Чтобы понять, был ли Толстой христианином, надо уяснить, что он понимал под Богом.
В разных своих произведениях и дневниках Толстой неоднократно писал, что под Богом он подразумевает "разумение жизни", иначе говоря - нравственное чувство, которое ему диктует его совесть. То есть, если традиционные верующие принимают моральные нормы потому, что так повелел их Бог, то Толстой, наоборот, голос совести возвышает до божественного уровня, обожествляет его, потому что считает, что нравственное чувство и поведение - самое важное для человека и человечества.
В своем философском труде "О жизни", который он считал главным в своем жизни, наряду с "В чем моя вера", Толстой выводит очень простую мысль: забота о других (любовь к другим) в итоге делает для самого человека и для самого общества жизнь легче и проще, чем жизнь в эгоизме. Сообщество эгоистов живет хуже и тяжелее, чем сообщество заботящихся друг о друге. Эта простая и нерелигиозная мысль лежит в основе толстовской этики. И Толстому неважно, изречения ли Иисуса подтверждают его вывод, или других религиозных деятелей и философов - он всех их берет себе в союзники, всех цитирует, и для него Иисус - такой же мудрец, как Конфуций, Паскаль или Эпиктет, или талмудисты, или теософские авторы, или Шопенгауэр. Все они так или иначе транслируют голос одного Бога - нравственного чувства человека.
В разных своих произведениях и дневниках Толстой неоднократно писал, что под Богом он подразумевает "разумение жизни", иначе говоря - нравственное чувство, которое ему диктует его совесть. То есть, если традиционные верующие принимают моральные нормы потому, что так повелел их Бог, то Толстой, наоборот, голос совести возвышает до божественного уровня, обожествляет его, потому что считает, что нравственное чувство и поведение - самое важное для человека и человечества.
В своем философском труде "О жизни", который он считал главным в своем жизни, наряду с "В чем моя вера", Толстой выводит очень простую мысль: забота о других (любовь к другим) в итоге делает для самого человека и для самого общества жизнь легче и проще, чем жизнь в эгоизме. Сообщество эгоистов живет хуже и тяжелее, чем сообщество заботящихся друг о друге. Эта простая и нерелигиозная мысль лежит в основе толстовской этики. И Толстому неважно, изречения ли Иисуса подтверждают его вывод, или других религиозных деятелей и философов - он всех их берет себе в союзники, всех цитирует, и для него Иисус - такой же мудрец, как Конфуций, Паскаль или Эпиктет, или талмудисты, или теософские авторы, или Шопенгауэр. Все они так или иначе транслируют голос одного Бога - нравственного чувства человека.
Комментарий