Что значит "он висящий на древе"?
На следующий день Юля, выглянув в окно, снова обнаружила подозрительного нищего. Он, как и прошлого дня, сидел на том же самом месте, в такой же неподвижной позе. Хотя обида на него у девушки ещё не прошла, но интерес к незнакомцу разгорался всё сильнее и сильнее. Невольно, он пробудил в ней богословские рассуждения
Меньшова имела уже общение с верующими людьми. Как-то пришёл её проведывать бывший одноклассник, Колька Синицын. Тот, вернувшись с армии, увлёкся Богопознанием. Будучи очень искренним в своих стремлениях к познанию Истины, он с большой ревностью принялся «благовествовать миру Христа». Так он и привлёк к себе многих единомышленников, среди которых оказались и Юля с Анжеликой. Являясь по характеру своему очень энергичным человеком, Синицын стал очень быстро продвигаться по иерархической лестнице в своей общине. Получив «диплом» об окончании трёхмесячных курсов по «Христианскому богословию», он сразу же возглавил одну из домашних групп по изучению Библии. Таким образом Колька стал собирать два раза в неделю своих единомышленников на квартире у Юли.
Вскоре в Киев приехала большая миссионерская делегация из Австралии. По всему городу они порасклеивали пригласительные рекламные плакаты, с надписью: «Иисус исцеляет!» Множество народа отправилось на стадион «Динамо», дабы получить бесплатное исцеление, разрекламированное агитационными работниками, среди которых был и Синицын. Привезли туда и Юлю Меньшову. Ты только верь! настраивал девушку Колька, - Иисус Он любит тебя! Он уже исцелил тебя 2000 лет назад! Тебе нужно только принять это обетование, принять в себя этот дар своей личной верой! Ранами Его мы исцелились!..
Меньшова внушала себе эти Библейские изречения так, будто Сам Бог ей об этом твердил. Она нисколько не сомневалась в том, что Тот, Кто создал небо и землю из ничего, запросто может исцелить любую болезнь. Однако, как ни молились над ней заокеанские братья и сёстры, как ни возлагали на неё рук своих, бормоча при этом что-то на непонятных «языках», но «демона изгнать» из больной не смогли. Тот оказался сильнее за них. Или она мало верила?.. Во всяком случае, к такому выводу пришла сама девушка.
Разочаровавшись, в конце концов, во всякой вере вообще, Юля полностью остыла в своих стремлениях к познанию Бога. Хотя домашняя группа по-прежнему собиралась у неё на квартире каждую среду и пятницу, но на этих собраниях девушка уже не проявляла того запала, который имелся в ней прежде. Присутствуя на разборах Библии только лишь телом, душой она так и продолжала путешествовать по миру дольнему
Вот чудак человек, - глядя на бомжа в окно, подумала девушка, - У него есть здоровые ноги, а он сел и сидит, как будто их у него нет!.. она тяжело вздохнула, - Но раз он верующий, то почему не идёт к другим, не объясняет им Библию?.. Ведь сколько людей томится, не находя смысла в жизни, а он уселся здесь и воды просит...
Посидев у окна ещё немного времени, Юля решила отправиться на улицу.
Набрав из крана в бутылку холодной воды, девушка попросила мать, чтобы та помогла ей съехать по лестнице вниз. Лидия Михайловна, прервав стирку, тут же отозвалась на просьбу дочери. Выкатив инвалидную коляску на улицу, она оставила Юлю саму, и снова отправилась полоскать бельё.
Юля сразу же устремилась к тому самому месту, через которое прошедшим днём смогла взобраться к бомжу. Однако, подъехав к сглаженной с асфальтом бровке, она обнаружила, что проезд был кем-то загромождён. Кто-то зачем-то именно там положил тяжёлое бревно. Ни отбросить его, ни объехать, девушка не смогла.
Кому это делать было нечего, что он завалил здесь проход?! кряхтя и негодуя, выругалась сама в себе Юля. Немного повозмущавшись, она наконец успокоилась, - Ничего, Царствие Небесное силою берётся! вспомнила она вчерашнее поучение бомжа. Увидав в метрах двадцати от неё точно такую же сглаженную бровку, через которую можно было взобраться наверх, Меньшова устремилась к ней.
Если вчерашним днём Юля добралась до бомжа лишь за 5 минут, то на этот раз ей потребовалось значительно больше времени. И всё же, она была счастлива. Как ни как, а ей удалось, таки, доказать ему, что она не такая уж и «немилосердная», в отличие от него!
- Вы хотели воды? протягивая нищему бутылку, произнесла девушка.
- Разве я просил у тебя сегодня что-либо вообще? хладнокровно ответил бомж, нисколько даже не пошевелясь.
Юля набрала в лёгкие как можно больше воздуха, собираясь высказать этому «жестокосердному чудовищу» всё, что она думала по поводу его поведения. Но тот, опередив её, погасил пыл девушки, сказав:
- Если ты совершила свой труд Христа ради, то отчего негодуешь? Господь принял твой дар, блаженствуй. Если же не блаженствуешь, а негодуешь, то Христу ли принесла?
Меньшова была обличена.
- Вы правы, грустно произнесла она и тяжело вздохнула, - Я не Вам привезла эту воду, а себе Мне хотелось доказать, что я не такая уж и плохая, как на самом деле
- Вот теперь я возьму у тебя эту воду. Спасибо!
Нищий взял из рук девушки бутылку и поставил её около себя, под деревом.
- Вы не знаете, случайно, кто это притащил сюда это бревно? не зная, с чего начать разговор с незнакомцем, спросила Юля.
- Знаю, - очень спокойно ответил бомж, - я.
- Зачем? недоумённо морщась, спросила она.
- Чтобы усложнить тебе доступ к приобретению добродетели. Всё также хладнокровно ответил бомж.
- Так Вы ж сатана! растопырив глаза, с изумлением промолвила Юля.
- Да, я для многих противник. Люди не любят меня, как сатану. Потому что я причиняю им невыносимые муки. Одно только присутствие рядом со мной, наводит на них ужас. Я запах смерти! Я беспощадный зверь для них, убийца, маньяк, который настигает свои жертвы и истязает их сладострастную плоть! Многие бегут от меня, как от прокажённого. Они боятся заразиться от меня той чумою, что исходит из моих уст. И тогда я являюсь им в ночи. Даже во сне они видят меня, кровожадного, жестокосердного, настигающего их. Мой остро отточенный нож рассекает их на мелкие части. Они молят меня о пощаде, чтобы я был к ним милосердным, но я не слышу их. Я упиваюсь, при виде их слёз, они радуют меня
У Юли аж слеза навернулась, когда её воображение стало рисовать ей то, что входило через её уши.
- Вы сумасшедший, да? спросила она с такой простотой, как обычно дети спрашивают взрослых об их профессии: «Вы врач?»
- Меня по разному называют, - с такой же простотой стал отвечать нищий, будто говорил о чём-то обыденном, - Для одних я сумасшедший, для других фанатик, для третьих исчадие ада
- А зачем же Вы всё это делаете? Зачем Вы причиняете людям боль? Людей, ведь, надо любить!
- Я не знаю, почему оно так получается Я просто вишу на древе.
Юля от недопонимания заморгала.
- Простите, я Вас не совсем поняла Где Вы висите? Вы ведь сидите!
Если бы девушка могла заглянуть под покрывало, что закрывало лицо бомжа, то она непременно бы увидела там печальную улыбку.
- На кресте, чадо! разъяснил бомж, - Я тот разбойник, что распят около Господа.
Только теперь до Юли стало доходить, что нищий говорил с ней иносказательно, поэтично. Она вдруг поняла, что он описывал ей явление падшему миру Божьего Сына. Ведь такими глазами воспринимает греховная плоть человеческая Святого Духа! Тот Маньяк беспощадный это и есть Он, Сам Господь! Для греховной совести Его слово, подобно острому ножу! Когда же придёт Он, Дух Святой, - всплыло в её сознании Библейское изречение, - то обличит мир во грехе.
Уловив по выражению лица девушки, что у неё загорелось сердце, бомж продолжил говорить:
- Ты удивилась, когда узнала, что это я усугубил тебе возможность принести нищему воды Разве ты не слышала премудрого Сираха, говорящего: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твоё и будь твёрд, и не смущайся во время посещения»?.. Разве ты не знаешь, что искушения и испытания приводят душу в духовное преуспевание и делают её более мужественной?.. Посмотри на это дерево! и он указал девушке на одну из нескольких хиленьких берёзок, - Отчего она такая чахлая?.. Не от того ли, что корни её неглубоки?.. А посмотри на ту тополь! и он указал на одинокое могучее дерево, что росло на поляне, - Отчего она так преуспела в своём развитии?.. Не от того ли, что подвержена была большим испытаниям?.. И ветер не раз хотел её погубить, и палящее солнце, да и никто никогда не поливал её, кроме дождя И что же она, смутилась ли от такой несправедливости?.. Напротив, ещё глубже корни пустила!.. Так и человек Позволь мне поведать тебе об одной святой деве. Ранее она была очень падшая женщина. Весь город, в котором она жила, знал о её способе существования - она была блудницей. Но вот однажды Господь коснулся её сердца. Вспыхнувший в ней огонёк побудил её прийти в храм Божий. Однако, диакон той церкви, зная о греховной жизни той блудницы, не позволил ей войти внутрь. Она стала пререкаться. Но тот стоял на своём, говоря: Не можешь войти в освящённый храм, ибо нечистая ты! Но она не унималась. Тогда на шум к ним вышел епископ. Та стала жаловаться священнослужителю на диакона, что тот не пускает её. Но и епископ сказал блуднице то же: Не можешь войти в святую землю, ибо нечистая ты! Она возразила: Я уже не та, но покаялась! Епископ сказал: Почём нам узнать, правду ли ты говоришь, или нет?.. Пойди, принеси сперва все деньги, что заработала ты путём неправедным, тогда и поверим тебе! Блудница повиновалась. Собрав в своём доме всю ту мзду губительную, она принесла её к храму и отдала епископу. Тот взял те срамные деньги и бросил их в огонь. Потом он сказал ей: Теперь можешь войти! Она зашла внутрь храма, рыдая горькими слезами, и произнесла: Если здесь со мной так поступили, то что ожидает душу мою там?.. Таким образом она и покаялась, став в последствии великой подвижницей К чему я привёл тебе этот пример?.. Смотри на ту бывшую блудницу соблазнилась ли она тем, что Божий человек поступил с ней так сурово? Нет, не соблазнилась. Отчего так? Да оттого, что шла не к священнослужителям, но к Господу! Ведь когда человек приходит к «святой земле», то первым, кто его встречает там, есть огненный Херувим, который говорит: Сними обувь свою! Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая! Там где подлинный Бог, там всегда и Иоанн Креститель, с грозным словом: Покайтесь! А если же кто пришёл в иное какое место, где его встретил какой-нибудь слащаво улыбающийся служитель, а не огненный Херувим с мечом, то таковому следует задуматься, а к «святой» ли земле пришёл он?.. Когда бывший великий сын мира этого, что обитал в царских палатах, Арсений, наименованный впоследствии Церковью Великим, решил бежать из этого растленного века, оставивши все свои земные блага и преимущества, пришёл к пустынным жителям, святым отцам, и стал просить у них, чтобы они приняли его к себе, то те, дабы подвергнуть его испытанию, не сразу отозвались на его благое намерение. Они стали его уговаривать, возвратиться назад. Но тот стоял на своём. Когда началась трапеза, отцы преднамеренно не предложили гостю сесть с ними за стол. Проходя через подобного рода искушения, Арсений говорил сам в себе: Вот, Арсений, Господь Бог привёл тебя к Ангелам Своим. Они сейчас будут принимать трапезу, которую им уготовал их Отец Небесный. А ты настолько грешный, что даже не достоин такой чести, присутствовать рядом с ними. Был среди тех старцев один из великих Отцов, Иоанн Колов. Дабы подвергнуть Арсения ещё большему испытанию, он взял кусок хлеба со стола и бросил его на пол, указывая гостю, что если он голоден, то может отведать этого сухаря. И сказал сам в себе Арсений: Вот видишь, Арсений, насколько ты грешен в глазах Божиих! Видать Сам Господь Бог открыл этим святым угодникам Божьим все мои прегрешения, так что они и гнушаются меня, как пса нечестивого. Что ж, поступлю я тогда так, как и должен поступить пёс нечестивый. И он стал на четвереньки, подлез к столу, взял в зубы ломоть чёрствого хлеба и отполз в угол, где и принялся грызть его, как пёс. Увидев такое смирение, святой Иоанн Колов пророчески произнёс братьям: Поверьте мне, братия, из него выйдет искусный инок, - что в последствии и осуществилось. Этому мужу пришлось пройти через огромные уничижения, прежде, нежели он облёкся в божественное одеяния, которым и спасся от собственного растления. И ничто не смутило его и не поколебало веры его, в этом благом устремлении. Потому говорю тебе: если ищешь спасения души своей, беги от людей развратных, как умом, так и сердцем! Искушений же не страшись. Ибо надобно прийти искушениям. А кто убегает от них, тот убегает от жизни вечной!.. Слышала ли ты о Павле Простом?
- Нет, не слышала! со светящимися глазами ответила Юля, - А кто это?
- Это был такой святой, что проживал в конце четвёртого века. Вначале он состоял в браке с одною очень красивою женщиною, однако развращённою душой. Она изменяла ему очень долго, пока он её не застал случайно с поличным. Тогда, не сказав о том никому, не открыв греха жены своей, он отправился к Антонию Великому, желая стать его учеником. Но тот, соблазнившись возрастом Павла, - ему было уже 60 лет тогда, - отказал ему. Но тот не отступал. Тогда Антоний Великий стал умышленно искушать его, проводя через невыносимые духовные подвиги, связанные с отсечением своей воли и изнурением тела. Таким образом он хотел испытать Павла, подлинно ли он хочет высшего духовного совершенства во Христе. Он морил его голодом, не давал ему спать, оскорблял. Но тот всё претерпевал, полыхая сердцем любовью к Господу. И приобрёл Павел от Господа, через Великого Антония, величайшее смирение, так что и бесов мог изгонять, и больных лечить. Но прежде, нежели он исполнился Духом Святым, Павел добровольно вверг себя на крест. Он с жадностью пил страдания, как сластолюбивые души пьют грех. Он не просто терпел всякие невзгоды, которые встречаются на жизненном пути у всех людей, но сам вызывал их на себя. Помнишь, как говорит Апостол Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. Естественно ли плотскому человеку с великою радостью принимать страдания? Конечно же, нет! Максимум, на что способен плотской человек, это терпеть страдания. Но не радоваться! Радоваться в скорбях может только духовный человек, который знает цену этим скорбям. Он всеми усилиями своими сам себе приобретает страдания, как плотской человек ищет страстного покоя! Вот где столкнулись безумие и Мудрость!
Юля было просто потрясена от такого откровения. Никогда раньше ничего подобного она и не замечала в Священном Писании. Их «пастырь» Колька Синицын всегда учил о другом, совсем о противоположном. Конечно же, он говорил, что нужно терпеть страдания. Но зачем их нужно терпеть этого он не мог убедительно разъяснить. Со слов же бомжа выходило, что Синицын был обыкновенным «плотским» человеком, раз он не искал скорбей. Но ведь Колька так хорошо знал Библию!..
Комментарий