О Духе Святом и Его действии.
В адрес ортодоксальных христиан, и в частности, лютеран, со стороны пятидесятников и харизматов часто звучит критика, что они очень мало уделяют внимания деяниям Святого Духа, подразумевая под таковыми, прежде всего, наделение человека некими сверхъестественными способностями, такими, например, как дар иных языков.
Однако, такая критика обусловлена, прежде всего, недостаточным пониманием или вообще, не пониманием сути служения Святого Духа.
Ортодоксальное лютеранское богословие очень много говорит о Духе святом и Его служении, но акцентирует свое внимание на главных, ключевых аспектах служения Святого Духа.
Что бы выразить сердцевину лютеранского учения о служении Святого Духа и его деяниях, приведу слова Мартина Лютера:
"Святой Дух призвал меня через Евангелие, просвятил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере. Так же, Он призывает, сохраняет и освящает всю Христианскую Церковь на земле и сохраняет ее с Иисусом Христом в истинной вере.
И в этой Церкви он щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний день он воскресит меня и всех верующих, и дарует мне, и всем верующим во Христа жизнь вечную."
М. Лютер, Разъяснение по третьему артикулу Краткого катехизиса.
Вот два главных утверждения нашего учения о деяниях Святого Духа:
1. Наше исповедание подчеркивает деяния Святого Духа, как Духа Утешителя, когда Он производит в нас веру посредством благовестия Евангелия, дабы освящать, очищать, укреплять и утешать верующих во Христа.
Большой катехизис, Атрикул II:
"Ибо ни вы, ни я не могли бы даже ничего знать о Христе или веровать в Него, или обрести Его, как своего Господа, покуда Он не был предложен нам и дарован нашим сердцам Святым Духом через проповедь Евангелия."
И Сам Христос говорил, Дух Святой и Его сила дается верующему во Христа прежде всего для Возвещения Евангелия Иисуса Христа, для свидетельства о Христе.
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)
2. Наше вероисповедание подчеркивает, что Святой Дух, обитая в нас, наделяет нас способностью жить праведно для Бога, творить дела праведности, которые проистекают не из наших человеческих усилий воли, а из побуждения и силы Духа Святого.
"Заповеди Господни не могут соблюдаться и выполняться Без Христа и Святого Духа."
Дух Святой не только утешает нас, направляет и защищает от всяческих заблуждений, делая Евангелие ясным и понятным, но так же помогает нам умервщлять грех, противостоять ему, ведя нас к чистой и благочестивой жизни, поддерживая наше пребывание в вере.
Дух Святой производит в наших сердцах не только веру, но и единственную любовь, которая угодна Богу нашему - любовь к Богу и ближнему. И добрые дела, пораждаемые такой любовью, есть свидетельство того, что Дух Святой обитает в нас.
Апологоя АИ, Артикул III
Однако, в нашем вероучении немного говорится об "особых" дарах Духа, таких, как говорение на языках, пророчества, изгнание бесов, исцеления и т. д., на которых делают первостепенный акцент неопротестанты.
Почему? Да потому, что два великих деяния Духа Святого - обращение нас ко Христу а так же созидание и поддержание в нас благочестивой христианской жизни, имеют первостепенное и непреходящее значение, и в этой жизни и в вечности.
Апостол Павел учил, что любовь пребывает вечно, а языки умолкнут, и пророчества прекратятся. Именно созидание в нас христианской любви - есть главное деяние Духа Святого.
И мы отвергаем любое экстравагантное притязания современных неопротестантов на "особое помазание" или "особые излияния" Духа Святого у них в общинах, если они не способны являть главный и первостепенный плод Святого Духа - христианскую любовь.
В адрес ортодоксальных христиан, и в частности, лютеран, со стороны пятидесятников и харизматов часто звучит критика, что они очень мало уделяют внимания деяниям Святого Духа, подразумевая под таковыми, прежде всего, наделение человека некими сверхъестественными способностями, такими, например, как дар иных языков.
Однако, такая критика обусловлена, прежде всего, недостаточным пониманием или вообще, не пониманием сути служения Святого Духа.
Ортодоксальное лютеранское богословие очень много говорит о Духе святом и Его служении, но акцентирует свое внимание на главных, ключевых аспектах служения Святого Духа.
Что бы выразить сердцевину лютеранского учения о служении Святого Духа и его деяниях, приведу слова Мартина Лютера:
"Святой Дух призвал меня через Евангелие, просвятил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере. Так же, Он призывает, сохраняет и освящает всю Христианскую Церковь на земле и сохраняет ее с Иисусом Христом в истинной вере.
И в этой Церкви он щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний день он воскресит меня и всех верующих, и дарует мне, и всем верующим во Христа жизнь вечную."
М. Лютер, Разъяснение по третьему артикулу Краткого катехизиса.
Вот два главных утверждения нашего учения о деяниях Святого Духа:
1. Наше исповедание подчеркивает деяния Святого Духа, как Духа Утешителя, когда Он производит в нас веру посредством благовестия Евангелия, дабы освящать, очищать, укреплять и утешать верующих во Христа.
Большой катехизис, Атрикул II:
"Ибо ни вы, ни я не могли бы даже ничего знать о Христе или веровать в Него, или обрести Его, как своего Господа, покуда Он не был предложен нам и дарован нашим сердцам Святым Духом через проповедь Евангелия."
И Сам Христос говорил, Дух Святой и Его сила дается верующему во Христа прежде всего для Возвещения Евангелия Иисуса Христа, для свидетельства о Христе.
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)
2. Наше вероисповедание подчеркивает, что Святой Дух, обитая в нас, наделяет нас способностью жить праведно для Бога, творить дела праведности, которые проистекают не из наших человеческих усилий воли, а из побуждения и силы Духа Святого.
"Заповеди Господни не могут соблюдаться и выполняться Без Христа и Святого Духа."
Дух Святой не только утешает нас, направляет и защищает от всяческих заблуждений, делая Евангелие ясным и понятным, но так же помогает нам умервщлять грех, противостоять ему, ведя нас к чистой и благочестивой жизни, поддерживая наше пребывание в вере.
Дух Святой производит в наших сердцах не только веру, но и единственную любовь, которая угодна Богу нашему - любовь к Богу и ближнему. И добрые дела, пораждаемые такой любовью, есть свидетельство того, что Дух Святой обитает в нас.
Апологоя АИ, Артикул III
Однако, в нашем вероучении немного говорится об "особых" дарах Духа, таких, как говорение на языках, пророчества, изгнание бесов, исцеления и т. д., на которых делают первостепенный акцент неопротестанты.
Почему? Да потому, что два великих деяния Духа Святого - обращение нас ко Христу а так же созидание и поддержание в нас благочестивой христианской жизни, имеют первостепенное и непреходящее значение, и в этой жизни и в вечности.
Апостол Павел учил, что любовь пребывает вечно, а языки умолкнут, и пророчества прекратятся. Именно созидание в нас христианской любви - есть главное деяние Духа Святого.
И мы отвергаем любое экстравагантное притязания современных неопротестантов на "особое помазание" или "особые излияния" Духа Святого у них в общинах, если они не способны являть главный и первостепенный плод Святого Духа - христианскую любовь.
Комментарий