PAWEL-LUCA
На мой взгляд, Ансельм здесь делает правильные выводы. Образ и подобие Божие не во внешнем сходстве, а во внутреннем. Именно на внутреннее и делает акцент Христос в Божием учении.
Он делает это по простой причине разъяснения, что Бога не следует искать во внешних формах, как делали это все остальные народы, а искать Его нужно через личное общение, через свое внутреннее.. Это древняя форма заповеди Христа: "Царствие Божие внутрь вас есмь.."
Голос Христа и его человеческий образ - это далеко не Слово Божие и далеко не Его образ.. Дух Христа и пример Его личных взаимоотношений с Отцом, - вот Путь, только через который мы способны и сами прийти к Отцу!
Почитайте внимательнее контекст, здесь Христос не имеет в виду себя как человека.. Он имеет в виду разумение учениками тайн Царствия Небесного в контексте расказанной им притчи о сеятеле..
Почему блаженны? На этот вопрос отвечает сам Христос: "..вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано.., ибо, кто имеет, тому дано будет и преумножится.."
Поверьте, Иоанн говорит здесь совсем не о ВНЕШНЕМ образе Христа. Он говорит о ДЕЛАХ Его, через которые и явилась слава Отца. Ведь дело не во внешнем образе Христа, не в его человеческих чертах лица, цвете глаз и иных внешних признаках.. Дело в Его Духе, из Которого и исходят Его земные дела.
Видел его и Каиафа, и Пилат и Варавва и многие другие.. А вот УЗРЕЛИ Его немногие..
Как уже писал, УЗРЕЛИ Его немногие. И, поверьте, рисунок на холсте, даже при 100% точной передаче черт лица, никак не сможет передать человеку даже приближенно ОБРАЗ Божий..
Слышать ГОЛОС не означает услышать СЛОВО.. Видеть ИЗОБРАЖЕНИЕ не означает УЗРЕТЬ Бога.. Также и через НЗ мы можем слышать слова, но не слышать СЛОВО..
Поверьте, об этом также следует помнить! "А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии..
Ансельм пишет, что появление Христа во плоти не отменило запрет второй заповеди на изображение образа Бога. Якобы и до новозаветных событий у людей был образ Бога - это любой человек, который был сотворен по образу Бога.
Израиль не видел никакого образа, но слышал слово (голос): "И говорил Господь к вам на горе из среды огня:
"глас слов [Его] вы слышали, но ОБРАЗА не видели, а только глас (Втор.4,15).
Именно поэтому Господь и предупреждает народ Свой:
"Твердо держите в душах ваших, что не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор.4,15)
"глас слов [Его] вы слышали, но ОБРАЗА не видели, а только глас (Втор.4,15).
Именно поэтому Господь и предупреждает народ Свой:
"Твердо держите в душах ваших, что не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор.4,15)
Если в ВЗ непосредственное Божественное откровение осущетвлялось в слове, то в НЗ - в слове (голосе), то в НЗ - в слове (голосе) и в образе.
Невидемый стал Видимым, Неописуемый сделался Описуемым.
Тот Самый Бог, который в говорил с ВЗ пророками и праведниками, говорит Своим ученикам:
"Ваши же БЛАЖЕННЫ ОЧИ, что ВИДЯТ, и уши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали ВИДЕТЬ, что вы ВИДИТЕ, и НЕ ВИДЕЛИ, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф.13,16-17).
Тот Самый Бог, который в говорил с ВЗ пророками и праведниками, говорит Своим ученикам:
"Ваши же БЛАЖЕННЫ ОЧИ, что ВИДЯТ, и уши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали ВИДЕТЬ, что вы ВИДИТЕ, и НЕ ВИДЕЛИ, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф.13,16-17).
Глаза учеников Христа БЛАЖЕННЫ. Почему? Неужели потому, что они увидели в Христе тот самый образ Бога, который заключен в любом человеке? Но человеческий образ видели и пророки ВЗ, однако Христос говорит, что их глаза хотели видеть, но НЕ ВИДЕЛИ.
И Апостол Иоанн делает акцент на ОБРАЗЕ:
"О том, что было от начала, что мы слышали, что ВИДЕЛИ своими очами, что РАССМАТРИВАЛИ и что ОСЯЗАЛИ руки наши, о Слове жизни - ибо жизнь явилась, и мы ВИДЕЛИ и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1Ин.1, 1-2)
"О том, что было от начала, что мы слышали, что ВИДЕЛИ своими очами, что РАССМАТРИВАЛИ и что ОСЯЗАЛИ руки наши, о Слове жизни - ибо жизнь явилась, и мы ВИДЕЛИ и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1Ин.1, 1-2)
Христос есть Бог. Христа можно было видеть (по Его человеческой природе), а значит - "ВИДЕВШИЙ Меня ВИДЕЛ Отца" (Ин.14,9).
В этом и состоит коренная разница между ВЗ видениями и НЗ образом: пророки видели духовными очами нематериальный, невещественный образ Бога, а в НЗ люди видят телесными очами Бога во плоти.
То слово (голос), которое слышали апостолы - можем слышать и мы через святое Евангелие. Тот ОБРАЗ, который ВИДЕЛИ апостолы - можем видеть и мы через святые иконы. Почему апостолы могли видеть, а мы не можем? Мы же слышим Слово через НЗ, почему же не можем видеть?
Если скажут: Господь наш Иисус Христос не давал указание на изготовление Его иконы, то тут стоит вспомнить, что Господь наш Иисус Христос не давал указание ЗАПИСАТЬ Евангелие и составить НЗ.
Комментарий