Детали чуда в Кане Галилейской

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Владимир 3694
    Дилетант

    • 11 January 2007
    • 9795

    #766
    Сообщение от Scia
    Вы это скажите <...> евреям, у которых на каждый более-менее заметный день в календаре написаны многие статьи, а каждому отдельному празднику в календарном аспекте нынче посвящают целые книги...
    И правильно делают, потому как понимают, что к чему.

    Почему, Вы думаете, заповедей именно 613? Да потому что в теле человека ровно 248 частей (или костей - не помню, но это неважно), ни больше, ни меньше, и 365 сосудов (или костей - не помню, но это неважно), ни больше, ни меньше. Знали точно, при том, что никто препарированием тел и подсчетом косточек специально, как Вы понимаете, никто не занимался. А в году - 365 дней, ни больше, ни меньше. И никаких високосных годов - хотя знали точно, что "не срастается".

    Маразм? Конечно - если полагать, что речь идет о материальном теле и физическом времени.
    Последний раз редактировалось Владимир 3694; 07 July 2010, 12:46 AM.
    Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

    Комментарий

    • Владимир 3694
      Дилетант

      • 11 January 2007
      • 9795

      #767
      Сообщение от Scia
      календари привязаны к видным событиям и вмещают в себя прежде всего духовнее содержание.
      Согласен.
      Сообщение от Scia
      свет, как дневное свечение неба, - в древности его, вроде, воспринимали, существующим как бы отдельно от Солнца... Можете что сказать по этому случаю?
      Могу, но не знаю, понравятся ли Вам эти еврейские штучки.

      Луна - Малхут, Солнце - Зеир Анпин, небо - Бина, а свет - он и в Африке свет. Так что, конечно, отдельно.
      Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

      Комментарий

      • Владимир 3694
        Дилетант

        • 11 January 2007
        • 9795

        #768
        Сообщение от Клёст
        опасаюсь предположить, что в следующем посте Вы укажете, что Адама вообще не следует считать наблюдателем.
        Не опасайтесь. Не укажу.
        Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

        Комментарий

        • Scia
          тень

          • 09 April 2010
          • 1246

          #769
          Сообщение от Зоровавель
          Ну..., и почему бы Вам, раз уж Вы вошли в эту кухню, не испечь свежее евангелие для изумленной публики???
          Потому что не повар...

          Комментарий

          • Клёст
            завсегдатый

            • 04 April 2010
            • 1410

            #770
            Сообщение от [FONT=Verdana][SIZE=2]kapitu[/SIZE][/FONT]
            Адам конечно смотрел, но вряд ли понимал что видит.

            А бражник, стало быть, летел и понимал, что он летит «в призрачном лунном свете». Н-да Я в изумлении от поворота темы.
            Да какая онтологическая разница, понимает наблюдатель наблюдаемое или нет?!
            Чтиво о жертвенной миссии лососей конечно куда увлекательней
            О, как всех мои лососи зацепили не Вы первая и, похоже, не Вы последняя, кто меня ими попрекнул. Однако, «коллективу единомышленников» сказать по существу там, как обычно, оказалось нечего. Зато нашлись два оппонента сатанист и агностик. Ну дык, не я же виноват, что Rulla (из «лососевой») или McLeoud (из темы о двух полах) на порядок образованней и умней всей тамошней креационистской братии. Кстати, у меня и третья темка есть по ней вообще ни одна живая душа не высказалась. Ни из «коллектива», ни откуда-либо еще Может, напишете туда что-нибудь колыбельное?

            А здесь осмелюсь напомнить «рассуждения о тайнах календарей» отнюдь не мои; я в них участвую в качестве оппонента. Могу даже напомнить, чьего. И могу с легким сердцем уступить эту должность любому желающему да вот хотя бы Вам. Можете заодно провести для Scia ликбез по агрономии и зоотехнии, а то он в последнее время пишет о ячмене еще более странные вещи, чем раньше писал о живописи.
            Сообщение от [FONT=Verdana][SIZE=2]Владимир 3694[/SIZE][/FONT]
            Не опасайтесь. Не укажу.
            Ну, хотя бы это радует.
            Почему, Вы думаете, заповедей именно 613? Да потому что в теле человека ровно 248 частей (или костей - не помню, но это неважно), ни больше, ни меньше, и 365 сосудов (или костей - не помню, но это неважно), ни больше, ни меньше. Знали точно, при том, что никто препарированием тел и подсчетом косточек специально, как Вы понимаете, никто не занимался. А в году - 365 дней, ни больше, ни меньше. И никаких високосных годов - хотя знали точно, что "не срастается".
            Раз уж на то пошло, давайте не будем забывать, что евреи «стали евреями» (сформировались как этнос) после выхода из Египта из страны, в которой и астрономия была на очень приличном уровне, и паталогоанатомия. Уж чем-чем, а пересчётом косточек там было кому заняться.
            В результате, египтяне ЗНАЛИ, что истинный год немного длиннее 365 дней, но по религиозным причинам ОТКАЗЫВАЛИСЬ от коррекции високосами своего гражданского календаря. Вероятнее всего, знали они и о том, что число костей у человека величина не постоянная и не универсальная. Число 248 это, так сказать, «средняя температура по больнице», а конкретный скелет с 248-ю костями это, прямо скажем, нетипичный для человека скелет.

            Поэтому насчет 613 заповедей и их деления на 248 «делай!» (по числу костей) и 365 «не делай!» (по числу дней и жил) могу сказать, что оно мне представляется чистым упражнением раввинов в драше: «мы хотим верить, что это так, а Написанному (и наблюдаемому) оно не противоречит». Раввины не возражают: «Ни Пятикнижие, ни Талмуд не содержат точного списка заповедей. Более того, если некоторые заповеди вполне ясно выводятся из Письменной Торы, то многие другие обозначены в ней лишь намеком».- предисловие к Рамбам, «Книга Заповедей».
            Кстати, не припоминаете, в каком веке жил р.Моше бен Маймон?

            Комментарий

            • Владимир 3694
              Дилетант

              • 11 January 2007
              • 9795

              #771
              Сообщение от Клёст
              Кстати, не припоминаете, в каком веке жил р.Моше бен Маймон?
              Припоминаю. И - что?
              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

              Комментарий

              • Клёст
                завсегдатый

                • 04 April 2010
                • 1410

                #772
                И всё. Это к вопросу о том, что «никто препарированием тел и подсчетом косточек специально, как Вы понимаете, никто не занимался» , а Рамбам, если не путаю, мог быть знаком даже с трактатами Авиценны. Арабским, во всяком случае, владел.
                А Вы опять про «никто»,да про «ничего», как несколькими постами выше. ((

                Комментарий

                • Зоровавель
                  Ищущий Истину

                  • 01 February 2007
                  • 3836

                  #773
                  Сообщение от Клёст
                  Раз уж на то пошло, давайте не будем забывать, что евреи «стали евреями» (сформировались как этнос) после выхода из Египта из страны, в которой и астрономия была на очень приличном уровне, и паталогоанатомия. Уж чем-чем, а пересчётом косточек там было кому заняться.
                  Странно..., а я все время думал, что евреи ведут свой этнос от Авраама...
                  Который, кстати, подсчитывал кости и члены тела ещё раньше египетских волхвов... Почитайте Сефер Ециру.
                  Если бы Паро был больше Иакова то не Иаков благословлял бы Паро, а наоборот...

                  Ев 7 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

                  Быт 47 7 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.

                  В результате, египтяне ЗНАЛИ, ...
                  Чистая совесть не всегда добрая, между тем, как добрая совесть, всегда чистая.

                  Комментарий

                  • kapitu
                    Отключен

                    • 08 March 2006
                    • 5121

                    #774
                    Сообщение от Клёст
                    А бражник, стало быть, летел и понимал, что он летит «в призрачном лунном свете». Н-да Я в изумлении от поворота темы.
                    Да какая онтологическая разница, понимает наблюдатель наблюдаемое или нет?!
                    Все говорит о том, что эти глубины сатанинские Вам ни к чему. Вы распыляетесь на атомы, мелочи в смысле, вместо того чтобы работать над генеральной линией партии. Оно кончено с миру по нитке, но с другой стороны лучше сразу на склад рубашек.


                    О, как всех мои лососи зацепили не Вы первая и, похоже, не Вы последняя, кто меня ими попрекнул.
                    Меня впечатлили далеко не лососи, но сам факт Вашего обращения к ним. И зря Вы думаете что я именно попрекала, просто вопрос был на редкость чудесат, тем более в Вашем исполнении, потому и запомнился.

                    Однако, «коллективу единомышленников» сказать по существу там, как обычно, оказалось нечего. Зато нашлись два оппонента сатанист и агностик. Ну дык, не я же виноват, что Rulla (из «лососевой») или McLeoud (из темы о двух полах) на порядок образованней и умней всей тамошней креационистской братии.
                    Так и Вы были не в роли стороннего наблюдателя...



                    Кстати, у меня и третья темка есть по ней вообще ни одна живая душа не высказалась. Ни из «коллектива», ни откуда-либо еще Может, напишете туда что-нибудь колыбельное?
                    Будем постараться, во-первых глянем что за темка.

                    А здесь осмелюсь напомнить «рассуждения о тайнах календарей» отнюдь не мои; я в них участвую в качестве оппонента. Могу даже напомнить, чьего. И могу с легким сердцем уступить эту должность любому желающему да вот хотя бы Вам.
                    Что Вы, я мазохист только в меру необходимой достаточности христианства, не более.

                    Комментарий

                    • Клёст
                      завсегдатый

                      • 04 April 2010
                      • 1410

                      #775
                      Сообщение от Зоровавель
                      Странно..., а я все время думал, что евреи ведут свой этнос от Авраама...
                      Ведут род (от реального или мифического родоначальника), а этнос формируется .
                      Кстати, в данном случае родоначальником логичнее считать не Авраама, а Иакова, причем отнюдь не по моей прихоти. Этносом же они стали после того как
                      Цитата из Библии:

                      37И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; 38и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое
                      (выделено мной Клёст)
                      Далее, за сорок лет странствий, они обрели Веру и Тору, сплотились и культурно обособились от других этносов. В частности от идумеян, которых, если по-прежнему думать, что «этнос от Авраама», Вам пришлось бы либо записать в евреи, либо опять же искать момент расхождения и формирования двух отдельных этносов.
                      Если бы Паро был больше Иакова то не Иаков благословлял бы Паро, а наоборот...
                      «Больше» - в чём? В знании анатомии? А почему не в размере обуви и не в умении ставить капканы на барсука?

                      * Владимир! Обратите внимание: я опять не «пренебрежительно отзываюсь», а демонстрирую абсурдность исходной посылки « больший значит, больший во всём».

                      В результате, египтяне ЗНАЛИ, ...
                      свой 365-дневный календарь либо с 4240 либо с 2780 до н.э. Почему именно с этих дат спросите Скиа, если заинтересовались. Он более меня подкован в календарном вопросе и сможет точнее объяснить циклическое соответствие лунных, звездных и гражданских-египетских годов. От себя же добавлю, что 2780-год считается менее вероятным, но и он - не времена Иакова. Даже не Авраама.

                      Сообщение от [FONT=Verdana][SIZE=2]kapitu[/SIZE][/FONT]
                      Так и Вы были не в роли стороннего наблюдателя...

                      Я был в роли массовика-затейника. Затеи массово не удались.

                      Комментарий

                      • shlahani
                        христианин

                        • 03 March 2007
                        • 9820

                        #776
                        Возвращаясь к Кане. Я тут раньше задался вопросом о самих действующих лицах свадьбы. Например, меня заинтересовало то, что Иоанн описывает свадьбу не так, как её описал бы обычный человек. Обычный человек начал бы так: была свадьба, женились те-то и те-то. Иоанн ничего не пишет о невесте, о женихе говорит только в конце этой истории. Отсюда я стал смотреть другие описания свадьбы в евангелии, и увидел те же особенности: Иисус упоминает о неких сыновьях брачного чертога (кто это такие? кто-нибудь может прийти на свадьбу и указать конкретно, кто это такие?), затем рассказывает притчу про 5 разумных и 5 неразумных девушек со светильниками, которые ждали жениха, который пришёл ночью и взял 5 разумных девушек на свадьбу с собой (а как же невеста? и почему ночью?). Ну вот, я стал перечитывать Ветхий завет и нашёл там, как пророки описывают жениха и невесту (Исайя) с целью описать Бога и Израиль. То есть пророка совершенно не волнует, что его описание свадьбы не совсем соответствует обычным представлениям, он должен верно передать слова Бога и для этого обычные термины употребляет не совсем обычно. Вчера я читал Иеремию. С первых глав, где он передаёт слова Бога об отношениях Бога и Израиля, в глаза бросается отсутствие человеческой логики в выражении этих отношений. Например, сначала Бог сравнивает себя с мужем, а Израиля - с женой. Затем возникают сёстры - Израиль и Иудея. Затем Бог называет себя отцом. Потом вновь возникает сравнение невеста-жених. То есть все эти родственные отношения выглядят не так, как мы привыкли на них смотреть (а так, как пророчествует Павел: придёт время, когда Бог будёт всё во всём). Отсюда вспоминаются вообще первые герои библейского повествования. Ева названа женой, потому что взята от мужа, это практически оживлённое ребро Адама, то есть часть самого Адама. Исаак женится на Ребекке, которая является ему родственницей (двоюродной сестрой, кажется?). Иаков женится на сёстрах Лии и Рахили, это тоже его двоюродные сёстры вроде бы. Моисей родился у человека, женившегося на своей тёте Иохаведе. У Соломона есть его сестра-невеста. Свадьба в Сузах. Ну ведь не Ахашверош же жених, правда? Главная действующая пара - это Мардохей и Эстер (двоюродные брат и сестра), а вовсе не Ахашверош и Эстер, нет? То есть для проповеди о Боге недостаточно рассказать, что была-де вот свадьба в Кане, и такой-то женился на такой-то. А должно быть так, как пишет Иоанн: свадьба в Кане, приглашён Иисус, распорядитель говорит жениху, затем Иоанн Креститель называет себя другом жениха применительно к Иисусу. И тайна Христа, о которой нам пишет Павел.
                        Последний раз редактировалось shlahani; 08 July 2010, 11:15 PM.

                        Комментарий

                        • Scia
                          тень

                          • 09 April 2010
                          • 1246

                          #777
                          Один и тот же след?

                          Владимир! Представляете набрал в поисковике слово триклин, и вышел на ... Византию.

                          1. Кулинарный словарь, термин : Архитриклин

                          АРХИТРИКЛИН (от греч. - начальник, три, ложе). 1) Буквально: главный покоя трех лож, то есть главный распорядитель столовой. Название это произошло из-за того, что в античные времена вокруг стола с трех сторон ставили ложа, а одна сторона оставалась свободной - чтобы к ней могли подходить люди, подносившие блюда. Архитриклином в Древней Греции, а позднее в Византии называли избираемого из числа гостей - главу пира, который распоряжался и ходом обеда, и порядком подноса блюд, и распределением их между гостями согласно старшинству. Он следил и за правильным подношением вин, и за порядком на пиру, поддерживал или возглавлял общую беседу, направлял ее, задавая ту или иную тематику, следя за порядком тостов и т. п. В Грузии и Армении, тесно связанных с Византией, «должность» архитриклина также существовала и постепенно превратилась в тамаду. Главной заботой тамады стала застольная беседа, порядок за столом, в то время как другие обязанности архитриклина стали брать на себя хозяева. На Руси в светском быту в XV - XVII вв. обязанности архитриклина частично выполняли при дворе виночерпий или кравчий, а в XVIII - XIX вв. мундшенк. До конца XVIII в. архитриклин в России сохранялся только в монастырском быту, где его «права» были весьма урезаны. Он не избирался, а назначался - каждый день или на неделю. Это был, так сказать, дежурный по столовой. В светском частном быту все обязанности архитриклина обычно целиком исполнял хозяин дома. Это привело в конце концов к тому, что традиции застольной беседы, застольных порядков, а также само искусство «застольного конферанса» постепенно утрачивались, поскольку ни соревнования за должность архитриклина, ни отбора на нее наиболее способных для этого людей самими участниками пиршеств не было. 2) От греческого archi - начальник, tri - три и cline - ложе, т.е. буквально: глава триклиния (покоя трех лож). Триклинием в Древнем Риме называлась комната для обеда. Там ставились три ложа, на каждом из которых размещались по три человека. Архитриклином в Древней Греции, а позднее и Риме называли главу пира, избираемого из числа гостей, который заведовал ходом застольной беседы, следил за порядком за столом, порядком произнесения тостов. В наши дни такие обязанности охотно исполняет тамада.

                          2. Николай Заболоцкий РЫБНАЯ ЛАВКА

                          И вот забыв людей коварство,
                          Вступаем мы в иное царство.

                          Тут тело розовой севрюги,
                          Прекраснейшей из всех севрюг,
                          Висело, вытянувши руки,
                          Хвостом прицеплено на крюк.
                          Под ней кета пылала мясом,
                          Угри, подобные колбасам,
                          В копченой пышности и лени
                          Дымились, подогнув колени,
                          И среди них, как желтый клык,
                          Сиял на блюде царь-балык.

                          О самодержец пышный брюха,
                          Кишечный бог и властелин,
                          Руководитель тайный духа
                          И помыслов архитриклин!
                          Хочу тебя! Отдайся мне!
                          Дай жрать тебя до самой глотки!
                          Мой рот трепещет, весь в огне,
                          Кишки дрожат, как готтентотки.
                          Желудок, в страсти напряжен,
                          Голодный сок струями точит,
                          То вытянется, как дракон,
                          То вновь сожмется что есть мочи,
                          Слюна, клубясь, во рту бормочет,
                          И сжаты челюсти вдвойне...
                          Хочу тебя! Отдайся мне!

                          Повсюду гром консервных банок,
                          Ревут сиги, вскочив в ушат.
                          Ножи, торчащие из ранок,
                          Качаются и дребезжат.
                          Горит садок подводным светом,
                          Где за стеклянною стеной
                          Плывут лещи, объяты бредом,
                          Галлюцинацией, тоской,
                          Сомненьем, ревностью, тревогой...
                          И смерть над ними, как торгаш,
                          Поводит бронзовой острогой.

                          Весы читают «Отче наш»,
                          Две гирьки, мирно встав на блюдце,
                          Определяют жизни ход,
                          И дверь звенит, и рыбы бьются,
                          И жабры дышат наоборот.
                          1928

                          3. Синонимы к слову архитриклин

                          архитриклин распорядитель

                          ---------------

                          архитриклин в словаре Даля

                          термин архитриклин в словаре не найден 


                          архитриклин в словаре Ожегова

                          термин архитриклин в словаре не найден 


                          архитриклин в словаре Ефремовой

                          термин архитриклин в словаре не найден 


                          архитриклин в словаре Ушакова

                          термин архитриклин в словаре не найден 


                          этимология архитриклин в словаре Макса Фасмера

                          термин архитриклин в словаре не найден

                          4. Свт. Иоанн Златоуст Толкованиена Евангелие от Иоанна

                          Беседа 22
                          «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Иоан. 2:4).
                          1. Иисус Христос все совершает благовременно не потому, чтобы Он подчинялся времени, так как Он Творец лет и Господь веков, но по любви к порядку. 2. Иисус Христос своим чудом в Кане Галилейской доказал, что Он Творец воды и вина. 3. Чудеса Иисуса Христа превосходят все силы природы. Он усовершает наши мятежные души. Непрочность благ мира сего: они мгновенно исчезают и утекают с быстротою потока...

                          1. ... Итак, условиям времени сам Христос не подлежал, потому что Он и установил сам порядок времен, Он и Творец их.

                          2. ... Но почему Он не сотворил чуда прежде, чем сосуды были наполнены водою что было бы гораздо удивительнее? Иное ведь дело изменить готовое вещество только по качеству, иное произвести само вещество из ничего. Конечно, это удивительнее; но для многих показалось бы не столь вероятным. Потому-то Христос нередко добровольно уменьшает величие чудес, чтобы только удобнее они могли быть приемлемы. А почему, скажешь, Он не сам произвел воду и потом обратил ее в вино, а приказал влить ее слугам? Опять по той же причине и для того, чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не показалось призраком. Если бы кто-либо стал бесстыдно отвергать это, то слуги могли бы сказать: мы сами черпали воду. Кроме того Он ниспровергает этим чудом и возродившееся, противное Церкви, учение. Есть такие, которые говорят, что существует некоторый иной создатель мира и что видимое не Им сотворено, а каким-то другим враждебным Ему богом. Обуздывая такое безумство, Христос большую часть чудес Своих творил из готовых веществ. Если бы Создатель мира был враждебен Ему, то Он не стал бы пользоваться чужими делами для доказательства собственного могущества. Так и теперь, чтобы показать, что Он сам Тот, кто прелагает воду в виноград и обращает в вино дождь, через корень винограда, что в растении совершается через долгое время, в одно мгновение Он делает это на браке.

                          ... для засвидетельствования чуда Христос употребил трезвое чувство архитриклина. Он не сказал слугам: Наливайте вино возлежащим, а сказал: Несите к архитриклину...

                          5. Пишет Кассия Сенина. Храм Богородицы во Влахернах, Константинополь

                          Сегодня праздник положения Ризы Богоматери в этом храме. Он был одним из самых чтимых в Городе. Стройка начата св. императрицей Пульхерией в начале царствования св. Маркиана, т.е. между 450 г. и 18 февраля 453 г. (в этот день Пульхерия умерла); имп. Маркиан довершил строительство. Храм был украшен разными драгоценными мраморами. Некоторые источники сообщают, что довершил строительство уже св. имп. Лев Великий после 457 г. и украсил храм драгоценными орнаментами и золотыми и серебряными сосудами; в любом случае, именно он пристроил к храму часовню Св. Раки, предназначенную для хранения Ризы Богоматери, принесенной из Палестины в 473 г. (кстати, Риза была украдена у одной благочестивой еврейки, у которой хранилась, по преданию, передаваемая от одной еврейской девицы к другой со времени успения Богородицы; так что сегодняшний праздник - в каком-то смысле праздник церковных воров При св. Юстиниане Великом храм был перестроен, расширен и дополнен куполом, тогда как первоначально церковь была базиликой. Имп. Юстин II в 571 г. пристроил к храму две апсиды, так чтобы он получил вид креста. Имп. Роман Аргир (1028-1034) покрыл капители колонн в храме золотом и серебром. Храм был украшен мозаиками, изображавшими разные эпизоды из жизни Богородицы, вплоть до Ее успения. Кроме Ризы Богородицы, в храме хранились еще мощи разных святых. Комплекс храма состоял из трех зданий - собственно церкви, часовни Св. Раки и купальни со св. источником. В византийское время св. источник находился в боковой части часовни Св. Раки. Церковь была уничтожена пожаром в 1070 г. и вновь восстановлена имп. Романом Диогеном (1067-1071). Вторично и уже навсегда она погибла в пожаре 29 февраля 1434 г.

                          К храму были пристроены несколько помещений - т. наз. триклинов для житья императоров. Триклин Св. Раки и триклин Данувий были небольшими и простыми - спальня, приемная и молельня. Выше по склону к ним был пристроен и соединялся с ними через Иосифитский портик триклин Анастасия, построенный этим императором (491-518). Рядом был еще и четвертый триклин, называвшийся Океан, где император давал прием в праздник Сретения Господня. Жанен пишет, что холм к югу от нынешней Влахернской церкви хранит многочисленные следы старых памятников, и именно там должен был располагаться триклин Данувий. Надо будет в следующий раз выяснить, осталось ли там что-нибудь (все-таки Жанен писал свою книгу уже 40 лет назад). Согласно тому же Жанену, еще к югу, в направлении Текфурсарая, можно найти остатки двух гранитных колонн, которые, видимо, были частью Иосифитского портика; а на месте Mumhane виднеются некие постройки - это остатки триклина Анастасия. Где находился Океан, неясно.

                          В этом храме всегда устраивали моления в случае опасности для Константинополя от врагов, поскольку Город был посвящен Богоматери. В 626 г. там молились сын имп. Ираклия Константин с патриархом Сергием, а потом устроили крестный ход по стенам с Влахернской иконой Богоматери, и авары, осадившие Город, отступили. В 717 г., при имп. Льве III Исавре, Город был осажден арабами, но после моления к Богородице их флот был совершенно уничтожен бурей. В декабре 821 г., когда мятежник Фома Славянин осадил Город и направил основной удар на влахернские стены, имп. Михаил II укрепил боевое знамя прямо на крыше Влахернского храма, а его сын Феофил вместе с патриархом Антонием Кассиматой и прочими клириками столице совершил крестный ход с древом Креста и Ризой Богоматери по стенам Города (кстати, как они этот ход совершали - отдельный вопрос: это сколько им понадобилось времени, чтобы обойти весь Город по стенам, - он же ведь огромный!), и атака Фомы потерпела крах. В 864 г., при имп. Михаиле III, Константинополь осадили россы, и св. патриарх Фотий устроил моление во Влахернском храме, после чего погрузил в море Ризу, и вскоре русский флот разметало бурей. Были и другие случае подобных молений и заступления Богоматери...

                          Комментарий

                          • Scia
                            тень

                            • 09 April 2010
                            • 1246

                            #778
                            6. Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

                            <...>
                            7) ... Алексей Карамазов как идеал автора... Алеша сочувствует и сопереживает с другими, но действие романа им не определяется и «идея» его только намечена. А между тем «Карамазовы» были задуманы автором как жизнеописание (житие) Алеши, и в предисловии он прямо называется героем романа... Алеша - единоутробный брат Ивана, Мать его, смиренная, «кроткая» Софья Ивановна, была кликушей. Он унаследовал от нее религиозный строй души. Одно воспоминание из раннего детства определило его судьбу. «Алеша запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное окно, косые лучи заходящего солнца, в комнате, в углу, образ, перед ним зажженную лампадку и перед образом на коленях рыдающую, как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями, мать свою, схватившую его в обе руки, обнявшую его крепко, до боли, и молящую за него Богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками к образу, как бы под покров Богородице» (1, 48). Софья Ивановна, страдалица мать мистически связана с Пречистой Матерью Богородицей. Алеша отдан ею под покров Божией Матери; он - посвященный, и на нем с детских лет почиет благодать. Алеша, как обычный герой житийного повествования, уже в ранней юности обнаруживает стремление уйти из суетного мира, потому что земные страсти чужды ему. Старика Карамазова поразила причина его возвращения: Алеша приехал разыскать могилу своей матери. Вскоре он поступил послушником в монастырь к прославленному старцу и целителю Зосиме. Автор боится, что юный его герой покажется читателю экзальтированным чудаком и фанатиком. Он настаивает на физическом и моральном здоровье своего героя... Алеша, как обычный житийный герой, уже в детстве обнаруживает незаурядные свойства будущего подвижника. Алеша «пышет здоровьем», краснощек, крепко стоит на земле и полон карамазовской стихийной жизненности. Но почему этот жизнерадостный юноша сделался послушником? Писатель объясняет: герой его «даже не мистик вовсе» - он реалист. «В реалисте вера не от чуда проводит, а чудо от веры». В образе Алеши предначертан новый тип христианской духовности - иноческого служения в миру; он проходит через монашескую аскезу, но в монастыре не остается; старец Зосима перед смертью говорит своему любимцу: «Мыслю о тебе так - изыдешь из стен сих, а в миру пребудешь как инок Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь и других благословить заставишь, - что важнее всего...» (1, 338). Таков замысел Достоевского об Алеше: предсказания старца должны были оправдаться во втором романе. В Алеше соединяются два типа житийного героя: он чувствует высокое предназначение с детства и обращается к Богу и предается подвижничеству после многих испытаний (как Ефрем Сирин). После представления главного героя возникает мотив, соединяющий имя его с именем Алексея человека Божия. Этот мотив звучит поначалу косвенно. Поводом к такому упоминанию служит беседа старца с одной из верующих баб, убивавщейся по поводу смерти своего сына. Старец спрашивает, как его звали. Мать отвечает: « - Алексеем, батюшка. Имя-то милое. На Алексея человека божия? Божия, батюшка, божия, Алексея человека божия!» (1, 82). Позже Ракитин называет Алексея «Алешенькой, божьим человечком» (2, 39). Затем начинаются «искушения», «соблазны» житийного героя. «Юный человеколюбец» сталкивается братом-атеистом; Алеша верит в Бога и любовно приемлет Божий мир; он говорит Ивану: «Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить... Полюбить прежде логики - и тогда только и смысл пойму» (1, 279). Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит (или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же) и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл. Христианская любовь противопоставляется безбожному разуму. «Про контра» входит в самую душу Алеши, становится внутренней его борьбой, искушением и победой над искушением. Умирает старец; ученик ждал прославления учителя, а вместо этого присутствует при его бесславии: от гроба почившего праведника преждевременно исходит «тлетворный дух»; «соблазн» охватывает и монахов и богомольцев; соблазняется и «твердый в вере» «реалист» Алеша. Где же духовное преображение природы, о котором учил старец? А если его нет, тогда прав Иван. «Бунт» Алеши - отзвук бунта Ивана. Он тоже восстает на Провидение и требует от него «справедливости». «Не чудес ему нужно было, - объясняет автор,- а лишь «высшей справедливости», которая была, по верованию его, нарушена и чем так жестоко и внезапно было поранено сердце его... Ну и пусть бы не было чудес вовсе, пусть бы ничего не объявилось чудного и не оправдалось немедленно ожидаемое, - но зачем же объявилось бесславие, зачем попустился позор, зачем это поспешное тление, «предупредившее естество?.. Где же Провидение и перст его? К чему сокрыло оно свой перст в самую нужную минуту (думал Алеша) и как бы само захотело подчинить себя слепым, немым, безжалостным законам естественным» (2, 21). Вопросы о «справедливости», о Провидении, о мировом зле, так трагически переживаемые Алешей, - вопросы Ивана. В роковую минуту послушник вдруг чувствует свою духовную близость к брату-атеисту. Он неустанно припоминает свой разговор с Иваном. «Какое-то смутное, по мучительное и злое впечатление от припоминания вчерашнего разговора с братом Иваном вдруг теперь зашевелилось в душе его, и все более и более просилось выйти на верх ее». Но «бунт» Ивана кончается богоборчеством и отрицанием Божьего мира; «бунт» Алеши завершается мистическим видением воскресения: он спасается подвигом личной любви. Алеша уходит из монастыря, попадает во власть своего Мефистофеля - Ракитина, и тот везет его к Грушеньке. В целомудренном юноше просыпается карамазовское сладострастие... Встреча Алеши с Грушенькой - мистическое обручение жениха с невестой-землей. Закон смерти (сладострастие) побежден воскрешающей любовью. Души понимают свою родственность и мистическое единство. Алеша несет вину Грушеньки, Грушенька - вину Алеши. «Все за всех виноваты». В общей вине - они любящие брат и сестра. Духовное перерождение совершилось: Грушенька готова жертвенно разделить искупительный подвиг Мити. Алеша открыт для мистического видения «Каны Галилейской». Послушник возвращается в монастырь и молится у гроба старца. Сквозь дремоту слышит, как отец Паисий читает евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской. И вот раздвигаются стены - гроба уже нет; он видит гостей, брачный чертог. Старец Зосима «радостный и тихо смеющийся» говорит ему «Веселимся, пьем вино новое, вино радости новой, великой; видишь, сколько гостей? Вот и жених и невеста, вот и премудрый Архитриклин, вино новое пробует... А видишь ли Солнце наше, видишь ли Его? Не бойся Его. Страшен величием перед нами, ужасен высотою своею, но милостив бесконечно...» (2, 45,46). Видение Алеши - символ воскресения, радость Царствия Божия. Он выходит из кельи; падает, как подкошенный на землю, обнимает и целует ее. «Он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и «не стыдился исступления сего». Как будто нити от всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, «прикасаясь мирам иным». Простить хотелось ему всех и за все и просить прошения, о! не себе, а за всех, за вся и за все..» (2, 47). После света воскресения - космический восторг и видение преображенного мира. Это та секунда «мировой гармонии», которую предчувствуют и по которой томятся герои Достоевского. Сердце человека - мистический центр вселенной, нити всех миров сходятся в нем, и новый Адам, восстановленный в своей первозданной славе, «плача, рыдая и обливая слезами», целует Землю, святую Мать которую осквернил некогда своим грехопадением. Карамазовская «земляная» сила превращается в силу преображающую. Экстаз Алеши отвечает исповеди Ивана. Иван не понимает, как может простить мать замученного ребенка. Алеша понял: в новом мире прощают «за всех, за все и за вся». Герой жития преодолевает «искушения». Мистический опыт послушника становится источником его духовной энергии. Она изливается на мир, просветляя его изнутри. В романе показано только начало этого служения. Алеша входит в жизнь школьников, дружит с ними, примиряет их с умирающим в чахотке Илюшей и на могиле его кладет основание «всечеловеческому братству». Новая община, в противоположность социалистическому муравейнику, строится на личности и любви. Это - свободное объединение друзей покойного Илюши - личная любовь к одному становится обшей любовью всех. «Все вы, господа, милы мне отныне, - говорит Алеша мальчикам, - всех вас заключу в мое сердце, а вас прошу заключить и меня в ваше сердце! Ну, а кто нас соединил в этом добром, хорошем чувстве... кто, как не Илюшечка, добрый мальчик, милый мальчик, дорогой для нас мальчик навеки веков» (2, 500). Илюша не умер: в любви объединенных им друзей он будет жить «навеки веков». Коля Красоткин заставляет «юного человеколюбца» высказать свою мысль до конца. «Карамазов! - крикнул Коля. - Неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых и оживем и увидим опять друг друга и всех, и Илюшечку? - Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было, - полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша» (2, 500). Роман заканчивается торжественным исповеданием веры в воскресение.

                            7. Когда пал Херсонес

                            Василевс шествовал, облаченный в пурпур и в голубой дивитиссий, неся бремя жемчугов на золотой хламиде. Препозит уже возложил на его чело диадему императоров. Под сводами гремели слова древнего латинского гимна:

                            Annos vitae...
                            Deus multiplicet feliciter...

                            Обширной залой Дафны, Августеоном и Октогоном, Триклином кандидатов, залой Девятнадцати экскувиторов, мимо икон, триумфальных мозаик, светильников и знамен, со свечой в руке, в облаках фимиамного дыма, в ропоте восторженных голосов и под музыку органа василевс шествовал в Лихны. Особый чин, посланный патриархом, возвестил василевсу, что приближается малый выход. Вдоль шествия рядами стояли воины. Церемониарии с позолоченными жезлами в руках вводили в залы магистров, патрикиев и стратигов. Время от времени слышался густой голос препозита:

                            - Повелите!

                            Шествие приближалось. В следующей зале, которую называют Онопод, полагается находиться друнгарию городской стражи, друнгарию императорских кораблей и спафариям, на обязанности которых нести оружие василевса. Уже слышен был волнующий шорох башмаков о мраморные плиты. И вдруг мы увидели над толпою пурпуровый балдахин, на котором покачивались пышные страусовые перья, розовые и белые. Перед василевсом несли жезл Моисея, чтобы пасти народы, и крест Константина, чтобы просвещать вселенную истинной христианской верой. Уже присоединился к шествию со своими скрибами и нотариями заведующий письменной службой во дворце, оруженосцы и другие дворцовые чины. Силенциарии в нужное время поднимали свои жезлы, сделанные из палисандрового дерева, с серебряными шарами, и тогда восстанавливалась тишина и люди с удвоенным вниманием ждали торжественной минуты. Раздавался медленный, тяжкий голос препозита:

                            - Повелите!

                            В ответ на возглас василевс благословлял свечой присутствующих...

                            Захватывало дыхание от этой пышности и великолепия. Из Триклина Девятнадцати экскувиторов уже несли древние, покрытые римской славой велумы. Одни из них были увенчаны золотыми статуэтками Фортуны, другие - серебряными орлами или раскрытой в благословении рукой, приносящей счастье на полях сражений. За римскими орлами следовали пышные знамена протекторов, так называемые драконы и лабарумы.

                            Подчиненные хранителя императорской печати запели латинский гимн. Окруженный синклитом и воинством, с лабарумом Константина над головой, в сияющей диадеме, с которой свешивались жемчужные нити, особенно оттеняющие суровость лица Василия, император показался наконец в Трибунале народу.

                            Здесь его приветствовали представители партии Голубых. Великий доместик, обернув руку полой белой хламиды и обратившись лицом к василевсу, трижды медленно осенил его в воздухе широким крестом. Сливаясь с музыкой органов, хоры пели:

                            Annos vitae...

                            Под сводами гремел хорал:

                            Многая лета!
                            Многая лета тебе,
                            Автократор ромеев,
                            Служитель господа...

                            Эпарх и все, кто зависел от него, а также

                            множество

                            народа, представители различных ремесел - свечники, серикарии, торговцы рыбой, водоносы, виноградари из долины Ликоса, каменщики, булочники, корабельщики - и находившиеся в те дни в городе иноземцы подхватили торжественный напев.

                            Великий доместик еще раз поднял руку для крестного благословения.
                            Последний раз редактировалось Scia; 13 July 2010, 12:10 PM.

                            Комментарий

                            • Владимир 3694
                              Дилетант

                              • 11 January 2007
                              • 9795

                              #779
                              Scia

                              Кассия Сенина числится в моем списке избранных авторов на прозе.ру. Уважаю.
                              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                              Комментарий

                              • Scia
                                тень

                                • 09 April 2010
                                • 1246

                                #780
                                8. И. И. Соколов. Избрание патриархов в Визинтии

                                V

                                Пятый акт избирательного процесса - придворный обряд возведения (πρόβλησις) царем новоизбранного патриарха...
                                После великого наречения совершался дальнейший акт сложного процесса избрания византийских патриархов, который назывался πρόβλησις. Этот акт состоял в производстве, или возведении, царем патриарха в его новое высокое звание. Тогда как μέγα μήνυμα было обрядом церковным и заключалось как бы в обручении новоизбранного патриарха Церкви, πρόβλησις было придворной церемонией, гражданским обычаем, одной из традиционных парадных форм пышного и сложного византийского Придворного Устава. В состав этого Устава πρόβλησις патриарха привзошло не в силу каких-либо цезаропапистических тенденций византийских василевсов, а по мотивам подлинного, чистого византинизма и, в частности, обусловливалось тесным гармоническим союзом Церкви и государства в Византии и государственным значением патриаршей власти. Подобно тому как Церковь освящала власть василевсов своими молитвами и благословениями, сообщала им авторитет наместников Бога на земле, придавала их жизни и деятельности религиозный характер, утверждала на моральных началах политическую жизнь Империи, принимала - в лице патриархов - участие в государственных делах и т. п., соответственно и государство оказывало Церкви свое покровительство и защиту, признавало ее законы общеобязательными в государственном смысле, ограждало права Церкви и ее установлений, наделяло представителей Церкви широкими административно-судебными полномочиями государственного характера...



                                Придворный обряд возведения царем патриарха в течение IX-XV вв. подвергался изменениям в зависимости от различных исторических условий и в начале этого периода совершался иначе, чем в конце его. В Придворном Уставе Константина Порфирогенита содержатся такие о нем сведения. Обряд совершался в большой тронной зале царского дворца, называвшейся Магнавра, после предварительного официального извещения о назначенном месте собрания придворных чинов (γίνεται μεταστάσιμον). В заранее определенный день в Магнавру являлись: весь царский синклит, все митрополиты, все церковные (патриаршие) архонты, пресвитеры и остальные иереи. В собрании находился и новоизбранный патриарх. Царь, одетый в скарамангий и плащ с золотой каймой, выходил из внутренних покоев, становился перед собранием и говорил синклиту и митрополитам: «Божественная благодать и наше от нее царство производит (προβάλλεται) сего благоговейнейшего в патриарха Константинополя», причем указывал на присутствовавшего здесь виновника торжества. Все обыкновенно одобряли выбор царя, выражали ему свои пожелания (έπεύχονται) и говорили и иное, что хотели. Потом царь подводил патриарха к препозиту, архонтам кувуклия и силенциариям. Препозит и один силенциарий брали патриарха под руки и в сопровождении церковных чинов вели его в патриаршие палаты, которые примыкали к катихумениям правой, или южной, стороны Св. Софии и находились в непосредственной к ним близости. Тем временем царь оставлял собрание и возвращался в свои покои. Этим акт великого наречения и заканчивался. В ином роде обряд возведения (πρόβλησις) описан у Кодина Куропалата (XIV в.). В одном из триклинов Большого царского дворца, в самом начале его (εις την αρχήν), устраивалось деревянное возвышение и покрывалось материей пурпурового цвета. На возвышении ставился царский золотой трон, довольно высокий, так что к нему вели четыре или пять ступеней. Триклин разделялся златоткаными занавесями, которые и скрывали царский трон от взора присутствовавших. Царь выходил из своих покоев в короне и полном облачении и садился на троне, а все архонты в парадных одеждах и со знаками своего достоинства (μετά των παρασήμων) стояли в той части триклина, которая занавесями была отделена от царского трона. В то же время в третьей части триклина, идущей от стены до царского места, ставился другой трон светло-голубого цвета (ήεράνεος) и покрывался златотканым покрывалом; новоизбранный патриарх входил сюда и садился на троне. Потом завесы, разделявшие триклин, поднимались, и одновременно вставали со своих тронов царь и избранный патриарх; все присутствовавшие в этот момент приветствовали их многолетиями (πολυχρονίζουσι). После этого наиболее почетный и уважаемый из архонтов, взяв новоизбранного патриарха за руку, подводил его к возвышению, на котором стоял царский трон... Возле царя, у завесы, находился патриарший жезл (δικανίκιον). И вот, в то время как новоизбранный патриарх останавливался у возвышения, где у трона стоял и василевс, последний, взяв патриарший жезл из рук одного из благородных лиц, еще не носящих скиадия, громким голосом говорил так: «Святая Троица через царство, от Нее дарованное нам, производит (προβάλλεται) тебя в архиепископа Константинополя, нового Рима, и вселенского патриарха». И все тотчас провозглашают многолетие. Потом патриарх, поднявшись на возвышение, берет жезл из руки царя и, благословив его, тотчас сходит. А затем тот и другой восседают на свои троны, и опять бывает славословие царей и патриарха. После славословия завеса закрывается, и царь удаляется в свои покои, а патриарх верхом на коне отправляется в Св. Софию, причем конь его до головы бывает покрыт попоной из белой материи. Патриарха сопровождают и архонты в своих парадных украшениях. Следует при этом знать, добавляет Кодин, что новоизбранный патриарх, отправляясь во дворец на торжество его πρόβλησις'a шел пешком и по внешнему двору Большого царского дворца, а после торжества - только по внутреннему двору. Его конь и в первом случае был покрыт тоже белой попоной. Прибыв во Св. Софию после наречения, патриарх в своих палатах, прилегавших к храму, устраивал трапезу (εύωχεΐται) для архиереев и архонтов Церкви или патриарших чинов, которой торжество и заканчивалось.

                                Дополнительные данные об обряде возведения патриарха сообщаются в византийских источниках XV в... «После возведения, - пишет Симеон, - патриарх отправляется в церковь; войдя в храм и в святой алтарь, он надевает епитрахиль и омофор. Взяв потом кадильницу и благословив фимиам, он кадит вокруг святого престола и горнего места, как данного ему, и опять кругом престола, а после целует Св. Евангелие и престол, как Христа и Церковь, которую он принял; передав кадильницу диакону, он принимает каждение от него. И когда наступит время, он благословляет Бога, удостоившего его столь великих благ: приняв Церковь, он и должен начинать с молитвы, так как молитва есть единение со Христом, Которому принадлежит Церковь...

                                Итак, обряд возведения патриарха царем имеет свою историю... Георгий Пахимерй, сообщая об избрании патриарха Иоанна XII Созопольского (1294 г.), пишет: «По обыкновению (ώς εϊθιστο) он, получив от царя пастырский жезл, был почтен и дивамвулом (διβαμβούλφ)». Таким образом, по мнению этих историков, вручение царем жезла патриарху было в их время обычаем, издавна получившим свое начало. Неопределенность выражения Григоры и отсутствие других исторических сведений лишают возможности с точностью определить terminus a quo этого обычая...: все это указывает на то, что обряд πρόβλησις'a постепенно стал терять значение исключительно гражданской церемонии и мало-помалу приобретал церковный характер... Что касается вообще права вручения жезла (ή ράβδος, το δικανίκιον - намек на судебные права патриарха, на власть вязать и решать), то в византийскую эпоху оно принадлежало и императору как защитнику Церкви и покровителю, который широко и пользовался этим правом, раздавая жезлы не только епископам, но и архимандритам, игуменам больших монастырей, протосинкеллам и другим должностным лицам. В этом праве василевса и в фактическом его осуществлении не было ничего похожего на западно-европейскую инвеституру. Какой именно смысл имел в Византии весь обряд πρόβλησις'a патриарха царем и вручения ему жезла, - это прекрасно объяснил знаменитый византийский экзегет Симеон Солунский. «После наречения и прежде хиротонии или интронизации, - пишет он, - бывает некоторое особое действие, которое называется "πρόβλησις". Это есть исповедание царя собственными устами и почтение к Церкви (в доказательство того), что он любит избранного ею, назначенного и согласившегося пасти Церковь и что во Святой Троице, даровавшей ему царство, и сам он почитает его архиепископом Константинополя, нового Рима, и Вселенским патриархом.

                                Таким образом, с точки зрения Симеона Солунского, не имеет смысла и фактического оправдания то воззрение, будто бы византийский патриарх получал власть из рук царя...
                                9. Беляев Д. Ф. BYZANTINA

                                108 стр.

                                Триклин 19 Аккувитов, его илиак и Трибунал. Триклин 19 аккувитов (ὁ τρίκλινος τῶν δεκαεννέα ἀκκουβίτων), построенный Константином Великим для торжественных приёмов и обедов, даже по описанию Льютиранда, находившего почти всё в Константинополе плохим, отличался великолепием и роскошью...

                                Название своё триклин этот получил от 19 столов с ложами, стоявших там и предназначенных для угощения, в известные праздники, чинов и других гостей, приглашённых царём...

                                Прим. Accubitum значит собственно ложе, на котором возлежали за столами, но потом стало обозначать и столы, около которых стояли эти ложа... Ни обширные рассуждения об accubita Дюканжа, ни объяснения Reiske в комментариях к Обрядам не помешали Krause в его Bysantiner des Mittelalters, принимать Палату 19 аккувитов за особых чиновников, наравне с препозитом, ректором, кувикуляриями и т. п. Но если не византолог, хотя и профессор док. Краузе счёл возмозможным надать такой хаос, как его глава (29) о чинах и должностях, то известному византологу Паспати едва ли позволительно смешивать ἀκκούβιτα с ἐξκούβιτα. А между тем почтенный учёный постоянно смешивает столы (ἀκκούβιτα) с гвардейским отрядом (ἐξκούβιτοι)...
                                Русско- латинский словарь:

                                ложе cubile [is,n] (durum; molle); accubita [ae, f]; accubatum [i,n]; grabatus [i,m]; lectus [i,m]; lectulus [i,m]; stratorium; stratum [i,n] (strato surgere; stratis reponere collapsa membra);
                                + усталому и земля служит ложем fatigato humus cubile est;
                                + брачное ложе pulvinar genitale;

                                ______________________________


                                Странные совпадения триклина с числом "19" (что не может не напомнить 19-летний цикл) и ... Океаном. Достоевского взять, его Карамазовых...

                                Что-то витает такое в веках в воздухе связанное с Логосом?
                                Последний раз редактировалось Scia; 13 July 2010, 03:40 PM.

                                Комментарий

                                Обработка...