Ну что же, разберём детально:
Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения,
Пока здесь сам факт использования изобразительного искусства лишь констатируется. Так какие же изображения порицает святой Ириней? А вот дальше уже интересно:
говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми.
А вот это уже интересно: мы не говорим, что первую икону Христа написал Понтий Пилат. Понтий Пилат жил язычником и умер язычником и свои ритуальные изображения он если и делал, то как раз по языческим канонам. А по языческим канонам икона является morphen субстанции божества. Т.е., его, божества, прямым воплощением. Мы же в это не верим.
И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих;
Ну, а мы что, где-то выставляем иконы вместе с изображениями Платона для равного им поклонения?
Наоборот, Собор против Иоанна Итала постановил:
"5. Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] - и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, - анафема."
http://pagez.ru/lsn/0427.php ( см. также анафематизмы 7 и 8)
и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.
Вот "как язычники" мы им почтения, как раз, и не оказываем. Язычники, наоборот, насмехались над нашим иконопочитанием и рисовали карикатуры, где изображали христиан поклоняющимися распятому ослу. Порицание христиан можно также встретить и в словах язычника "Октавия":
"X. 0 многом я умалчиваю; потому что очень довольно уже и сказанного, а истинность всего или, по крайней мере, большой части этого доказывается самою таинственностию этой развратной религии. В самом деле, для чего же они всячески стараются скрывать и делать тайною для других то, что они почитают, когда похвальные дела совершаются обыкновенно открыто, и скрываются только дела преступные? Почему они не имеют никаких храмов, никаких жертвенников, ни общепринятых изображений?"
Но об "изображениях вообще" здесь идёт ли речь? Нет. Октавий порицает Минуция Феликса за отсутствие изображений общепринятых в языческом обществе, конкретно, изображений языческих лжебогов. На что ему Минуций Феликс возражает не всяческим отрицанием изображений, а провозглашением почитания креста:
"XXXIX. Вы, может быть, имея деревянных богов почитаете и деревянные кресты, как составныя части ваших божеств. Но самые знамена ваши и разные знаки военные что иное, как не позлащенные и украшенные кресты? Ваши победные трофеи имеют вид не только креста, но и распятого человека. Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется распустивши паруса или подходит к берегу с простертыми веслами. Точно также ярем, когда его подвяжете, похож на крест; и человек, когда он распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет образ креста. Итак, изображение креста находится и в природе, и в вашей религии. "
Кстати, в XXV главе как раз второй книги труда Иринея Лионского, напротив, есть другие слова во второй части. Очень не приятные для иконборцев:
2. Сотворенные вещи, как они ни разнообразны и многочисленны, находятся в стройной связи и согласии с целым мирозданием, но рассматриваемые каждое в отдельности они взаимно противоположны и несогласны, как тон цитры, состоящий из многих и противоположных друг другу звуков, образует, чрез расстояние между каждым из них, одну согласную мелодию. Поэтому, любящий истину не должен обманываться расстоянием каждого тона, ни воображать, что один звук принадлежит одному художнику и творцу, а другой - другому, или, что один устроил высокие тоны, другой - низкие, а третий - средние; но (признавать) только одного (устроителя всего), как доказательство мудрости, справедливости, благости и красоты целого произведения. И те, которые слышат мелодию, должны хвалить и прославлять художника, удивляться напряжению одних звуков, обращать внимание на слабость других, прислушиваться к средним между двумя первыми, рассматривать и характер других звуков и то, к чему относится каждый из них, и исследовать причину их, но никогда не уклоняться от правила, не отступать от художника, не оставлять веры в единого Бога, сотворившего все, и не хулить нашего Творца.
Итак, мы ясно показали, что святым Иринеем Лионским поносится не изобразительное искусство вообще, а воздавание почестей священным изображениям так, как это делают язычники. Вот именно так, как язычники, считавшие иконы воплощением божества, мы иконы не почитаем.
Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения,
Пока здесь сам факт использования изобразительного искусства лишь констатируется. Так какие же изображения порицает святой Ириней? А вот дальше уже интересно:
говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми.
А вот это уже интересно: мы не говорим, что первую икону Христа написал Понтий Пилат. Понтий Пилат жил язычником и умер язычником и свои ритуальные изображения он если и делал, то как раз по языческим канонам. А по языческим канонам икона является morphen субстанции божества. Т.е., его, божества, прямым воплощением. Мы же в это не верим.
И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих;
Ну, а мы что, где-то выставляем иконы вместе с изображениями Платона для равного им поклонения?

Наоборот, Собор против Иоанна Итала постановил:
"5. Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] - и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, - анафема."
http://pagez.ru/lsn/0427.php ( см. также анафематизмы 7 и 8)
и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.
Вот "как язычники" мы им почтения, как раз, и не оказываем. Язычники, наоборот, насмехались над нашим иконопочитанием и рисовали карикатуры, где изображали христиан поклоняющимися распятому ослу. Порицание христиан можно также встретить и в словах язычника "Октавия":
"X. 0 многом я умалчиваю; потому что очень довольно уже и сказанного, а истинность всего или, по крайней мере, большой части этого доказывается самою таинственностию этой развратной религии. В самом деле, для чего же они всячески стараются скрывать и делать тайною для других то, что они почитают, когда похвальные дела совершаются обыкновенно открыто, и скрываются только дела преступные? Почему они не имеют никаких храмов, никаких жертвенников, ни общепринятых изображений?"
Но об "изображениях вообще" здесь идёт ли речь? Нет. Октавий порицает Минуция Феликса за отсутствие изображений общепринятых в языческом обществе, конкретно, изображений языческих лжебогов. На что ему Минуций Феликс возражает не всяческим отрицанием изображений, а провозглашением почитания креста:
"XXXIX. Вы, может быть, имея деревянных богов почитаете и деревянные кресты, как составныя части ваших божеств. Но самые знамена ваши и разные знаки военные что иное, как не позлащенные и украшенные кресты? Ваши победные трофеи имеют вид не только креста, но и распятого человека. Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется распустивши паруса или подходит к берегу с простертыми веслами. Точно также ярем, когда его подвяжете, похож на крест; и человек, когда он распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет образ креста. Итак, изображение креста находится и в природе, и в вашей религии. "
Кстати, в XXV главе как раз второй книги труда Иринея Лионского, напротив, есть другие слова во второй части. Очень не приятные для иконборцев:
2. Сотворенные вещи, как они ни разнообразны и многочисленны, находятся в стройной связи и согласии с целым мирозданием, но рассматриваемые каждое в отдельности они взаимно противоположны и несогласны, как тон цитры, состоящий из многих и противоположных друг другу звуков, образует, чрез расстояние между каждым из них, одну согласную мелодию. Поэтому, любящий истину не должен обманываться расстоянием каждого тона, ни воображать, что один звук принадлежит одному художнику и творцу, а другой - другому, или, что один устроил высокие тоны, другой - низкие, а третий - средние; но (признавать) только одного (устроителя всего), как доказательство мудрости, справедливости, благости и красоты целого произведения. И те, которые слышат мелодию, должны хвалить и прославлять художника, удивляться напряжению одних звуков, обращать внимание на слабость других, прислушиваться к средним между двумя первыми, рассматривать и характер других звуков и то, к чему относится каждый из них, и исследовать причину их, но никогда не уклоняться от правила, не отступать от художника, не оставлять веры в единого Бога, сотворившего все, и не хулить нашего Творца.
Итак, мы ясно показали, что святым Иринеем Лионским поносится не изобразительное искусство вообще, а воздавание почестей священным изображениям так, как это делают язычники. Вот именно так, как язычники, считавшие иконы воплощением божества, мы иконы не почитаем.
Комментарий