И где Вы здесь нашли одобрение или призывы к раскольничеству?
То, что речь Иоанна Златоуста носит обличительный характер - так то не ново. В Церкви подобных речей хватает. И этого никогда представители Православия не скрывали.
Вот еще примеры подобных высказываний:
Преподобный Кассиан Римлянин пишет: "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащихю."
Здесь видно, что истинно духовных учителей уже при нем было мало.
Вот еще что пишет Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на древних Отцов:
"Преподобный Иоанн Лествичник писал, что "в его время очень умалились сосуды Божественной благодати... причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством". Преподобный Григорий Синаит (XVI в.) "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!"
Но даже при всей скудости добротных духовников, Отцы никогда не призывали к расколам. Но вот как пишут о том:
«Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дома Царствия Божьего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.»
Игнатий Антиохийский. Послание к ефесянам.
«У еретиков нет и добродетелей христианских. Никто не обольщайся! И существа небесные, и слава ангелов, и власти видимые и невидимые, и те подлежать дуду, если не будут веровать в кровь Христову. "Вмещающий да вместит". Никто не надмевайся высоким местом! Ибо все совершенство в вере и любви коих нет ничего выше. Посмотрите же на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа, как они противны воле Божьей! У них нет попечения о любви, ни о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, или освобожденном от уз, ни об алчущем или жаждущем.
Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться в любви, чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться таких людей, и не наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же евангелию, в котором открыта нам страдание Христа и совершенно ясно Его воскресение. Особенно же, бегайте разделений, как начало зол.»
Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам.
«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть.»
Игнатий Антиохийский. Послание к траллийцам.
«Удаляйтесь от злых плевел, которых не возвращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову.
Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге...
И меня хотели некоторые обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет, и обличает сокровенное. Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: "внимайте епископу, пресвитерству и дьяконам." Иные подозревали, что я говорил это, предвидя отделение некоторых. Но Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: "без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он Отцу Своему."...
«Где разделение и гнев, там Бог не обитает. Впрочем всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа.»
Игнатий Антиохийский. Послание к филадельфийцам.
«Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете священные Писания, и разумеете слова Божии. Итак, приведите себе на память: когда Моисей взошел на гору и провел сорок дней и сорок ночей в посте и смирении, тогда сказал ему Господь: "Моисей, Моисей, сойди поскорей отсюда, потому что совершил преступление народ твой, который ты вывел из земли египетской; скоро они совратились с пути, который ты заповедал им, сделали себе слияния. И сказал ему Господь: говорил Я тебе раз и два, говоря: видел Я народ этот, и вот он народ жестоковыйный. Дай Мне истребить его, и погублю имя его под небом, а тебя сделаю народом великим и дивным и многочисленные этого". Моисей же сказал: "нет, Господи, прости грех народу этому, или и меня истреби из книги живых" (Исх. 32, 7 и сл.). О, великая любовь! О, несравненное совершенство! Раб смело говорит Господу, просит прощения народу; в противном случае хочет и сам быть истребленным вместе с ними.
Итак, кто из вас благороден, кто добродушен, кто исполнен любви, тот пусть скажет: если из-за меня мятеж раздор и разделение, я отхожу, иду, куда вам угодно, и исполню все, что велит народ, только бы стадо Христово было в мире с поставленными пресвитерами. Кто поступит таким образом, тот приобретет себе великую славу в Господе, и всякое место примет его: ибо "Господня земля и исполнение ея" (Пс. 23, 1). Так поступали и будут поступать все, провождающие похвальную божественную жизнь.»
Климент Римский. Первое послание к коринфянам
«Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для неё; он не потребен ей, он враг её. Не имеющий матерью Церкви не может иметь отцом своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти в исповедании имени Христова, грех их не омоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями...
Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, т. е. тем, кои имеют преемство своё от апостолов и которые вместе с преемством епископства, по благоволению Бога Отца, приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, т. е. у тех, у коих находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здравая, безукоризненная беседа и неискажённое, неповреждённое слово. Они-то и блюдут нашу веру во единого Бога, всё сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблудиться излагают нам Писания»
Ириней Лионский. О единстве Церкви Христовой
«Всякий, отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единства со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нём.»
Августин Блаженный
«Кто бы и каков бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христовой...
Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благотишного, так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения душевного. Её возлюби, как матерь, ей повинуйся, и самое Слово Божие бойся толковать по своему. Ей даны ключи разумения и она одна непогрешимая истолковательница. Помни: Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!»
Киприан Карфагенский
«Разрывать единство и полноту Церкви есть не меньшее зло, чем создать ересь...
Хочешь спастись? пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее её. Она твоя надежда, в ней твоё спасение.»
Иоанн Златоуст
Потому, возлюбленый Олег (пишу искренне, без иронии), учите и Вы мат часть.
То, что речь Иоанна Златоуста носит обличительный характер - так то не ново. В Церкви подобных речей хватает. И этого никогда представители Православия не скрывали.
Вот еще примеры подобных высказываний:
Преподобный Кассиан Римлянин пишет: "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащихю."
Здесь видно, что истинно духовных учителей уже при нем было мало.
Вот еще что пишет Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на древних Отцов:
"Преподобный Иоанн Лествичник писал, что "в его время очень умалились сосуды Божественной благодати... причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством". Преподобный Григорий Синаит (XVI в.) "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!"
Но даже при всей скудости добротных духовников, Отцы никогда не призывали к расколам. Но вот как пишут о том:
«Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дома Царствия Божьего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.»
Игнатий Антиохийский. Послание к ефесянам.
«У еретиков нет и добродетелей христианских. Никто не обольщайся! И существа небесные, и слава ангелов, и власти видимые и невидимые, и те подлежать дуду, если не будут веровать в кровь Христову. "Вмещающий да вместит". Никто не надмевайся высоким местом! Ибо все совершенство в вере и любви коих нет ничего выше. Посмотрите же на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа, как они противны воле Божьей! У них нет попечения о любви, ни о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, или освобожденном от уз, ни об алчущем или жаждущем.
Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться в любви, чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться таких людей, и не наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же евангелию, в котором открыта нам страдание Христа и совершенно ясно Его воскресение. Особенно же, бегайте разделений, как начало зол.»
Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам.
«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть.»
Игнатий Антиохийский. Послание к траллийцам.
«Удаляйтесь от злых плевел, которых не возвращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову.
Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге...
И меня хотели некоторые обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет, и обличает сокровенное. Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: "внимайте епископу, пресвитерству и дьяконам." Иные подозревали, что я говорил это, предвидя отделение некоторых. Но Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: "без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он Отцу Своему."...
«Где разделение и гнев, там Бог не обитает. Впрочем всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа.»
Игнатий Антиохийский. Послание к филадельфийцам.
«Вы знаете, возлюбленные, и хорошо знаете священные Писания, и разумеете слова Божии. Итак, приведите себе на память: когда Моисей взошел на гору и провел сорок дней и сорок ночей в посте и смирении, тогда сказал ему Господь: "Моисей, Моисей, сойди поскорей отсюда, потому что совершил преступление народ твой, который ты вывел из земли египетской; скоро они совратились с пути, который ты заповедал им, сделали себе слияния. И сказал ему Господь: говорил Я тебе раз и два, говоря: видел Я народ этот, и вот он народ жестоковыйный. Дай Мне истребить его, и погублю имя его под небом, а тебя сделаю народом великим и дивным и многочисленные этого". Моисей же сказал: "нет, Господи, прости грех народу этому, или и меня истреби из книги живых" (Исх. 32, 7 и сл.). О, великая любовь! О, несравненное совершенство! Раб смело говорит Господу, просит прощения народу; в противном случае хочет и сам быть истребленным вместе с ними.
Итак, кто из вас благороден, кто добродушен, кто исполнен любви, тот пусть скажет: если из-за меня мятеж раздор и разделение, я отхожу, иду, куда вам угодно, и исполню все, что велит народ, только бы стадо Христово было в мире с поставленными пресвитерами. Кто поступит таким образом, тот приобретет себе великую славу в Господе, и всякое место примет его: ибо "Господня земля и исполнение ея" (Пс. 23, 1). Так поступали и будут поступать все, провождающие похвальную божественную жизнь.»
Климент Римский. Первое послание к коринфянам
«Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для неё; он не потребен ей, он враг её. Не имеющий матерью Церкви не может иметь отцом своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти в исповедании имени Христова, грех их не омоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями...
Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, т. е. тем, кои имеют преемство своё от апостолов и которые вместе с преемством епископства, по благоволению Бога Отца, приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, т. е. у тех, у коих находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здравая, безукоризненная беседа и неискажённое, неповреждённое слово. Они-то и блюдут нашу веру во единого Бога, всё сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблудиться излагают нам Писания»
Ириней Лионский. О единстве Церкви Христовой
«Всякий, отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единства со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нём.»
Августин Блаженный
«Кто бы и каков бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христовой...
Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благотишного, так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения душевного. Её возлюби, как матерь, ей повинуйся, и самое Слово Божие бойся толковать по своему. Ей даны ключи разумения и она одна непогрешимая истолковательница. Помни: Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!»
Киприан Карфагенский
«Разрывать единство и полноту Церкви есть не меньшее зло, чем создать ересь...
Хочешь спастись? пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее её. Она твоя надежда, в ней твоё спасение.»
Иоанн Златоуст
Потому, возлюбленый Олег (пишу искренне, без иронии), учите и Вы мат часть.

Комментарий