Так, православные греки говорили, что во Христе есть две природы, божественная и человеческая, и две воли (фелима), поскольку каждой природе Божественной и человеческой неизбежно соответствует свое хотение. Но некоторые сирийцы, напротив, настаивали, что во Христе только одна воля (цевьяна), потому что у Него одна Личность. Можно сказать, что обе стороны по-своему были правы, поскольку греческое фелима совсем не то же, что сирийское цевьяна (в греческом этому слову будет соответствовать скорее слово гноми). С другой стороны, когда греки настаивали, что во Христе одна ипостасис, поскольку его Личность едина, то сирийцы говорили, что у Него две кнома, поскольку Он Бог и человек одновременно. Этому сирийскому слову скорее соответствует греческое фисис «природа», а на русский эти термины на даже не переведешь, так и приходится заимствовать слова «ипостась» и «кнома»[1].
Несколько слов в защиту Бога от богословов :: Киевская Русь
- - - Добавлено - - -
Церковь Востока считает принципиально важным, что Иисус Христос - не лишь Бог и не лишь человек, но Богочеловек. Ведь соединение в лице Христа божества и человечества - основание таинства нашего спасения! Поэтому Церковь Востока утверждает, что Дева Мария родила Богочеловека, и называет ее Матерью Христа Господа и Спасителя нашего.
Имя "Богородица" или "Родившая Бога" считал приемлемым и Несторий (см. Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 345, 7-8), и автор основополагающего трактата о Христе Мар Баввай Рабба (Великий) (ум. 628) (см. Liber de unione, ed. A.Vaschalde, p. 100, 4-5), но с непременным уточнением: "по человечеству" или "в силу единства". Без такого уточнения имя "Богородица" акцентирует только одну сторону таинства спасения, и потому считается богословски некорректным.
Полемика, начатая Кириллом Александрийским против Нестория, была воспринята Церковью Востока как атака на всю антиохийскую традицию, что вскоре и подтвердилось, так как Кирилл объявил еретиком не только Нестория, но также Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсского. Поскольку сам Кирилл пропагандировал христологическую формулу Аполлинария "единая природа Бога Слова воплощенная", а Аполлинарий был осужден II Вселенским собором, Церковь Востока заявила в ответ о своей верности Никео-Константинопольскому Символу веры, Диодору Тарсскому и той традиции, которая была им заложена. Критика Нестория в этой связи была признана безосновательной, и к нему сформировалось отношение как к подвергшемуся неправедным преследованиям исповеднику традиционного вероучения, и впоследствии он и его предшественники по антиохийской традиции были прославлены Церковью Востока как святые учители. Главное сочинение Нестория, написанное им в ссылке, - "Книга Гераклида" - в Церкви Востока известно с первой
половины VI века, когда ее привез в Персию Мар Авва I.
Учил ли Несторий о двух сынах во Христе, и что об этом говорит Церковь Востока?
Вот соответствующие цитаты из сочинения Нестория:
"Тот, кто говорит, что в единстве - один Сын, один Христос, один Господь, как может он разделять и говорить, что отдельно есть Сын Божий и некий другой, и так - два сына? Это не было бы единством, но каждая природа оставалась бы в своем [собственном] существе" (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 140)
"Прочти, о человек, тех, кто среди свидетелей твоих [т.е. апостолов и отцов Церкви] и не сражайся с тенью. Есть две природы: Бог и человек, но нет двух сынов, ибо иная и иная суть составляющие, образующие Господа нашего, и не иной [некто] и иной [другой], упаси Бог!" (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 231)
А также фрагмент из деяний собора Церкви Востока (собор Мар Йосепа, 554 г.):
"Исповедуем единого Сына истинного Единого Бога, Отца Истины. Всякого же, кто думает или говорит о двух христах или двух сынах или кто, по той или иной причине, по тому или иному умыслу, поднимает вопрос о четверице [вместо Троицы], такового мы анафематствовали и анафематствуем" (Synodicon orientale, ed. J.B.Chabot, pp. 98, 355).
Что имеет в виду Церковь Востока, говоря о двух кномах (ипостасях) Христа?
Ипостась или кнома в Церкви Востока понимается так, как понимали ранние отцы Церкви, то есть как конкретное осуществление, реализация природы. "Человечество" - это общее, "человек" - конкретное; "Бог" - общее, "Бог Слово" - конкретное. Когда говорится, что Бог Слово воплотился и стал человеком, невозможно не подразумевать две кномы, так же, как при этом неизбежно подразумеваются две природы.
Основной оппонент Нестория, Кирилл Александрийский, признавал это и тоже говорил о двух ипостасях во Христе (см. Ad Acacium Melitinae, Patrologia Graeca, ed. J.P.Migne, 77, 193b), но, поскольку он пропагандировал формулу Аполлинария - "единая природа Бога Слова воплощенная", - он делал вывод, что две ипостаси стали одной (см. 3-й анафематизм Кирилла).
Церковь Востока, как и Несторий, всегда отвергала учение Аполлинария, осужденного II Вселенским собором в 381 г., и исповедовала две природы, пребывающие в единстве, но не становящиеся одной, и поэтому утверждает, что конкретные данные природ - ипостаси (или кномы) - пребывая в единстве, не стали одной.
Церковь Востока в Вопросах и Ответах - Богословие - - Ассирийская Церковь Востока Assyrian Church of the East
Несколько слов в защиту Бога от богословов :: Киевская Русь
- - - Добавлено - - -
Церковь Востока считает принципиально важным, что Иисус Христос - не лишь Бог и не лишь человек, но Богочеловек. Ведь соединение в лице Христа божества и человечества - основание таинства нашего спасения! Поэтому Церковь Востока утверждает, что Дева Мария родила Богочеловека, и называет ее Матерью Христа Господа и Спасителя нашего.
Имя "Богородица" или "Родившая Бога" считал приемлемым и Несторий (см. Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 345, 7-8), и автор основополагающего трактата о Христе Мар Баввай Рабба (Великий) (ум. 628) (см. Liber de unione, ed. A.Vaschalde, p. 100, 4-5), но с непременным уточнением: "по человечеству" или "в силу единства". Без такого уточнения имя "Богородица" акцентирует только одну сторону таинства спасения, и потому считается богословски некорректным.
Полемика, начатая Кириллом Александрийским против Нестория, была воспринята Церковью Востока как атака на всю антиохийскую традицию, что вскоре и подтвердилось, так как Кирилл объявил еретиком не только Нестория, но также Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсского. Поскольку сам Кирилл пропагандировал христологическую формулу Аполлинария "единая природа Бога Слова воплощенная", а Аполлинарий был осужден II Вселенским собором, Церковь Востока заявила в ответ о своей верности Никео-Константинопольскому Символу веры, Диодору Тарсскому и той традиции, которая была им заложена. Критика Нестория в этой связи была признана безосновательной, и к нему сформировалось отношение как к подвергшемуся неправедным преследованиям исповеднику традиционного вероучения, и впоследствии он и его предшественники по антиохийской традиции были прославлены Церковью Востока как святые учители. Главное сочинение Нестория, написанное им в ссылке, - "Книга Гераклида" - в Церкви Востока известно с первой
половины VI века, когда ее привез в Персию Мар Авва I.
Учил ли Несторий о двух сынах во Христе, и что об этом говорит Церковь Востока?
Вот соответствующие цитаты из сочинения Нестория:
"Тот, кто говорит, что в единстве - один Сын, один Христос, один Господь, как может он разделять и говорить, что отдельно есть Сын Божий и некий другой, и так - два сына? Это не было бы единством, но каждая природа оставалась бы в своем [собственном] существе" (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 140)
"Прочти, о человек, тех, кто среди свидетелей твоих [т.е. апостолов и отцов Церкви] и не сражайся с тенью. Есть две природы: Бог и человек, но нет двух сынов, ибо иная и иная суть составляющие, образующие Господа нашего, и не иной [некто] и иной [другой], упаси Бог!" (Liber Heraclidis, ed. F.Nau, p. 231)
А также фрагмент из деяний собора Церкви Востока (собор Мар Йосепа, 554 г.):
"Исповедуем единого Сына истинного Единого Бога, Отца Истины. Всякого же, кто думает или говорит о двух христах или двух сынах или кто, по той или иной причине, по тому или иному умыслу, поднимает вопрос о четверице [вместо Троицы], такового мы анафематствовали и анафематствуем" (Synodicon orientale, ed. J.B.Chabot, pp. 98, 355).
Что имеет в виду Церковь Востока, говоря о двух кномах (ипостасях) Христа?
Ипостась или кнома в Церкви Востока понимается так, как понимали ранние отцы Церкви, то есть как конкретное осуществление, реализация природы. "Человечество" - это общее, "человек" - конкретное; "Бог" - общее, "Бог Слово" - конкретное. Когда говорится, что Бог Слово воплотился и стал человеком, невозможно не подразумевать две кномы, так же, как при этом неизбежно подразумеваются две природы.
Основной оппонент Нестория, Кирилл Александрийский, признавал это и тоже говорил о двух ипостасях во Христе (см. Ad Acacium Melitinae, Patrologia Graeca, ed. J.P.Migne, 77, 193b), но, поскольку он пропагандировал формулу Аполлинария - "единая природа Бога Слова воплощенная", - он делал вывод, что две ипостаси стали одной (см. 3-й анафематизм Кирилла).
Церковь Востока, как и Несторий, всегда отвергала учение Аполлинария, осужденного II Вселенским собором в 381 г., и исповедовала две природы, пребывающие в единстве, но не становящиеся одной, и поэтому утверждает, что конкретные данные природ - ипостаси (или кномы) - пребывая в единстве, не стали одной.
Церковь Востока в Вопросах и Ответах - Богословие - - Ассирийская Церковь Востока Assyrian Church of the East
Комментарий