Писатель и историк Джо Фишер делает из вышеизложенных фактов следующий вывод:
Начиная с 553 года, когда император Юстиниан решительно отверг идею «нелепейшего перерождения», христиане стали верить в вечную жизнь, забывая при этом о её родной сестре реинкарнации. Христианам внушают, что вечность начинается с рождения. Но, поскольку бесконечным может быть только то, что не имеет начала, с тем же успехом можно верить в способность стола стоять на трёх ножках!
Некоторые историки утверждают, что на самом деле церковь никогда не проклинала Оригена, или что проклятие было позже снято. В «Католической энциклопедии» делается вывод, что в этом случае, современные христиане могут вполне принять концепцию переселения душ, предложенную им.
Существуют свидетельства того, что папа Вергилий, главный представитель церковных властей на Втором Константинопольском соборе, отнюдь не настаивал на осуждении Оригена и даже выступал против запрета его учения. Согласно некоторым источникам, позже именно этот церковный деятель отменил указ об анафеме. Второй Константинопольский собор состоялся 5 мая 553 года под председательством патриарха Константинопольского. На соборе также присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, которые должны были путём голосования решить, является ли оригенизм (как называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христианства. Император Юстиниан, однако, контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют о том, что существовал заговор, имевший своей целью подделать подписи западных представителей, большая часть которых разделяла взгляды Оригена. Среди ста шестидесяти пяти епископов, подписавших указ против оригенизма, никак не могло быть более шести посланников с Запада. Догадавшись о том, что на соборе ведется нечестная игра, папа Вигилий отказался присутствовать при вынесении окончательного вердикта. Противники оригенизма убедили императора Юстиниана написать патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген описывался, как злостный еретик. По распоряжению Юстиниана, в 543 году в Константинополе собралась церковная ассамблея, результатом которой стал эдикт, в котором перечислялись и осуждались «ошибки», допущенные Оригеном. Этот эдикт, который предположительно должен был примирить Запад с Востоком, лишь углубил раскол между ними. Папа Вигилий отверг императорский вердикт и поссорился с патриархом Константинопольским, поддержавшим Юстиниана. Но через некоторое время папа изменил своё решение и, предусмотрительно не оставив официального подтверждения права императора вмешиваться в богословские дискуссии, всё же издал указ, в котором предавал анафема учение, запрещённое императорским эдиктом. Этот указ вызвал недовольство епископов Галии, Северной Африки и многих других провинций, и Вигилий вынужден был отменить его в 550 году за три года до того, как церковный суд нанес учению Оригена последний удар. Несмотря на официальный запрет, многие христиане разделяли взгляды Оригена на реинкарнацию как до, так и после Константинопольского собора. О нечестной игре Юстиниана было написано множество книг, отсылающих к священным писаниям и историческим фактам.
Исследователь и писатель Стивен Розен даёт следующую картину истории развития понятия реинкарнации в христианстве:
Изначально христианская философия допускала идею реинкарнации. Идее переселения душ было отведено важное место в трудах Пифагора, Сократа и Платона. Однако она была подвергнута критике со стороны ученика Платона, Аристотеля, критике, которая во многом повлияла на позднехристианское мышление, и, можно сказать, сформировала его. Тем не менее Плотин, основатель неоплатонической традиции, вновь обратился к концепции переселения душ, хотя его труды были восприняты только немногочисленными, склонными к мистике течениями. По этим и другим политическим причинам, Второй Константинопольский собор осудил учение Оригена, и в результате на первое место в западном мире вышла аристотелева традиция. Это привело к формированию определённой материалистической картины мира. В итоге наука отодвинула религию на второй план, а сама религия оказалась слишком занята окружающим миром, чтобы заниматься ещё и проблемами будущей (или прошлой) жизни ... в том случае, если христианские мыслители не обратятся вновь к платоновско-августианскому христианству и к логике, присущей учению Оригена, в один прекрасный день они обнаружат, что их религия идёт бок о бок с материализмом, которому всегда рьяно противостояла.


Существуют свидетельства того, что папа Вергилий, главный представитель церковных властей на Втором Константинопольском соборе, отнюдь не настаивал на осуждении Оригена и даже выступал против запрета его учения. Согласно некоторым источникам, позже именно этот церковный деятель отменил указ об анафеме. Второй Константинопольский собор состоялся 5 мая 553 года под председательством патриарха Константинопольского. На соборе также присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, которые должны были путём голосования решить, является ли оригенизм (как называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христианства. Император Юстиниан, однако, контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют о том, что существовал заговор, имевший своей целью подделать подписи западных представителей, большая часть которых разделяла взгляды Оригена. Среди ста шестидесяти пяти епископов, подписавших указ против оригенизма, никак не могло быть более шести посланников с Запада. Догадавшись о том, что на соборе ведется нечестная игра, папа Вигилий отказался присутствовать при вынесении окончательного вердикта. Противники оригенизма убедили императора Юстиниана написать патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген описывался, как злостный еретик. По распоряжению Юстиниана, в 543 году в Константинополе собралась церковная ассамблея, результатом которой стал эдикт, в котором перечислялись и осуждались «ошибки», допущенные Оригеном. Этот эдикт, который предположительно должен был примирить Запад с Востоком, лишь углубил раскол между ними. Папа Вигилий отверг императорский вердикт и поссорился с патриархом Константинопольским, поддержавшим Юстиниана. Но через некоторое время папа изменил своё решение и, предусмотрительно не оставив официального подтверждения права императора вмешиваться в богословские дискуссии, всё же издал указ, в котором предавал анафема учение, запрещённое императорским эдиктом. Этот указ вызвал недовольство епископов Галии, Северной Африки и многих других провинций, и Вигилий вынужден был отменить его в 550 году за три года до того, как церковный суд нанес учению Оригена последний удар. Несмотря на официальный запрет, многие христиане разделяли взгляды Оригена на реинкарнацию как до, так и после Константинопольского собора. О нечестной игре Юстиниана было написано множество книг, отсылающих к священным писаниям и историческим фактам.
Исследователь и писатель Стивен Розен даёт следующую картину истории развития понятия реинкарнации в христианстве:

Комментарий