Вопрос православного к католикам

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Клантао
    Отключен

    • 14 April 2009
    • 19823

    #481
    Сообщение от Jeka2
    плохой источник?!?!
    Да никакой. Неформальная тусовка, учащая всех жить. Но есть в РПЦ и такие вот мнения.

    Комментарий

    • VMN
      Ветеран

      • 09 June 2009
      • 1709

      #482
      http://www.pravoslavie.ru/news/09_06/09.htm более поздние источники еще более категоричны и по сути провозглашают первенство и непререкаемое превосходство католиков.
      Все это уже было, и начинается вновь, пока "холодный" но это новый крестовый поход на православие. Католики на востоке будут непременно биты, что поделаешь, это уже восточная традиция.

      Католикам прежде всего надо прекратить надменно поучать.
      Тогда и к ним будет соответствующее отношение, а пока они агрессивные, не прошенные и очень сомнительные наставники в Вере, ничего кроме неприятия в ответ иметь не достойны.
      Да католическая Церковь - Церковь сестра, хотя и блудная, но пока сестра. Не надо портить отношения своим повелительным надменным учительством и наставничеством, ведите себя прилично, а не как будто мы у вас в пресловутой унии, не надо навязывать экуменизм и прочую ересь.

      Что такое современные конфессии? Все они разнятся глубиной своего повреждения в вероотступничестве.
      Здесь диалог между католиками и православными - о возможности их объединении.
      Но прежде чем начинать разговор об объединении, все же надо определиться, кто ближе к христианской Вере, чьи традиции и реформы нанесли меньше или не нанесли вовсе повреждения Веры.

      Надо подумать, кому и как исправить себя, именно себя а не других.
      Тогда не придется говорить навязчиво о "обогащении" опытом, (особенно опытом миссионерства).

      Не надо ни какого объединения, надо исправление
      "Если бы мы имели Веру с горчичное зерно...."
      Православным есть над чем подумать
      Католикам есть над чем подумать
      НО ВМЕСТЕ ЭТО ДЕЛАТЬ НИ КАК НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ
      Вместе возможно только в единоверии. Как к этому придти? Если придем - мы едины, если нет, то всякие разные реформы, диалоги, "обогащение" опытом - пустоделание и пустословие.
      Особенно печально то, что православным приходиться тратить силы и время на то чтобы отбиться от "миссионерского поучения" католиков и особенно протестантов.

      Православные обычно даже не пытаются поучать, вообще никого поучать не надо.
      Учить не надо того кто этого не хочет, что бы его учили, не по Евангелию это, не по христиански.
      Это все от прелести о достоинствах своих и даже о святости своей.

      "вынь прежде бревно из твоего глаза....."
      -------------------
      А о миссионерстве -
      Серафим Саровский сказал "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!" - какое еще может быть миссионерство? Разве что, если кто о чем спросит или проявит интерес к предложению побеседовать. И ТОЛЬКО!
      Последний раз редактировалось VMN; 24 March 2010, 07:56 PM.

      Комментарий

      • PAWEL-LUCA
        Участник

        • 20 February 2010
        • 412

        #483
        Сообщение от nonconformist
        Будьте любезны дать ссылку на официальные документы какой-либо из ныне существующих Православных Церквей, в которых бы не признавалась католическая Евхаристия.
        Уважаемый Нонконформист, я не написал: НЕ ПРИЗНАЕТСЯ, я написал: НЕТ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Это важнее всяких документов. Наша Церковь как бы предупреждает: мы не знаем, что у них там в Евхаристии, поэтому евхаристического общения нет. Все в соответствии со святоотеческим правилом: не хули и не принимай, когда речь идет о тонких духовных вещах.

        Признавать - это не значит обязательно принимать.

        Комментарий

        • Франциск
          Ветеран

          • 09 March 2010
          • 1478

          #484
          Сообщение от PAWEL-LUCA
          Уважаемый Нонконформист, я не написал: НЕ ПРИЗНАЕТСЯ, я написал: НЕТ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Это важнее всяких документов. Наша Церковь как бы предупреждает: мы не знаем, что у них там в Евхаристии, поэтому евхаристического общения нет. Все в соответствии со святоотеческим правилом: не хули и не принимай, когда речь идет о тонких духовных вещах.

          Признавать - это не значит обязательно принимать.
          А раз так, значит ПЦ признает все католические таинства. В случае опасности жизни православные могут принимать любые таинства в РКЦ. В целях экуменического диалога дозволяется и в обычных условиях католикам участвовать в православных таинствах и наоборот. Так что ПЦ признает и принимает все католические таинства. А что касается таинства крещения, так не признается крещение только СИ. Значит, есть общность и со всеми протестантскими церковными общинами. Есть и единство в учении, например, Апостольский и Никейский символы веры. Хоть в чем-то мы и различаемся, но в целом нет, все христиане.
          Laudetur Iesus Christus!

          Комментарий

          • PAWEL-LUCA
            Участник

            • 20 February 2010
            • 412

            #485
            Франциск, не надо частности распространять на целое. В случае смерти Бог может причастить православного и через католическое таинство. А постоянного евхаристического общения НЕТ. Зачем мне документы, если я своими глазами это вижу?

            Если нет евхаристического общения, значит нет и ЕДИНОГО ДУХА, который обеспечивается истинным ТАИНСТВОМ. И все наши святые чувствовали чуждый "римский дух" и дружно анафематсвовали его.

            Кстати, это тоже интересный момент: у православных единство - это евхаристическое единство, а у католиков единство - это единство принадлежности к одной церковной организации с папой во главе. Даже в этом понимании единства нет. Поэтому католики боряться за вхождение православных в римскую церковную организацию через милостливое позволение православным иметь свои восточные обряды. А православные борятся за единство духа, за единство Таинства.

            Комментарий

            • Франциск
              Ветеран

              • 09 March 2010
              • 1478

              #486
              Сообщение от PAWEL-LUCA
              Франциск, не надо частности распространять на целое. В случае смерти Бог может причастить православного и через католическое таинство. А постоянного евхаристического общения НЕТ. Зачем мне документы, если я своими глазами это вижу?

              Если нет евхаристического общения, значит нет и ЕДИНОГО ДУХА, который обеспечивается истинным ТАИНСТВОМ. И все наши святые чувствовали чуждый "римский дух" и дружно анафематсвовали его.

              Кстати, это тоже интересный момент: у православных единство - это евхаристическое единство, а у католиков единство - это единство принадлежности к одной церковной организации с папой во главе. Даже в этом понимании единства нет. Поэтому католики боряться за вхождение православных в римскую церковную организацию через милостливое позволение православным иметь свои восточные обряды. А православные борятся за единство духа, за единство Таинства.
              У католиков тоже полное единство - евхаристическое единство и единство догматическое. Но неполное единство есть и сейчас. Восточные обряды РКЦ признавала всегда. Зачем Вы придумываете и пишете то,
              чего нет на самом деле?
              И про совершенно разную духовность нечего говорить! В моей семье есть и протестанты, и православные. Я на практике вижу разные типы духовности. Разница, может, и есть, но она несущественна.
              Последний раз редактировалось Франциск; 25 March 2010, 01:41 AM.
              Laudetur Iesus Christus!

              Комментарий

              • nonconformist
                Отключен

                • 01 March 2010
                • 33654

                #487
                Сообщение от PAWEL-LUCA
                Уважаемый Нонконформист, я не написал: НЕ ПРИЗНАЕТСЯ, я написал: НЕТ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Это важнее всяких документов. Наша Церковь как бы предупреждает: мы не знаем, что у них там в Евхаристии, поэтому евхаристического общения нет. Все в соответствии со святоотеческим правилом: не хули и не принимай, когда речь идет о тонких духовных вещах.
                Евхаристическое общение это одно, а признание благодатной силы Таинств это совсем другое. Московский Патриархат не имеет евхаристического общения, например с независимой Украинской Православной Церковью. Более 50 лет не имел евхаристического общения с Русской Зарубежной Православной Церковью. Что ж по-вашему таинства в этих Церквах тоже нужно ставить под сомнение?

                Комментарий

                • PAWEL-LUCA
                  Участник

                  • 20 February 2010
                  • 412

                  #488
                  Франциск, ух, какой Вы горячий, прямо как здешние протестанты, так и пылаете праведным обличительным гневом...

                  Что касается единства духа, то на постсоветском пространстве он действительно единый, только не христианский, а постсоветский. В этом смысле мы все одного духа...

                  Если же брать вершины духа, наших святых, то здесь очень существенная разница. Таким образом, и путь предлагается разный, а единство у нас - это единство греха. Но если в среде католиков и в среде православных появятся люди, дерзнувшие еще при жизни снискать плоды Св.Духа и жизнь в Боге, то они пойдут по разным дорожкам...

                  Что касается "единства евхаристического", то само учение о Евхаристии очень разное. Не уверен, что ПРИСУЩЕСТВЛЕНИЕ Св.Даров в Тело и Кровь Христа есть одно и тоже, что и ПРИЛОЖЕНИЕ таинственным образом к земной сущности хлеба и вина духовных свойств Тела и Крови Христа. Не уверен, что сотворение Тайной вечери заново на мессе и Причащение от новой Чаши есть одно и тоже нежели Причастие таинственным образом от той самой Чаши, из которой Христос причастил Апостолов. Не уверен, что Причастие мирян под одним видом, которое долгое время присутсвовало в католической Церкви есть одно и и тоже, что и Причастие под двумя видами. Здесь или Христос разделился, или кто-то очень сильно замутнил свое церковное Предание богословскими фантазиями.

                  Что касается "единства догматического", то я-то наивный всегда думал, что догмы сами по себе не спасают, а защищают правильное учение о Таинстве Евхаристии от "мудрости мира сего" ("Наше учение защищает нашу Евхаристию, наша Евхаристия защищает наше учение" свящ-муч.Иреней Лионский). В Древней Церкви НЕ БЫЛО принято НИ ОДНОЙ ДОГМЫ БЕЗ ВОЗНИКНОВЕНИИ В СЕРЬЕЗНОЙ ЕРЕСИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. С арианством, с несторианством, с монофизитством, с иконоборчеством боролись веками. В этой связи мне непонятно какие страшные ереси внутри Церкви заставили католиков принять весь набор тех догматов, которые их теперь отличают от православных? Какая страшная ересь угрожала Деве Марии так, что заставила католиков принять догмат о непорочном зачатии Девы Марии? От кого отбивались?

                  Комментарий

                  • Франциск
                    Ветеран

                    • 09 March 2010
                    • 1478

                    #489
                    [quote=PAWEL-LUCA;2022353]
                    Если же брать вершины духа, наших святых, то здесь очень существенная разница. Таким образом, и путь предлагается разный, а единство у нас - это единство греха. Но если в среде католиков и в среде православных появятся люди, дерзнувшие еще при жизни снискать плоды Св.Духа и жизнь в Боге, то они пойдут по разным дорожкам...
                    quote]

                    Ну, а где доказательства всего, что Вы пишете? Написать можно много всего. Какой "разный" путь? В РКЦ много типов духовности, но есть тип духовности полностью идентичный православному. Возьмите хотя бы "Невидимую брань", довольно известное руководство по аскетике. Так вот автор на самом деле католик Лоренцо Скуполи. И что в этой книге "иного"?
                    Последний раз редактировалось Франциск; 25 March 2010, 02:42 AM.
                    Laudetur Iesus Christus!

                    Комментарий

                    • Франциск
                      Ветеран

                      • 09 March 2010
                      • 1478

                      #490
                      Сообщение от PAWEL-LUCA
                      Что касается "единства евхаристического", то само учение о Евхаристии очень разное. Не уверен, что ПРИСУЩЕСТВЛЕНИЕ Св.Даров в Тело и Кровь Христа есть одно и тоже, что и ПРИЛОЖЕНИЕ таинственным образом к земной сущности хлеба и вина духовных свойств Тела и Крови Христа. Не уверен, что сотворение Тайной вечери заново на мессе и Причащение от новой Чаши есть одно и тоже нежели Причастие таинственным образом от той самой Чаши, из которой Христос причастил Апостолов. Не уверен, что Причастие мирян под одним видом, которое долгое время присутсвовало в католической Церкви есть одно и и тоже, что и Причастие под двумя видами. Здесь или Христос разделился, или кто-то очень сильно замутнил свое церковное Предание богословскими фантазиями.
                      Но где доказательства, что в ПЦ пресуществление не одно и тоже, что преложение? А Причастие под одним видом у ранних христиан уже было. То есть Вы думаете, что если разломить хостию, то и Христос разделится?
                      Laudetur Iesus Christus!

                      Комментарий

                      • Франциск
                        Ветеран

                        • 09 March 2010
                        • 1478

                        #491
                        В «Послании восточных патриархов» - сказано следующее по этому вопросу:
                        «Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием и не через проницание хлеба (per impanationem) так, чтобы Божество Слова входило в преложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют, но по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на крести, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господня, под видом и образом хлеба и вина». (Член 17 // Догматические послания православных иерархов XVII XIX веков о православной вере. ТСЛ, 1995. С.177.)
                        Laudetur Iesus Christus!

                        Комментарий

                        • PAWEL-LUCA
                          Участник

                          • 20 February 2010
                          • 412

                          #492
                          Франциск, не люблю слово "доказательства". Это пустое слово. Уверен, что Вы не в состоянии сейчас доказать мне и собственное существование (может быть "Франциск" - это католическая спецпрограмма для православных форумов), не то, что истину католицизма. Кроме того, я никогда не представляю какой-либо религиозный институт, но всегда только свое личное мнение. Впрочем как и вы с Поликарпом, только вот вам кажется, что вы говорите от имени своей церкви.

                          Что касается католического признания православной аскетики и Евхаристии, то в том-то все и дело. Завтра вы может быть признаете то что в качестве одного из вариантов аскетики и буддисткую медитацию и йогу. А послезавтра вы признаете в качестве одного из вариантов Евхаристии и протестантское "хлебопреломление-воспоминание" и еврейскую мацу и кришнаитский прасад. Такая уж широкая ваша католическая натура, главное чтобы папу признали главой Церкви. Поэтому мне не важно что вы признаете православную аскетику, мне важно, что наши отцы не признают вашу аскетику, считая ее прямым путем в состояние прелести.

                          Комментарий

                          • Франциск
                            Ветеран

                            • 09 March 2010
                            • 1478

                            #493
                            Я вовсе не говорю, естественно, про доказательства истинности православия или ложности католичества и протестантизма. В это нужно только верить. Я говорю о другом. В каких официальных документах ПЦ содержится всё то, о чем Вы написали? Мне не удалось ничего подобного найти. Если это лишь Ваше личное мнение, то тогда при чем тут православие? У православных в моей семье, да и у некоторых на данном форуме совсем другое мнение в вопросе экуменизма.
                            Я же пишу почти такими же словами, как в Катехизисе Католической Церкви и могу доказать, что это не только моё личное мнение, но и позиция РКЦ.
                            Laudetur Iesus Christus!

                            Комментарий

                            • PAWEL-LUCA
                              Участник

                              • 20 February 2010
                              • 412

                              #494
                              Франциск, Вы так говорите об экуменизме, как будто ваше спасение зависит от того объединятся православные и католики или нет. Поэтому я и спросил Вас о том каким образом ваше спасение зависит от вашей Церкви. Подозреваю, что ваше спасение зависит от заступничества Церкви и ее главы - папы римского. Поэтому для вас главным делом спасения является ПОСЛУШАНИЕ ЦЕРКВИ. Если ваша Церковь хочет от вас, чтобы Вы налаживали экуменистический диалог с православными - то именно этим Вы спасаетесь. Или я не прав? (Вы сами не захотели мне разъяснить, поэтому не возмущайтесь если Вы так не считаете)

                              Спасение православных зависит от Церкви совершенно иным образом. Я лично для себя выделяю два сотериологических момента. Истинная Церковь это:
                              1. Истинная Евхаристия. Это и есть ИСТИННОЕ ПРЕДАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Не учение, а реальное действенное Таинство.
                              2. Истинное учение о Евхаристии и о ее церковном окружении. Сюда можно включить все богословие, в том числе и аскетику, учение о том, как очистить в себе самом место для принятия Христа.

                              Исходя из этого мое спасение зависит от Церкви ровно на столько, насколько Церковь СОХРАНИТ в себе истинную действенную Евхаристию и истинное учение о ней, а не от заступничества Церкви перед Богом за мою грешную душу. Поэтому если у святых отцов Православия, этих величайших практиков на пути обожения католичество вызывает очень большие подозрения именно по этим двум моментам, то я рискую при возможном объединении потерять гораздо большее, нежели католики, которые считают, что спасаются принадлежностью к истинной Церкви, послушанием ей и заступничеством папы римского.

                              Здесь надо вспомнить, что если у католиков первородный грех страшен именно как вина за ослушание Адама, то у православных первородная греховность - это страшное повреждение человеческого естества, настоящая духовная инвалидность. Вину то может с меня и снимут, но вот каким образом я могу исцелиться от духовного повреждения? В этом может помочь только Бог, помочь через Таинство, через освящение и души и тела через церковную жизнь. Но и я сам должен нетолько захотеть спасения, но и очистить место для вхождения Христа. А наши святые - это люди, которые до меня успешно прошли этот путь, поэтому я им весьма доверяю.

                              И вот при сравнении православной аскетики и католической аскетики невозможно не увидеть, что предлагаются вещи прямо противоположные друг другу. Например, медитация и запрет на медитацию, сострадание Христу и его ранам и запрет на сострадание Христу и его ранам, подражание Христу и запрет на подражание Христу. Сама мысль о сверхдолжных заслугах считается прямым путем в "мнение о себе" (термин отцов) и гордыню.

                              Поэтому очень большое число католических подвижников подпадают под определение людей в состоянии глубочайшей прелести, которое присутствует в православной аскетической литературе. Это ли не проблема? Если одно и тоже духовное состояние СТАВИТЬСЯ В ПРИМЕР КАТОЛИКУ И СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ КАК ПРЯМОЙ ПУТЬ К БЕЗУМИЮ. Что же признать оба пути верными?

                              Поэтому возможное объединение необходимо должно принять один вариант аскетики, и единый канон святых, как примеров для верующих. Конечно, православные хотят, чтобы все католические святые, определяемые как "находящиеся в состоянии прелести" были деканонизированы. Навряд ли это возможно.

                              Комментарий

                              • PAWEL-LUCA
                                Участник

                                • 20 February 2010
                                • 412

                                #495
                                Андрей Кураев. Из книги «Сатанизм для интеллигенции»

                                «Подобные духовно-эротические экстазы известны и в христианском мире. Но они здесь называются «прелестью». Прелесть может быть бесовским видением. Но может рождаться и от обычной неопытности человека, который сам, своими усилиями вызывает некоторое необычное состояние души, но считает сей рукотворный продукт «благодатным даром». Если человек, своим усердием вызвав в себе некие вполне психические переживания, наделяет их благодатно-благородным происхождением и почитает себя Боговидцем он впадает в прелесть.
                                Бывают ли ложные духовные переживания и откровения? Очевидно, да вспомним хотя бы откровения «Белого братства». Могут ли они перемешиваться с добрыми словами, чувствами, мыслями? Да достаточно вспомнить «Богородичный центр». Может ли общение с духами пробуждать половую стихию в человеке? И это очевидно. Во всяком случае этот феномен был известен джайнистам и вполне отрицательно оценивался ими, поскольку у джайнистских монахов есть обет: «я отказываюсь от всякого полового удовольствия с богами , людьми и животными»601 601 Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 1. Пг., 1916, с. 527.

                                НО, ЗНАЧИТ, И РЕЗКОЕ ОТТАЛКИВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ ОТ ПОДОБНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНОСЛАВНОЙ МИСТИКИ НЕ ДОЛЖНО ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК НЕЧТО «НЕВЕЖЛИВОЕ». Можно обсуждать мотивы этого отталкивания, но нельзя не принимать в свое поле зрения сам факт этого отторжения.
                                Вот характерный пример с католической святой Терезой Авильской. «Часто Христос мне говорит: Отныне Я твой и ты Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее»602 602 Цит. по: Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988, сс. 72-75.

                                Приводя эти откровения Терезы, Д. Мережковский комментирует: «Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины». Если переживание Терезы воспринимать как религиозное, то к нему придется приложить известное православной мистике состояние «блудной прелести....
                                Впрочем, у Терезы всю ее жизнь были непрестанные проблемы с ее духовниками ее опыт смущал и их603 603 «Духовники не могут этого видеть» лейтмотив наставлений Терезы. (См., напр, Св.Тереза Авильская. Внутренний замок. Брюссель, 1992, с. 124)

                                . И даже сегодня католический богослов, безусловно защищающий подлинность мистического пути Терезы, вынужден признать, что не так уж трудно интерпретировать по крайней мере некоторые моменты душевной жизни Терезы в терминах иного, небогословского языка: «Экстатические переживания сопровождаются иногда явлениями левитации, каталепсии, нечувствительности, которые есть отражения на теле насыщенности божественных даров, сообщаемых душе. Эти необычные феномены могут ставить жизнь в опасность, обычно они ухудшают здоровье, но иногда, напротив, обновляют его. К этому могут добавляться патологические проявления. Тереза говорит о шуме в голове. Ясно, что мистиком становятся не вследствие невропатии, но подлинная мистическая жизнь может совмещаться с невропатическим состоянием»604 604 Renault E. Ste Therese d'Avila et l'experiance mystique. Paris, 1970, p. 114.
                                Русский эмигрант Печерин, воспитанный на Иоанне Златоусте, принявший католическое священство и монашество, все же так и не смог за 25 лет, проведенных в католических монастырях, стать подлинным единоверцем Терезы. «Католическое благочестие часто дышит буйным пламенем земной страсти. Молодая дева млеет перед изображением пламенеющего, терниями обвитого, копьем пронзенного сердца Иисуса. Св. Терезия в светлом видении видит прелестного мальчика с крыльями: он золотою стрелою пронзает ей сердце насквозь Вот женщина в полном смысле слова! Итак, столетия прошли напрасно: сердце человеческое не изменилось, оно волнуемо теми же страстями и тех же богов зовет себе на помощь, и древний языческий купидон в том же костюме и с теми же стрелами является в келье кармелитской монашенки 16 столетия»605 605 Печерин В. С. Замогильные записки. // Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989, с. 242.

                                Другая католическая подвижница Блаженная Анджела (сконч. в 1309 г.) также вносит весьма ощутимый эротический элемент в свои переживания. «Однажды взирала я на крест с Распятием на нем и вдруг зажглась душа моя такою пламенною любовью, что даже члены моего тела чувствовали ее с великою радостью и наслаждением. Видела же я и чувствовала, что Христос обнимает душу мою рукою, которая пригвождена была ко кресту, и радовалась я величайшею радостью И иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов»606 606 Откровения бл. Анджелы. Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. М., 1918, с. 150-151.

                                Эротический оттенок видений Анджелы с точки зрения восточно-христианского опыта производит впечатление нецеломудренности. В Кресте она видела брачное ложе607 607 Откровения бл. Анджелы. с. 118.

                                Она пожелала видеть Христа телесно и «увидела Христа, склоняющего голову на руки мои. И тогда явил Он мне Свою шею и руки. Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это. Он же не являл мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей»608 608 Откровения бл. Анджелы. с. 137.

                                И снова, уже в храме: «Видела же я и тело Христово часто под различными образами. Видела я иногда шею Христову, столь сияющую и прекрасную, что исходящее из нее сияние было больше сияния солнца. И из такой красоты дается мне с несомненностью уразуметь, что там Бог. И хотя дома в том горле или шее видела я еще большую красоту, такую, что не утрачу, как верю, радости об этом видении шеи или горла впредь»609 609 Откровения бл. Анджелы. с. 159.

                                Сам Христос (точнее ее мистический собеседник, принявший облик Христа) делает Анджеле любовные признания: «Я не на шутку полюбил тебя»610 610 Откровения бл. Анджелы. с. 138.

                                Этот мистический сентиментализм глубоко возмущал А. Ф. Лосева: «Блаженная Анджела находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений, крест Христов представляется ей брачным ложем Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти страстные взирания на крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены тела Его, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т. д. и т. д.?.. Это, конечно, не молитва, и не общение с Богом. Это очень сильные галлюцинации на почве истерии, то есть прелесть. И всех этих истериков, которым является Богородица и кормит их своими сосцами, всех этих истеричек, у которых при явлении Христа радостный озноб проходит по всему телу и между прочим сокращается маточная мускулатура, весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма можно, конечно, только анафематствовать. (Замечу, что я привел не из самого яркого. Приводить самое яркое и кощунственно и противно). В МОЛИТВЕ ОПЫТНО ПОЗНАЕТСЯ ВСЯ НЕПРАВДА КАТОЛИЦИЗМА Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже Молитвенным и аскетическим опытом дознано на Востоке, что привитие молитвы в каком-нибудь другом месте организма есть всегда результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным возбуждением и разгорячением нижней части сердца. Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых органов, приводит в движение эти части. Какое странное явление! Повидимому, подвижник занимается молитвой, а занятие порождает похотение, которое должно было бы умерщвляться занятием, приводит А. Лосев в заключение слова св. Игнатия Брянчанинова611 611 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 868-869.

                                Чтобы столь резкая реакция А. Ф. Лосева стала понятнее, приведу еще несколько мест из откровений Анджелы. Эпитета «истерички» Анджела удостоилась, очевидно, за описания своих состояний типа следующих: «Когда же низойдет она (остия причастия), дает мне чувство весьма утешающее. Во вне же, в теле заметна она потому, что заставляет меня очень сильно дрожать, так что лишь с большим трудом могу я принять чашу»612 612 Откровения бл. Анджелы. с. 157.

                                «И вопила я без всякого стыда: Любовь моя, еще не познала я Тебя! Почему так оставляешь меня? Но не могла я сказать больше, а только, восклицая это, хотела произнести и сказать слово и не могла произнести: так голос и крик стесняли мое слово. Вопль же этот и крик приключился мне при входе в притвор церкви св. Франциска, где по отшествии Божием сидела я, томясь и крича перед всем народом, так что пришедшие со мной и знакомые мои стояли поодаль, краснея и думая, что иная тому причина. Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть. И все связки тела моего тогда разъединялись»613 613 Откровения бл. Анджелы. с. 101.

                                По наблюдению Бориса Вышеславцева мистика еще одной католической визионерки Маргариты-Марии Алакок «весьма примитивна: это любовное страдание вместе с божественным Женихом, эротическое самомучительство. Особенно характерны ее песнопения, представляющие собою настоящие любовные сонеты и дающие классический материал для психоанализа. Сублимация здесь не удается»614 614 Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Вопросы философии 1993, ј4, с. 75.

                                «Прелесть есть неудача в сублимации, введение таких образов, которые не сублимируют, а профанируют. И таких неудач можно действительно найти множество в католической аскетике и мистике. Schjelderup приводит бесчисленные примеры в своем Asketismus» 615 Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994, с. 73.
                                Вторжение непреображенного эроса в мистику порождает поразительные богословские системы. Католическая блаженная Мари Севрэ (1972-1966) слышит такую речь «Христа»: «Я хочу исчерпать всю мою мощь Создателя! Пусть узнают души, что я сгораю от пламенного желания видеть их, всех и каждую, предоставленные бесконечно разнообразному воздействию моего духа Так подготовится этот ослепительный мирный период, когда все на земле вохвалит Меня! Я, Создатель, Я хочу, перед концом Времени, Я хочу насладиться подобным молнии моим прекрасным, сверкающим творением. Я хочу увидеть его прекрасным перед тем, как разрушить эту землю» 616 де Лобье П. Время конца времен. Эссе на тему христианской эсхатологии. М., 1995, сс. 109-110.

                                С точки зрения философской этот пассаж абсурден, потому что монотеистически понимаемый Абсолют в принципе не может исчерпать Себя в творении. С точки зрения богословской он странен, поскольку предполагает некую хилиастическую утопию, без-болезненное бытие, предшествующее Второму Пришествию (официально католическая церковь осудила хилиазм как ересь). С точки зрения политической это видение интересно тем, что оно уже легло в основу нескольких папских энциклик, трактующих социально-политические проблемы, и возвещение наступающей «цивилизации любви» (важнейшая черта которой соединение Церкви и Синагоги)617 617 там же. с. 112.) становится официальной доктриной католичества618 618 Соответствующие цитаты из энциклики Dominum et vivificentem (1986) см.: де Лобье П. Время конца времен. сс. 126-127.
                                Конечно, описание соединения человека с Богом очень естественно берет образы от брачной любви. «И поистине бывает брак, неизреченный и Божественный. Он сочетается с каждым в отдельности, и каждый по причине удовольствия соединяется с Владыкою», пишет преп. Симеон Новый Богослов619 619 преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917, с. 263.

                                И у упомянутых мною мистичек странно не само по себе использование брачной символики традиция «мистического брака» освящена Библией, есть она и в православной мистике. Но какие-то явственно уловимые, хотя и трудно передаваемые оттенки не позволяют сказать, что та эротика, которая пронизывает мистику католических подвижниц, является только и всецело преображенной. Богообщение здесь не связывается со сладострастной мукой.
                                Но на православный вкус разница между рериховскими опытами по пробуждению «силы Кундалини» и эротоманией западных визионерок не так уж велика»

                                Комментарий

                                Обработка...