Что такое иконы? Есть ли в них элемент язычества?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Клантао
    Отключен

    • 14 April 2009
    • 19823

    #826
    Сообщение от laurcio
    Существует множество картин с изображением библейских сюжетов и персонажей, являющиеся ярким свидетельством проповеди (ваша терминология), но при этом, они не являются иконами.
    Приведите, пожалуйста, примеры.
    Если картина является "ярким свидетельством проповеди", то это и есть икона.
    В христанском смысле.
    Потому что на самом деле - "икона" всего лишь греческое слово со значением "изображение", а не что-то "религиозное".
    Поэтому говорим об иконках рабочего стола, об иконе стиля, об иконичности как свойстве знака.
    Так что Вашии слова "изображение является / не является иконой" бессмысленно дважды.
    Во-первых, потому что изображение и икона одно и то же.
    Во-вторых, потому что нет объективных критерие называть что-то "изображением".
    Изображение существует только в восприятии человека, отождествляющего пластические формы или пятна краски и т.п. с неким первообразом, изображаемыми объектами.
    Поэтому, пожалуйста, сформулируйте свою мысль точнее, чтобы Вас поняли (кто-то, м.б., и понял, но я нет).

    Я догадываюсь (хотя могу ошибаться), что Вы имеете в виду употребление конкретно слова "икона".
    Ну так всё равно, во-первых, не "является", а "называется".
    А во-вторых - называется КЕМ?
    Искусствоведы, например, называют "иконами" изображения в определённом стиле и даже в определённой технике.
    С точки зрения их терминологии, получается, что в иконостасе Храма Христа Спасителя - не "иконы", а "картины".
    Хотя для православных христиан такое утверждение, разумеется, абсурд.
    Потому что церковное определение и объём термина "икона" не совпадает с искусствоведческим (хотя частью пересекается).
    Всем, надеюсь, понятно, что в этой теме речь об иконах именно в церковном смысле...

    Почему же одни изображения, отражающие библейские события, не являются иконами, а другие изображения, отражающие те же самые библейские события, являются таки иконами?
    Вы в самом деле не понимаете, почему эти изображения - не иконы в христианском смысле?



    Или надо объяснить?

    Не потому ли, что у икон есть конкретное предназначение, которое не обязательно связано с проповедью Евангелия?
    Конкретное предназначениеи у икон одно (и другого, согласно Седьмому вселенскому собору, не существует): напоминание тем, кто уже знаком с Евангелием.
    Разумеется, они не предназначены для первоначальной проповеди неверующим, и никто их для этого никогда не использовал.
    Вы опровергаете тезис, который сами и придумали.

    P.S. Языческим народам, проповедовали Евангелие все те же апостолы-евреи. И при этом, они не обмолвились ни словом об иконах-изображениях. Думаете, они не учитывали культуру тех народов?
    При чём тут культура язычников?
    О еврейских священых изображениях ("иконах") в Скинии и Храме говорят Закон и Пророки.
    И да, евреи-апостолы о них упоминают (Евр.9:5) - хотя какое это имеет значение?
    Впрочем, Павел, обащаясь к уверовавшим из народов, таки сравнивает свою проповедь с изображением - Гал.3:1 - т.е. признаёт за изображением особую силу наглядности и убедительности.
    Что и понятно - иначе бы не называл Христа Изображением Бога...
    Последний раз редактировалось Клантао; 31 December 2016, 11:48 AM.

    Комментарий

    • Брянский волк
      Ветеран

      • 07 November 2016
      • 9996

      #827
      Сообщение от Клантао
      Приведите, пожалуйста, примеры.
      Если картина является "ярким свидетельством проповеди", то это и есть икона.
      В христанском смысле.
      Потому что на самом деле - "икона" всего лишь греческое слово со значением "изображение", а не что-то "религиозное".
      Поэтому говорим об иконках рабочего стола, об иконе стиля, об иконичности как свойстве знака.
      Так что Вашии слова "изображение является / не является иконой" бессмысленно дважды.
      Во-первых, потому что изображение и икона одно и то же.
      Во-вторых, потому что нет объективных критерие называть что-то "изображением".
      Изображение существует только в восприятии человека, отождествляющего пластические формы или пятна краски и т.п. с неким первообразом, изображаемыми объектами.
      Поэтому, пожалуйста, сформулируйте свою мысль точнее, чтобы Вас поняли (кто-то, м.б., и понял, но я нет).

      Я догадываюсь (хотя могу ошибаться), что Вы имеете в виду употребление конкретно слова "икона".
      Ну так всё равно, во-первых, не "является", а "называется".
      А во-вторых - называется КЕМ?
      Искусствоведы, например, называют "иконами" изображения в определённом теле и даже в определённой технике.
      С точки зрения их терминологии, получается, что в иконостасе Храма Христа Спасителя - не "иконы", а "картины".
      Хотя для православных христиан такое утверждение, разумеется, абсурд.
      Потому что церковное определение и объём термина "икона" не совпадает с искусствоведческим (хотя частью пересекается).
      Всем, надеюсь, понятно, что в этой теме речь об иконах именно в церковном смысле...



      Вы в самом деле не понимаете, почему эти изображения - не иконы в христианском смысле?



      Или надо объяснить?

      Конкретное предназначениеи у икон одно (и другого, согласно Седьмому вселенскому собору, не существует): напоминание тем, кто уже знаком с Евангелием.
      Разумеется, они не предназначены для первоначальной проповеди неверующим, и никто их для этого никогда не использовал.
      Вы опровергаете тезис, который сами и придумали.

      При чём тут культура язычников?
      О еврейских священых изображениях ("иконах") в Скинии и Храме говорят Закон и Пророки.
      И да, евреи-апостолы о них упоминают (Евр.9:5) - хотя какое это имеет значение?
      Впрочем, Павел, обащаясь к уверовавшим из народов, таки сравнивает свою проповедь с изображением - Гал.3:1 - т.е. признаёт за изображением особую силу наглядности и убедительности.
      Что и понятно - иначе бы не называл Христа Изображением Бога...



      Олег, я уже ответил Лаурцио о том, что иконой можно считать только религиозный сюжет используемый на практике как проповедь, или как реликвия связанная с конкретно происшедшим событием.

      Комментарий

      • Клантао
        Отключен

        • 14 April 2009
        • 19823

        #828
        Сообщение от Брянский волк
        Олег, я уже ответил Лаурцио о том, что иконой можно считать только религиозный сюжет используемый на практике как проповедь, или как реликвия связанная с конкретно происшедшим событием.
        Да, это более-менее корректное определение, но Лаурцио говорит о "проповеди Евангелия", а это больше ассоциируется не с назиданием, которому служат иконы, а с миссией неверующим, то есть происходит невольная (надеюсь) подмена понятий.
        Ну и потом "используемый на практике" - есть нюанс: "Троица" Рублёва перестала быть иконой оттого, что висит не в церкви, а в музее?
        То есть правильней сформулировать что-то вроде "принятый церковью для такого ииспользования".
        Почитание реликвий (включая чудотворные иконы) - это всё-таки несколько отдельная тема от собственно иконопочитания, поэтому лучше их не смешивать, а то у оппонентов и так сплошная путаница в понятиях...

        Комментарий

        • Брянский волк
          Ветеран

          • 07 November 2016
          • 9996

          #829
          Сообщение от Клантао
          Да, это более-менее корректное определение, но Лаурцио говорит о "проповеди Евангелия", а это больше ассоциируется не с назиданием, которому служат иконы, а с миссией неверующим, то есть происходит невольная (надеюсь) подмена понятий.
          Ну и потом "используемый на практике" - есть нюанс: "Троица" Рублёва перестала быть иконой оттого, что висит не в церкви, а в музее?
          То есть правильней сформулировать что-то вроде "принятый церковью для такого ииспользования".
          Почитание реликвий (включая чудотворные иконы) - это всё-таки несколько отдельная тема от собственно иконопочитания, поэтому лучше их не смешивать, а то у оппонентов и так сплошная путаница в понятиях...


          Олег, все правильно. Но дело в том, что для людей семитической традиции и этого будет достаточно. Помните как ап. Яков на соборе сказал, что "если ты иудей, то исполняй закон для тебя родной и близкий, но не нудь другого такого же христианина, но только из язычников, делать это" (пишу приблизительный смысл высказывания). Для них эта тема именно такова. Уже для баптиста она совсем другая (там осознанный протест), а у них - именно так.

          Комментарий

          • владимирдуденко
            Отключен

            • 01 May 2016
            • 3164

            #830
            Сообщение от Alexinna
            То,что вы называете "деревяшка",то у христиан называется святыней.
            Вот в этом-то и проблемма!

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от Alexinna

            Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх. 25:8-10, 17-21; 26, 1. 31 и др.
            То есть, "никакого изображения для поклонения" к вам не относится?

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от Брянский волк
            Иконы - это не живопись, а такое же свидетельство проповеди как слово и звук. Словесное определение фиксирует историческое событие во времени - почему этого нельзя сделать в художественной области? Христос и апостолы заложили только начатки того, что потом должно было потенциально раскрыться в учении Церкви, сталкивающейся с различными временными вызовами. Проповедь семитическим народам не предполагала использование каких-либо изображений - это верно. Но проповедь, скажем, грекам у которых до этого существовала тысячелетняя культура живописи и ваяния без наглядного изображения обойтись, естественно, не могла. Поэтому иконы являются составной частью религиозной культуры тех народов, у которых в национальном багаже имеются к тому предпосылки.
            Да не вопрос! Если бы только небыло обязательным целовать эти деревяшки и кланяться им!

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от Брянский волк
            Олег, я уже ответил Лаурцио о том, что иконой можно считать только религиозный сюжет используемый на практике как проповедь, или как реликвия связанная с конкретно происшедшим событием.
            Картина Рембранта "Блудный сын" является иконой?

            Комментарий

            • Клантао
              Отключен

              • 14 April 2009
              • 19823

              #831
              Сообщение от владимирдуденко
              То есть, "никакого изображения для поклонения" к вам не относится?
              Где такое написано, чтобы к чему-то "относиться"?
              И даже если бы такой текст в Писании был, к христианским иконам он не относился бы, так как они не "для поклонения" (в отличие от херувимов в ветхохаветном Храме, которые именно для него).

              Да не вопрос! Если бы только небыло обязательным целовать эти деревяшки и кланяться им!
              Это и не является обязательным, как Вам уже засвидетельствовало несколько человек.

              Картина Рембранта "Блудный сын" является иконой?
              Нет, иконы, о которых мы говорим - это изображения реальных лиц и событий, а не иллюстрация к притче с вымышленными персонажами.
              Это другой жанр, хотя тоже представлен в церковной росписи.

              Комментарий

              • Брянский волк
                Ветеран

                • 07 November 2016
                • 9996

                #832
                Сообщение от владимирдуденко
                Вот в этом-то и проблемма!

                - - - Добавлено - - -

                То есть, "никакого изображения для поклонения" к вам не относится?

                - - - Добавлено - - -

                Да не вопрос! Если бы только небыло обязательным целовать эти деревяшки и кланяться им!

                - - - Добавлено - - -

                Картина Рембранта "Блудный сын" является иконой?



                Я думаю, что и оратория Ф. Листа "Христос" тоже является иконой для тех, кто этого хочет. Так же и Рембрант. Только эмоциональное выражение своих восторгов и почитаний должно укладываться в определенную степень, какую человек сам себе определит. Нету нигде никакого предписания в церкви, чтоб ОБЯЗАТЕЛЬНО целовать и обнимать иконы. Хочешь целуй, хочешь обнимай... А хочешь не обнимай... От этого ценность ее не уменьшиться и не прибавиться. Она останется такой какая есть, какая исторически сложилась по мере накопления духовного опыта в этом вопросе.

                Комментарий

                • laurcio
                  Ветеран

                  • 26 May 2010
                  • 5000

                  #833
                  Сообщение от Alexinna
                  Где же так написано?
                  32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Иоанн 1:32
                  22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Луки 3:22

                  В этих текстах, слово "как" означает - подобно, словно, будто. Но никак не "в виде".

                  Комментарий

                  • laurcio
                    Ветеран

                    • 26 May 2010
                    • 5000

                    #834
                    Сообщение от Клантао
                    Приведите, пожалуйста, примеры.
                    Если картина является "ярким свидетельством проповеди", то это и есть икона.
                    В христанском смысле.
                    Потому что на самом деле - "икона" всего лишь греческое слово со значением "изображение", а не что-то "религиозное".
                    Поэтому говорим об иконках рабочего стола, об иконе стиля, об иконичности как свойстве знака.
                    Так что Вашии слова "изображение является / не является иконой" бессмысленно дважды.
                    Во-первых, потому что изображение и икона одно и то же.
                    Во-вторых, потому что нет объективных критерие называть что-то "изображением".
                    Изображение существует только в восприятии человека, отождествляющего пластические формы или пятна краски и т.п. с неким первообразом, изображаемыми объектами.
                    Поэтому, пожалуйста, сформулируйте свою мысль точнее, чтобы Вас поняли (кто-то, м.б., и понял, но я нет).

                    Я догадываюсь (хотя могу ошибаться), что Вы имеете в виду употребление конкретно слова "икона".
                    Ну так всё равно, во-первых, не "является", а "называется".
                    А во-вторых - называется КЕМ?
                    Искусствоведы, например, называют "иконами" изображения в определённом стиле и даже в определённой технике.
                    С точки зрения их терминологии, получается, что в иконостасе Храма Христа Спасителя - не "иконы", а "картины".
                    Хотя для православных христиан такое утверждение, разумеется, абсурд.
                    Потому что церковное определение и объём термина "икона" не совпадает с искусствоведческим (хотя частью пересекается).
                    Всем, надеюсь, понятно, что в этой теме речь об иконах именно в церковном смысле...



                    Вы в самом деле не понимаете, почему эти изображения - не иконы в христианском смысле?



                    Или надо объяснить?

                    Конкретное предназначениеи у икон одно (и другого, согласно Седьмому вселенскому собору, не существует): напоминание тем, кто уже знаком с Евангелием.
                    Разумеется, они не предназначены для первоначальной проповеди неверующим, и никто их для этого никогда не использовал.
                    Вы опровергаете тезис, который сами и придумали.

                    При чём тут культура язычников?
                    О еврейских священых изображениях ("иконах") в Скинии и Храме говорят Закон и Пророки.
                    И да, евреи-апостолы о них упоминают (Евр.9:5) - хотя какое это имеет значение?
                    Впрочем, Павел, обащаясь к уверовавшим из народов, таки сравнивает свою проповедь с изображением - Гал.3:1 - т.е. признаёт за изображением особую силу наглядности и убедительности.
                    Что и понятно - иначе бы не называл Христа Изображением Бога...
                    Ну зачем же вы манипулируете понятиями?
                    Я прекрасно знаю значение слова εἰκὼν.
                    Также знаю, что многие значения греческих слов давно уже мутировали. Например, греческое слово "идиот" означает - простолюдин, невежда, незнающий. А какое значение это слово имеет сегодня?
                    Вы же сами мне объясняли (за что я вам очень благодарен), что в православии, изображение становится иконой только после того, как на ней появляется имя и она освящается в церкви.
                    Это означает, что не всякие изображения пристойных библейских сюжетов и персонажей, признаются иконами.
                    Одно дело, рассуждать о слове "икона" в новозаветнем контексте, а другое, в православном. Причем, я имею в виду не православное богословие (о котором большинство священников понятия не имеет), а то православие, которое преподносится массам.

                    Комментарий

                    • Инна Бор
                      Отключен

                      • 05 May 2016
                      • 18160

                      #835
                      Сообщение от laurcio
                      32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Иоанн 1:32
                      22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Луки 3:22

                      В этих текстах, слово "как" означает - подобно, словно, будто. Но никак не "в виде".
                      Вы русский плохо знаете?Это речевые обороты,поэтому "в виде" и "как" это понимается абсолютно одинаково.

                      Комментарий

                      • владимирдуденко
                        Отключен

                        • 01 May 2016
                        • 3164

                        #836
                        Сообщение от Брянский волк
                        Я думаю, что и оратория Ф. Листа "Христос" тоже является иконой для тех, кто этого хочет. Так же и Рембрант. Только эмоциональное выражение своих восторгов и почитаний должно укладываться в определенную степень, какую человек сам себе определит. Нету нигде никакого предписания в церкви, чтоб ОБЯЗАТЕЛЬНО целовать и обнимать иконы. Хочешь целуй, хочешь обнимай... А хочешь не обнимай... От этого ценность ее не уменьшиться и не прибавиться. Она останется такой какая есть, какая исторически сложилась по мере накопления духовного опыта в этом вопросе.
                        Несколько постов назад, я привел постановление собора, которое гласит: "кто не будет целовать иконы, да будет анафема!". И еще; допустят ли священники, чтобы прихожане молились на стенную или потолочную, храмовую роспись? А ведь это все те-же самые Библейские сюжеты и картины! Однако, существует понятие "честных" икон, а это значит, что иконы, нарисованные в католицизме (после разделения церквей), не будут восприниматься православными, как честные иконы. Всё вместе, это обозначает, что иконы не просто картины или образы (иначе, какая была бы разница, кто их рисовал?", а именно - идолы.

                        Комментарий

                        • Инна Бор
                          Отключен

                          • 05 May 2016
                          • 18160

                          #837
                          Сообщение от владимирдуденко
                          Несколько постов назад, я привел постановление собора, которое гласит: "кто не будет целовать иконы, да будет анафема!".
                          Не могли бы вы мне указать на этот ваш пост?

                          Комментарий

                          • DENNY79
                            Отключен

                            • 01 May 2016
                            • 11593

                            #838
                            Сообщение от Мороз
                            Братья! Этот диалог(за иконы) - борьба с мельницами, ибо, для православных авторитет Св. Предание, в которое входит и Св. Писание(я бы сказал особая форма Предания.)
                            Ага,зато как евреи почитают и следуют Устной Торе наравне с Письменной,то сразу.....мол "заповедь на заповедь","иудейские басни"и т.д. и т.п.
                            Неравные гири однако..........

                            Комментарий

                            • Мороз
                              Моё мнение - не учение

                              • 01 May 2016
                              • 13769

                              #839
                              Сообщение от DENNY79
                              Ага,зато как евреи почитают и следуют Устной Торе наравне с Письменной,то сразу.....мол "заповедь на заповедь","иудейские басни"и т.д. и т.п.
                              Неравные гири однако..........
                              Вы хоть раз слышали(видели) что бы я приводил этот расклад по отношению к евреям?

                              - - - Добавлено - - -

                              Да и не православный я, что бы радеть так за их Предание.
                              "Post tenebras, Lux"


                              Комментарий

                              • Клантао
                                Отключен

                                • 14 April 2009
                                • 19823

                                #840
                                Сообщение от laurcio
                                Вы же сами мне объясняли (за что я вам очень благодарен), что в православии, изображение становится иконой только после того, как на ней появляется имя и она освящается в церкви.
                                ))))))) Вы опять что-то путаете.
                                Я такого не мог говорить.
                                Никогда.
                                Наоборот, я всегда подчёркивал, что никакого чина освящения икон ещё лет триста назад не существовало (как не освящаются и Евангелия), что икона становится иконой по факту своего соотнесения с первообразом.
                                В Вашем же сознании это преломилось, как "на ней появляется имя" ))))
                                Действительно, надписываются иконы, когда уже работа закончена (по той простой причине, что многие иконописцы были неграмотны, а надпись делал поп, что и начало восприниматься как зародыш "чина освящения").
                                Но это не значит, что она начинает изображать определённое лицо с момента надписания, а не с самого начала.
                                В западной традиции, кстати, иконы надписывать не обязательно.

                                Это означает, что не всякие изображения пристойных библейских сюжетов и персонажей, признаются иконами.
                                Я не знаю, что означает Ваша выдумка, даже приписанная мне.
                                Я лишь знаю, что это выдумка.
                                Именно по причине "непристойности" (в широком смысле, а не только как у карикатур на примерах) оно и может быть не допущено в храм (то есть, говоря на Вашем, а отнюдь не православном языке, "не признано иконой").

                                Одно дело, рассуждать о слове "икона" в новозаветнем контексте, а другое, в православном.
                                В Писаниях Нового Завета слово εἰκὼν относится к изображениям кесаря на динарии и Зверя.
                                В современном греческом тоже.
                                В русском - нет.
                                Так и говорите о русском значении, а не о "православном".
                                Которое здесь оффтопично, так как базовый язык православного богословия - греческий, а не русский.
                                И то, что Вы называете "иконами", терминологически называется "священными изображениями" ("святыми иконами" - именно потому, что "икона" - это любое изображение).
                                "Агиа" здесь указание на жанр изобажения, а не на факт его почитания.

                                Причем, я имею в виду не православное богословие (о котором большинство священников понятия не имеет
                                При всём низком качестве современного духовного образования, невозможно закончить семинари "не имея понятия" о православно богословии.
                                В принципе невозможно.

                                а то православие, которое преподносится массам.
                                Кем преподносится? )))))

                                Комментарий

                                Обработка...