Клерк, можно было бы посмотреть, как Пётр и описывает свой исход из тела:
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(Второе послание Петра 1:10-15)
Тут не особо видно, чтобы он как-то боялся смерти. Конечно, в греческом тексте не храмина никакая употребляется, а "скинома" - шатёр. Пётр намекает, что он, будучи евреем, странник на земле и живёт в шатрах. (Так же и Павел, как мы помним, работал в Коринфе вместе с Акилой и Прискиллой по одинаковости ремесла, так как все они были, так сказать, шатроманы, скинопии, делатели шатров; евреи.)
Единственное, что тут может броситься в глаза в этом спокойном исповедании, так это замечание Петра, что он будет стараться, чтобы и после его исхода его слушатели имели это его напоминание.
То есть не сама смерть волнует Петра, а волнует его сохранение памяти о том, что он проповедовал.
И вот тут я бы предложил сравнить, как на ту же тему высказывается наш Павел:
Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение.
Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
а оставаться во плоти нужнее для вас.
И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
(Послание к Филиппийцам 1:18-26)
В целом Павел выражается в тех же образах, что и Пётр. Только здесь видно гораздо больше беспокойства.
В чём же различие между Петром и Павлом в этом вопросе эксода?
Павел пишет своим детям.
Осознавая вполне, что бытие со Христом не сравнится по благодати ни с чем остальным, он принимает тем не менее решение остаться, потому что, будучи отцом (познав безначального), он имеет ответственность перед своими детьми.
Но тогда можно было бы эту причину - дети - перенести и вообще на тоску всякого умирающего в господе.
Пётр-то имел тёщу, сказано. Стало быть, и дети были по плоти у него.
А вот Иисус по плоти мало чего вообще имел. Но ведь заповедь "плодитесь и размножайтесь" никто же не отменял!
И что же? Он должен умереть в полном расцвете лет, не будучи по плоти женат.
Он утверждает свою церковь, открытую им Петру не по плоти и крови, но есть ли у него уверенность, что Пётр и вообще двенадцать сохранят веру?
Найдёт ли сын человеческий веру на земле?
А ведь вера является основой для исполнения заповеди о размножении. Авраам - отец веры, его семя является Христом, его потомки не поддаются исчислению сравнительно с песком и звёздами.
И что же? Перед арестом Иисус просит учеников не спать, но они спят!
А ведь приближается момент его ухода. Где же эта церковь, которую не одолеют врата ада, где его невеста, где его жена?
Где сыновья брачного чертога?
Они спят!
Собственно, вот и причина смертельного ужаса Иисуса. А ну как вера не сохранится ни в ком? а ну как размножения не получится?
То есть свою задачу он выполнил полностью, которую перед ним поставил отец.
Но тут же не закон, требующий выполнения - и всё. Оправдался законом.
Тут же любовь, это дело тонкое. Никакой муж не выполняет же заповедь размножения по закону, потому что на любовь никакого закона нет. Надо подход иметь к девушке прежде.
То есть жених теперь зависит от невесты, останется ли она с ним, зачнёт ли она, родит ли ему детей.
Вот причина смертельной тоски Иисуса.
И эту же причину постоянно упоминает Павел. Павел зависит от своих детей! Он намерен в день господень оправдаться своими детьми, а его дети - своим отцом, т.е. Павлом.
Павел же излагает и учение о такого рода зависимости: "что делают крестящиеся для мёртвых?" Мы крестились в Христа, крестились в смерть Христа. Мы мертвы, чтобы наши дети были живы. И т.п.
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(Второе послание Петра 1:10-15)
Тут не особо видно, чтобы он как-то боялся смерти. Конечно, в греческом тексте не храмина никакая употребляется, а "скинома" - шатёр. Пётр намекает, что он, будучи евреем, странник на земле и живёт в шатрах. (Так же и Павел, как мы помним, работал в Коринфе вместе с Акилой и Прискиллой по одинаковости ремесла, так как все они были, так сказать, шатроманы, скинопии, делатели шатров; евреи.)
Единственное, что тут может броситься в глаза в этом спокойном исповедании, так это замечание Петра, что он будет стараться, чтобы и после его исхода его слушатели имели это его напоминание.
То есть не сама смерть волнует Петра, а волнует его сохранение памяти о том, что он проповедовал.
И вот тут я бы предложил сравнить, как на ту же тему высказывается наш Павел:
Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение.
Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
а оставаться во плоти нужнее для вас.
И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
(Послание к Филиппийцам 1:18-26)
В целом Павел выражается в тех же образах, что и Пётр. Только здесь видно гораздо больше беспокойства.
В чём же различие между Петром и Павлом в этом вопросе эксода?
Павел пишет своим детям.
Осознавая вполне, что бытие со Христом не сравнится по благодати ни с чем остальным, он принимает тем не менее решение остаться, потому что, будучи отцом (познав безначального), он имеет ответственность перед своими детьми.
Но тогда можно было бы эту причину - дети - перенести и вообще на тоску всякого умирающего в господе.
Пётр-то имел тёщу, сказано. Стало быть, и дети были по плоти у него.
А вот Иисус по плоти мало чего вообще имел. Но ведь заповедь "плодитесь и размножайтесь" никто же не отменял!
И что же? Он должен умереть в полном расцвете лет, не будучи по плоти женат.
Он утверждает свою церковь, открытую им Петру не по плоти и крови, но есть ли у него уверенность, что Пётр и вообще двенадцать сохранят веру?
Найдёт ли сын человеческий веру на земле?
А ведь вера является основой для исполнения заповеди о размножении. Авраам - отец веры, его семя является Христом, его потомки не поддаются исчислению сравнительно с песком и звёздами.
И что же? Перед арестом Иисус просит учеников не спать, но они спят!
А ведь приближается момент его ухода. Где же эта церковь, которую не одолеют врата ада, где его невеста, где его жена?
Где сыновья брачного чертога?
Они спят!
Собственно, вот и причина смертельного ужаса Иисуса. А ну как вера не сохранится ни в ком? а ну как размножения не получится?
То есть свою задачу он выполнил полностью, которую перед ним поставил отец.
Но тут же не закон, требующий выполнения - и всё. Оправдался законом.
Тут же любовь, это дело тонкое. Никакой муж не выполняет же заповедь размножения по закону, потому что на любовь никакого закона нет. Надо подход иметь к девушке прежде.
То есть жених теперь зависит от невесты, останется ли она с ним, зачнёт ли она, родит ли ему детей.
Вот причина смертельной тоски Иисуса.
И эту же причину постоянно упоминает Павел. Павел зависит от своих детей! Он намерен в день господень оправдаться своими детьми, а его дети - своим отцом, т.е. Павлом.
Павел же излагает и учение о такого рода зависимости: "что делают крестящиеся для мёртвых?" Мы крестились в Христа, крестились в смерть Христа. Мы мертвы, чтобы наши дети были живы. И т.п.
Комментарий