как утверждает постановление. Не стоит ли это Ваше заявление в противоречии с предыдущим замечанием, что почти все образованные люди разделяют с Вами то безверие, в котором обвиняет Вас Синод? Вы скажете, может быть, что эти интеллигенты солидарны с Вами только в Вашем отрицании церковного учения? Но ведь это-то отрицание главным образом и имеет в виду Синод, а не те положительные стороны Вашей философии, в которой Вы насчитываете так мало единомышленников.

                        О "явной неправде" постановления ничего не смею сказать и оставляю этот вопрос на совести Вашей и тех, кто, по Вашим словам, допустил эту неправду.

                        Что касается клеветы, которую Вы усматриваете в постановлении, то я ее ни в чем не вижу, ибо не вижу "заведомо несправедливых утверждений касательно Вас, клонящихся к Вашему вреду".

                        Не могу согласиться с Вами и в том, что оно есть подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.

                        В доказательство последнего Вашего положения Вы приводите выдержки из нескольких писем, полученных Вами после отлучения. Я согласен с Вами, что письма эти нехороши, что они слишком отзывают тем Илииным духом, который не одобрил Спаситель в сынах Зеведеевых, выразивших желание свести огонь с неба на оскорбивших Учителя самарян: "Не знаете, какого вы духа", - сказал ученикам Христос.

                        Не знают Христова духа и авторы этих писем. Но при чем тут постановление Синода? Вы с большей основательностью могли бы упрекнуть приходских пастырей в нерадении к духовному устроению словесных овец, обнаруживающих волчьи зубы. Вы скажете, может быть: "Синод должен был предвидеть это".

                        Пусть так, но нельзя было этого предупредить. "Не публиковать постановления", - возразите Вы. Но ведь в таком случае придется совсем сложить руки, так как почти всякое постановление может быть нелепо понято и дурно принято невежеством и нерассудительностью. Лучшим подтверждением этого служит Ваше учение: припомните, какой вид оно принимало, проходя чрез разнокалиберные головы и сердца последователей Ваших?! Вам это известно, конечно, лучше, чем мне, а и мне хорошо известно...

                        Чтобы не тревожить теней прошлого, укажу Вам на Вашу недавнюю сравнительно вещицу с невинным и даже христианским заглавием "Не убий", которая некоторыми лицами была понята совсем не так, как Вы, надо думать, желали, судя по заглавию, - и правду сказать, Лев Николаевич, не без основания на этот раз, ибо только слова говорили "не убий", а дух брошюры питал то чувство, которое Иоанн Богослов называет человекоубийственным.

                        Далее Вы признаетесь, что Вы отреклись от Православной Церкви, но не потому, что восстали на Господа, а, напротив, только потому, что всеми силами души желали служить Ему.

                        Не знаю, умышленно ли Вы опустили слова "и на Христа Его", упомянутые в синодальном постановлении и однажды приведенные Вами... Их нельзя опускать. Церковь Православная (и не только Православная) теснейшим образом связана с Христом. И для всякого мало-мальски мыслящего (равно как и для не мыслящего, а одной детской верою ходящего) православного отречение от Церкви есть и отречение от Христа (и восстание на Отца Его), ибо Христос есть Глава Церкви, Церковь же Тело Его. На сего-то Христа Вы, действительно, восстали, что и сами признаете спустя несколько строк. Служить же Вы хотите не Ему и не Тому Отцу Его (Господу), Которого знает и признает вселенское христианство, а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего.

                        Не буду касаться Ваших замечаний о том, как Вы исследовали учение Церкви, а равно и достоинств Ваших богословских трудов. Об этом довольно писалось за последние 10-15 лет. Позволю, впрочем, себе сказать несколько слов. Можно пожалеть, что Вам пришлось знакомиться с христианским богословием по руководству митр. Макария [1]. Может быть, приобщение на первых порах к более жизненной и животворящей мысли богословов-подвижников раскрыло бы Вам глубочайшую связь между христианским вероучением и нравственностью, а главное, ввело бы Вас в сферу внутреннего духовного опыта, при котором только и можно непоколебимо верить в догмат и сознательно его исповедовать.

                        Далее Вы говорите о церковных обрядах, о некоторых догматических верованиях и таинствах. Все это Вам представляется ложью, кощунством, колдовством, обманом. Не входя в подробности, которыми, повторяю, достаточно занималась духовная литература последних лет, разбирая Ваши произведения, я остановлюсь на некоторых общих соображениях.

                        В одной из глав Вашей критики догматического богословия Вы, говоря о Церкви, выражаетесь приблизительно так: "При слове "Церковь" я ничего другого не могу представить, как несколько тысяч длинноволосых невежественных людей, которые находятся в рабской зависимости от нескольких десятков таких же длинноволосых людей..." Я не опровергаю этого больше чем наивного определения Церкви, ибо знаю, что опровержение бесполезно, так как определение это вытекло не из логики, а из непосредственного восприятия Вами фактов текущей церковной деятельности. Пусть будет по-Вашему, пусть понятие о Церкви сводится к понятию о духовенстве, и пусть все это духовенство будет сплошь невежественно и корыстно, пусть оно из самых низменных мотивов поддерживает церковное учение... Пусть будет по-Вашему, но ведь должны же Вы были задуматься над вопросом: когда возникло это учение?

                        Ведь не нынешними же, по Вашему предвзятому представлению, "невеждами и корыстолюбцами" установлены таинства, даны догматические определения, введены богослужебные обряды... Ведь о важнейшем таинстве, вызывающем самые яростные нападки с Вашей стороны, мы узнаем еще в Новом Завете. Обращаю Ваше внимание на слова апостола Павла (Послание к Коринфянам), который, очевидно, понимал слова Спасителя о Теле и Крови так, как понимаем мы, православные. Что он придавал таинственное (в нашем православном смысле) значение священной трапезе, это видно из того, что в зависимость от недостойного вкушения оной ставил болезни и даже смерть верующих.

                        Не в Евангелии ли Христос исповедуется Богом?

                        Не в посланиях ли апостольских искупление является краеугольным камнем учения?

                        Не ближайшие ли ученики Спасителя (и сам апостол любви) посещают Иерусалимский храм для молитвы?

                        Не в первые ли века (II и III вв.) развивается богослужебный чин христианский?

                        Не поддерживают ли все это и не полагают ли жизнь свою за то, что Вы обругиваете как ложь, колдовство и обман, ученики Христовы и ученики Его учеников?

                        Лев Николаевич! Вы говорите, что любите истину больше всего на свете. Докажите же это на деле: отрешитесь на самое короткое время от Вашего обычного отношения к сущим церковникам и, забыв их, перенеситесь мысленно в первые века христианства.

                        Неужели Вы дерзнете упрекнуть в невежестве, сребролюбии, недобросовестности те сотни, тысячи христианских подвижников, из которых одни вызывали восторг и удивление своими добродетелями даже во враждебно настроенных к христианству язычниках, другие проявили глубочайшую мудрость в своих философских и богословских трудах? Вспомните Поликарпа, Иустина Философа, Антония и Макария Великих, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, блаж. Августина, Оригена Адамантового... [2] Чем объясняете Вы в них и в тысячах им подобных самоотверженных служителей истины - эту верность церковному учению, и именно той его стороне, которую Вы хотите назвать даже не заблуждением, а непременно ложью и обманом? Любовь к истине, которую Вы, не колеблясь, признаете в себе, требует, чтобы Вы подыскали другое объяснение для возникновения тех верований, которые Вы клеймите позорным именем колдовства, лжи и бессмыслицы...

                        Несколько лет тому назад, в первый период своего обращения к Церкви, я прочитал в "Вестнике Европы" прекрасные статьи проф. Герье о Екатерине Сиенской [3]. Статьи эти драгоценны тем, что в них мы находим беспристрастное и в то же время глубоко продуманное изложение фактов внешней и внутренней жизни названных католических святых, фактов, тщательно проверенных и пропущенных чрез горнило строгой исторической критики. В обоих житиях (да позволено будет назвать так эти чудные монографии!), особенно в житии Екатерины (которую, кстати сказать, св. Димитрий Ростовский [4] именует блаженною в церковном значении этого слова), - с удивительной яркостью выступают личные отношения души человеческой ко Христу. Все изумительные явления нравственной жизни Екатерины, поражавшие своей необычайностью и покорявшие своей силой даже людей, к ней враждебно настроенных, оказываются теснейшим образом связанными с личным ее отношением к Живому Христу Господу. Зависимость эта сказывается так ярко, так непререкаемо, что некоторые не верующие, но не ожесточенные против Церкви люди в недоумении потупляли очи при чтении этого произведения ученого автора и - задумывались.

                        Так вот, когда я по прочтении названных статей попал в один московский кружок молодежи, состоящий из лиц, Вам (а раньше и мне) очень близких, и заговорил с недавними своими единомышленниками о центральном пункте христианства - Самом Богочеловеке и о необходимости для христианина живого, ощущаемого общения с Ним, причем сослался (по малости собственного духовного опыта) на житие Екатерины, то встретил решительный и единодушный отпор: для слушателей казалось нелепостью общение с "мертвецом, давно сгнившим". Самосознание Екатерины и ей подобных лиц, опирающихся в своей нравственной жизни на Христа распятого и воскресшего, представлялось самообманом. У меня осталось впечатление, что это - Ваша мысль, Л. Н-ч. Да и трудно, правду сказать, найти третье объяснение, если не принимать того, которое предлагают люди, свидетельствующие о живом союзе своем с Воскресшим.

                        Но любовь к истине позволит ли остановиться на теории самообмана? Не придется ли тогда признать, что наилучшие движения души человеческой и высочайшие акты Воли порождены были самообманом, т. е., в сущности, неправдой?! Или, может быть, самообман состоял не в том, что люди мечтой своего воображения умножили в себе добродетель, а в том, что эту собственную, самодельную, так сказать, добродетель мысленно связывали, без всякой нужды и выгоды для добродетели, со своим фантастическим верованием в "Воскресшего Мертвеца", питающего Своею плотью и кровью?

                        Комментарий

                        • Евлампия
                          Гражданка Неба
                          Модератор Форума

                          • 27 April 2005
                          • 33926

                          #237
                          Сообщение от Yosi
                          Оль, люди которые любят детей прекрасные! Дети очень хорошо чувствуют людей. Дети всегда сильно тянутся к таким людям. Каждое утро ловить ребенка и загладить его по голове , это же раскрывает весь внутренний мир этого человека - у него прекрасная ранимая душа была внутри. И поэтому он и стремился к истине, к хорошему. Я люблю людей, которые в пожизненных поисках. Мне такие больше симпатичны, чем уже нашедшие истину.
                          Ты мне тоже симпатичен. Не переживай. Со всеми твоими поисками и детскими глупостями.
                          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                          Комментарий

                          • Брянский волк
                            Ветеран

                            • 07 November 2016
                            • 9996

                            #238
                            У Вас, как это ни странно многим слышать, нет мерила для оценки и определения важнейших нравственных переживаний души человеческой, переживаний, доступных самым простым и некнижным людям, о которых апостол сказал, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал, чтобы посрамить сильное, для того, добавляет апостол, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом. Да, как ни бессмысленно это на иной взгляд, но духовное ведение, доступное Павлу Препростому (IV в.), не дано Льву Мудрому [6], святилище тайн Христовых, открытое для первого, закрыто перед вторым...

                            Эпиграфом с эпилогом своей статьи Вы избрали слова Кольриджа - слова настолько значительные, что их нельзя пройти молчанием. В них, мне кажется, до некоторой степени заключается разгадка того недоразумения, которое существует между Вами и Церковью.

                            "Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою Церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете".

                            Не знаю, с которого конца подойти к этому афоризму: почти каждое слово требует комментария.

                            Начну, пожалуй, с фактической проверки данного положения.

                            Вот перед нами апостол Павел, особенно, помнится, нелюбимый Вами за мнимое искажение учения Христова, больше других апостолов потрудившийся над устроением Церкви.

                            Чем же он кончил? Тем, что полюбил себя (свое спокойствие) больше всего на свете?! Заклятый враг истины не позволит себе сказать этого о нем, величайшем - по справедливому выражению Фаррара [7] - из великих людей, вся жизнь которого со времени обращения его ко Христу была сплошным мученическим подвигом и в любящем сердце которого не тесно было многим народам.

                            Вспомните и весь сонм апостольский... Вспомните ближайших учеников Христа - Петра и Иоанна, единомысленные послания которых ...перед нашими глазами... Чем кончают они? Изгнанием, мученичеством.

                            Оставляю в стороне период гонений, когда так мало помышляли о покое, а так много проливали крови за воскресшего Христа и Церковь Его Святую, и опять напоминаю Вам о подвижниках пустынь - Антонии, Макарии, Исааке (и других, им же нет числа), об отцах и учителях Церкви - Златоусте, Василии, Григории, Августине, о более близких к нам - Сергии Радонежском, Стефане Пермском, св. Филиппе, Тихоне Задонском... [8] Не знаю, как Вы, Лев Николаевич, а я очень желал бы любить своё спокойствие так, как любили своё эти рабы Христовы и служители Церкви. Уверен, что и Господь такому моему спокойствию порадовался бы.

                            Очевидно, мысль, которую Вы хотели выразить или подтвердить словами Кольриджа [9], не оправдывается фактами. И не оправдывается потому, что понятия тут перепутаны, сдвинуты со своих основ, поставлены во взаимную связь по случайным, а не по существенным признакам. Вы отделяете истину от христианства, хотя в последних строках и заявляете, что до сих пор истина совпадает для Вас с христианством, как Вы его понимаете.

                            Для тех же великих и святых людей, о которых я только что говорил, и жизнь которых представляет такое блестящее опровержение афоризма Кольриджа, истина безусловно совпадает с христианством. Для них Христос есть Истина абсолютная, ибо в Нем, по слову апостола, обитает полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

                            Мало того, для них и Церковь была неразрывно связана с истиной, что видно из слов того же апостола, называющего Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3 : 15). Верование апостола Павла было верованием и прочих апостолов, "самовидцев Слова", о чем свидетельствуют их писания, этот, кстати сказать, единственный документ, знакомящий нас с учением Христовым. Веру апостолов разделяли и их ученики; эту же веру приняли и исповедовали и христиане последующих веков. Итак, Вы видите, что все эти люди любили христианство и Церковь как истину, т. е. истина совпадала для них с христианством, как они понимали его; иначе сказать, они никак не менее Вас были правы перед истиной, а если посмотреть на жизнь их, то, несомненно, окажется, что даже превосходили Вас любовью к ней...

                            Неосновательно разъединив истину, христианство и Церковь, речение Кольриджа так же неосновательно смешивает Церковь с сектой. Для Кольриджа такое смешение естественно: он не знал Церкви, а видел секты, именующие себя Церквами: свои выводы из наблюдений над сектами он перенес на Церковь. Между тем многое, что приложимо к секте, вовсе не приложимо к Церкви.

                            Впрочем, я не стану безусловно оспаривать мысли, выраженной в словах Кольриджа. Возможно - и, к сожалению, нередко случается, - что люди, принадлежащие к Церкви, уподобляются сектантам по своему душевному устроению. Разумею тех, кто вступает в Церковь, ища в покорном послушании ей как внешнему авторитету ленивого покоя для своей истомленной головы. При таком отношении к Церкви движение вперед по пути усвоения истины прекращается, вера и любовь иссякают, в душе рождается сектантское самодовольство с неизбежными спутниками: фанатизмом и нетерпимостью.

                            Но эти случаи, мало ли их будет или много, не изменяют существа дела, не опровергают истинности христианства и Церкви (хотя и вносят соблазн во многие людские души), подобно тому как превалирующее количество эгоистов в мире не подрывает в глазах разумного человека правды нравственного закона (хотя и порождает в иных сердцах сомнение в силе его).

                            На Ваше последнее признание, что Вы радостно и спокойно приближаетесь к смерти, ничего не скажу. Будущее, неизвестное и Вам, и мне, скажет свое слово о Вашем спокойствии и Вашей радости...

                            Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Л. Н-ч. Говорю "нечаянно", потому что во все время писания не замечал в себе ничего к Вам враждебного. Напротив, с первых страниц моего письма всплыли из далекого прошлого наши дружеские отношения, и образ их не покидает меня доселе. Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому Вы считаете кощунством, и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о Вас и о близких Ваших с тех пор, как, разойдясь с Вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой.


                            Священномученик М. А. Новосёлов
                            Для всех нас "время близко", а для Вас, говоря по человеческому рассуждению, и очень близко... Но я не теряю окончательной надежды, что Вам, которому так хорошо знакомо слово евангелиста Иоанна, что всякий, не делающий правды, не есть от Бога (1 Ин. 3 : 10), откроется истинный смысл и другого слова того же апостола любви, что не есть от Бога и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, тогда, может быть, в последние минуты Вашего земного странствия Образ Воскресшего зажжется ярким пламенем в душе Вашей, и Вы, выйдя из мрака в "чудный свет" Его, подобно блаженному Августину, если не воскликнете, то в тайне сердца Вашего изречете: "Sero te amavi, pulchritudo tam, antiqua et tam nova; sero te amavi!" (Будет тебя услаждать красота, как старая, так и новая; будет тебя услаждать!)

                            Вышний Волочек Тверской губ.,
                            29 мая 1901 г.

                            Комментарий

                            • Jewe
                              Ветеран

                              • 30 October 2017
                              • 18618

                              #239
                              Сообщение от diana
                              почему любовь привела к трагедии?..
                              Потому что влечение к противоположному полу это не любовь. Если бы Анна Каренина развелась с мужем и вышла бы за муж за Вронского, то все эти "чувства" в них бы угасли через месяц совместной жизни. Начались бы будни. И не исключено что не поменяй они своего мировоззрения их бы снова потянула нАсторону за новыми ощущениями. Смысл их жизни же в любви, а не в серых буднях семейной жизни - купи хлеба, вынеси мусор, заплати за газ и т.п.

                              «
                              Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



                              Комментарий

                              • Евлампия
                                Гражданка Неба
                                Модератор Форума

                                • 27 April 2005
                                • 33926

                                #240
                                Сообщение от Jewe
                                Ну. Так а чего вы спрашиваете что я прицепился к ее похоти? Если у нее вся проблема в этом. Трудно побороть. А мужа обманывать ей не трудно? Вронского она любит и значит ради этой любви можно всем пожертвовать? И мужем и сыном.
                                А как вы расцениваете поступок Иисуса, который не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии? Судя по тому, что вы пишите, вы бы осудили.

                                И на кой такая живость нужна? Как это от Бога, если она нарушает Его заповеди? Извините я вас с трудом понимаю. Вы же христианка. Вы же в курсе что есть такая заповедь - не прелюбодействуй?
                                Я вас понимаю с еще бОльшим трудом.
                                "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                                Комментарий

                                Обработка...