Хочешь похудеть, спроси меня как
В одной из дискуссий с иудеями Иисус Христос назвал себя равным Отцу Небесному. Услышав такое, «иудеи опять схватили каменья, чтобы побить Его... за богохульство, и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом». Иисус сказал им:
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Иоан.10:34-36)
Но в Законе нет тех слов, которые цитирует Иисус Христос. Он вообще часто путается в писаниях. Эти слова находятся в Псалтыри (Псалом 81:6). Это - во-первых.
1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Псалом буквально пахнет нетронутой наивностью верований древних евреев в существование многих богов. Среди этого сонмища богов, по верованиям евреев библейских времен, есть Бог старший - Всевышний. Об этом можно прочитать в самой Библии. Так, в прощальной и предсмертной своей песне Моисей напоминает евреям самое заветное:
«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя? Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.»
(Втор.32:1-12)
Как видно, евреи библейских времен были политеистами. Они верили, что некогда старший Бог, Всевышний, каждому народу выделил своего бога. Бог Яхве разыскал свой народ в дикой пустыне (у горы Синай), отрекомендовался ему и взял над ним опеку. Яхве, по верованиям библейских евреев, оказался сильнее богов других народов (1Царств 5:1-8), был очень ревнивым (Исход, 20:5; 34:14; Наума, 1:2) и строго-настрого запрещал евреям молиться другим богам. Евреи, признавая существование своего национальным Бога, признавали также существование богов других народов и постоянно поклонялись последним... В псалме 81 говорится о том, что Всевышний призывает всех богов благодетельствовать своим народам. Всевышний напоминает им, что они - боги, что они названы сынами Всевышнего Бога. А если они не будут выполнять своего предназначения, то Всевышний угрожает наказать их смертностью...
Во-вторых, Иисус Христос исказил содержание текста 81 псалма. В псалме говорится о богах, каждый из которых является сыном Всевышнего, но Христос подает это так, как будто бы здесь Всевышний говорит не о богах других народов, а о людях, о евреях. Но у евреев никогда такого и в мыслях не было. Тем более, что Христос претендует на Единственного сына Бога, что вообще не соответствует ни тексту используемого им псалма, ни учению ветхозаветной Библии, ни религиозным воззрениям евреев.
В одной из дискуссий с иудеями Иисус Христос назвал себя равным Отцу Небесному. Услышав такое, «иудеи опять схватили каменья, чтобы побить Его... за богохульство, и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом». Иисус сказал им:
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Иоан.10:34-36)
Но в Законе нет тех слов, которые цитирует Иисус Христос. Он вообще часто путается в писаниях. Эти слова находятся в Псалтыри (Псалом 81:6). Это - во-первых.
1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Псалом буквально пахнет нетронутой наивностью верований древних евреев в существование многих богов. Среди этого сонмища богов, по верованиям евреев библейских времен, есть Бог старший - Всевышний. Об этом можно прочитать в самой Библии. Так, в прощальной и предсмертной своей песне Моисей напоминает евреям самое заветное:
«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя? Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.»
(Втор.32:1-12)
Как видно, евреи библейских времен были политеистами. Они верили, что некогда старший Бог, Всевышний, каждому народу выделил своего бога. Бог Яхве разыскал свой народ в дикой пустыне (у горы Синай), отрекомендовался ему и взял над ним опеку. Яхве, по верованиям библейских евреев, оказался сильнее богов других народов (1Царств 5:1-8), был очень ревнивым (Исход, 20:5; 34:14; Наума, 1:2) и строго-настрого запрещал евреям молиться другим богам. Евреи, признавая существование своего национальным Бога, признавали также существование богов других народов и постоянно поклонялись последним... В псалме 81 говорится о том, что Всевышний призывает всех богов благодетельствовать своим народам. Всевышний напоминает им, что они - боги, что они названы сынами Всевышнего Бога. А если они не будут выполнять своего предназначения, то Всевышний угрожает наказать их смертностью...
Во-вторых, Иисус Христос исказил содержание текста 81 псалма. В псалме говорится о богах, каждый из которых является сыном Всевышнего, но Христос подает это так, как будто бы здесь Всевышний говорит не о богах других народов, а о людях, о евреях. Но у евреев никогда такого и в мыслях не было. Тем более, что Христос претендует на Единственного сына Бога, что вообще не соответствует ни тексту используемого им псалма, ни учению ветхозаветной Библии, ни религиозным воззрениям евреев.
Комментарий