Вначале рассмотрим кто такой Сын Божий.Это довольно растяжмое понятие и в Библие имеет несколько значений
"
По-евр. слово «сын» выражает не только родство по прямой линии. Оно обозначает также и принадлежность к определенной группе: «С. Израиля», «С. Вавилона» (Иез 23.17), «С. Сиона» (Пс 149.2), «С. пророков» (4 Цар 2.5), «С. ч-ческий» (Иез 2.1 ...; Дан 8.17), или же обладание неким качеством: «С. мира» (Лк 10.6), «С. света» (Лк 16.8; Ин 12.36). В данном случае это слово имеет для нас интерес как служащее для выражения отношений между людьми и Богом.
В3
В ВЗ выражение «С. Божий» иногда обозначает ангелов, окружающих Бога (Втор 32.8; Пс 28.1; 88. 7; Иов 1.6). Возможно, что такое выражение отдаленно отражает мифологию Ханаана, где оно понималось в прямом смысле, потому что у каждого бога была супруга (греч πάρεδρος - букв, «сидящая рядом»), образ такой богини совершенно чужд Библии; поэтому выражение «С. Божий» имеет только метафорическое значение, подчеркивая участие ангелов в небесной жизни Бога.
I. ИЗРАИЛЬ, СЫН БОЖИЙ
В применении к Израилю это выражение передает по образцу ч-ского родства отношение между Ягве и Его народом. Во время событий исхода Израиль пережил на опыте реальность этого усыновления (Исх 4.22; Ос 11.1; Иер 3.19; Прем 18.13). Иеремия вспоминает о нем, возвещая эсхатологическое освобождение как новый Исход (Иер 31.9, 20). После Исхода наименование «С.» иногда применяется (во множественном числе) ко всем членам народа Божия, чтобы подчеркнуть их религиозное посвящение Тому, Кто есть их Отец (Втор 14.1 сл; см Пс 72.15), или же, чтобы упрек в неверности звучал с большей силой (Ос 2.1; Ис 1.2; 30.1,9; Иер 3.14). В конце концов сознание этой усыновленности становится одним из существенных элементов иудейского благочестия. На ней основываются надежды как на будущее восстановление (Ис 63.8; см 63.16; 64.7), так и на вознаграждение за гробом (Прем 2.13,18): праведники, С. Божий, будут навеки соединены с ангелами, С. Божиими (Прем 5.5).
II. ЦАРЬ, СЫН БОЖИЙ
На древнем Востоке божественное происхождение царей прославлялось в мифологической перспективе, где личность царя обожествлялась. Такая возможность исключена в ВЗ. Царь в нем такой же ч-к, как и другие, он подчинен тому же божественному закону и судим тем же судом. Однако Давид и его род отмечены особым избранничеством, к-рое их окончательно соединяет с судьбой народа Божия. Для того чтобы передать отношения, созданные т. обр. между Ягве и царским родом, Бог говорит устами пророка Нафана: «Я буду ему Отцом, он будет Мне сыном» (2 Цар 7.14; см Пс 88. 27 сл). С той поры наименование «сын Ягве» становится царским титулом, а затем вполне естественно и мессианским наименованием (Пс 2.7), когда пророческая эсхатология обращается к будущему рождению Царя в абсолютном смысле (см Ис 7.14; 9.1 ...).
"
По-евр. слово «сын» выражает не только родство по прямой линии. Оно обозначает также и принадлежность к определенной группе: «С. Израиля», «С. Вавилона» (Иез 23.17), «С. Сиона» (Пс 149.2), «С. пророков» (4 Цар 2.5), «С. ч-ческий» (Иез 2.1 ...; Дан 8.17), или же обладание неким качеством: «С. мира» (Лк 10.6), «С. света» (Лк 16.8; Ин 12.36). В данном случае это слово имеет для нас интерес как служащее для выражения отношений между людьми и Богом.
В3
В ВЗ выражение «С. Божий» иногда обозначает ангелов, окружающих Бога (Втор 32.8; Пс 28.1; 88. 7; Иов 1.6). Возможно, что такое выражение отдаленно отражает мифологию Ханаана, где оно понималось в прямом смысле, потому что у каждого бога была супруга (греч πάρεδρος - букв, «сидящая рядом»), образ такой богини совершенно чужд Библии; поэтому выражение «С. Божий» имеет только метафорическое значение, подчеркивая участие ангелов в небесной жизни Бога.
I. ИЗРАИЛЬ, СЫН БОЖИЙ
В применении к Израилю это выражение передает по образцу ч-ского родства отношение между Ягве и Его народом. Во время событий исхода Израиль пережил на опыте реальность этого усыновления (Исх 4.22; Ос 11.1; Иер 3.19; Прем 18.13). Иеремия вспоминает о нем, возвещая эсхатологическое освобождение как новый Исход (Иер 31.9, 20). После Исхода наименование «С.» иногда применяется (во множественном числе) ко всем членам народа Божия, чтобы подчеркнуть их религиозное посвящение Тому, Кто есть их Отец (Втор 14.1 сл; см Пс 72.15), или же, чтобы упрек в неверности звучал с большей силой (Ос 2.1; Ис 1.2; 30.1,9; Иер 3.14). В конце концов сознание этой усыновленности становится одним из существенных элементов иудейского благочестия. На ней основываются надежды как на будущее восстановление (Ис 63.8; см 63.16; 64.7), так и на вознаграждение за гробом (Прем 2.13,18): праведники, С. Божий, будут навеки соединены с ангелами, С. Божиими (Прем 5.5).
II. ЦАРЬ, СЫН БОЖИЙ
На древнем Востоке божественное происхождение царей прославлялось в мифологической перспективе, где личность царя обожествлялась. Такая возможность исключена в ВЗ. Царь в нем такой же ч-к, как и другие, он подчинен тому же божественному закону и судим тем же судом. Однако Давид и его род отмечены особым избранничеством, к-рое их окончательно соединяет с судьбой народа Божия. Для того чтобы передать отношения, созданные т. обр. между Ягве и царским родом, Бог говорит устами пророка Нафана: «Я буду ему Отцом, он будет Мне сыном» (2 Цар 7.14; см Пс 88. 27 сл). С той поры наименование «сын Ягве» становится царским титулом, а затем вполне естественно и мессианским наименованием (Пс 2.7), когда пророческая эсхатология обращается к будущему рождению Царя в абсолютном смысле (см Ис 7.14; 9.1 ...).
Комментарий