Сергей Журавлев. Обсуждения из библиотеки
Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
-
Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. -
Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Нупочему вы не хотите видеть истины,в средневековье столько дров наломанно сам чёрт ногу сломит ,вы даже цитируете Павла он пишет о оспасении еванглелием а не осебе зачем мощи ,иконы это аккультизм и это запечатывает глаза.Фарисеи считали себя детьми Аврама но так не разглядели Христа
1 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(Фил.2:1-11)
Есть книги ,которые описывают жизнь христиан.
Так как раньше почти никто не умел читать ,икона была единственным свидетельством о жизни святых во Христе.
Апостол Павел писал,подражать ему ,как он Христу.
Так и мы должны подражать святым как они подражали Христу.
Человек смотрит на икону и видит человека ,спрашивает у других
,,Кто это и что он сделал для Бога?,,
Ему отвечают
Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке
Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю. На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен
----------------------------
такое свидетельство зачастую побуждает человека задуматься о своей греховной жизни и обратиться ко Христу.
Через иконы Дух Святой исцелил духовно и физически миллионы христиан и этот факт не возможно не отметитьНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Мой Бог всемогущ.
А то что вы Иисуса Христа путаете с вашим божеством - это ересь.
Сказанное вами, к Богу не имеет отношения.https://nlklem.io.ua/story - мой личный сайт
Есть мир, есть Бог - они живут вовек.
А жизнь людей печальна и убога...
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит Богу. (Н. Гумилев)Комментарий
-
О мощах позже скажу,а о иконах сейчас
Есть книги ,которые описывают жизнь христиан.
Так как раньше почти никто не умел читать ,икона была единственным свидетельством о жизни святых во Христе.
Апостол Павел писал,подражать ему ,как он Христу.
Так и мы должны подражать святым как они подражали Христу.
Человек смотрит на икону и видит человека ,спрашивает у других
,,Кто это и что он сделал для Бога?,,
Ему отвечают
Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке
Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю. На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен
----------------------------
такое свидетельство зачастую побуждает человека задуматься о своей греховной жизни и обратиться ко Христу.
Через иконы Дух Святой исцелил духовно и физически миллионы христиан и этот факт не возможно не отметить
Сектанты не бояться говорить о свои проблемах, С.Журавлёв заговорил о православных стал сектантом1Кор.2:4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но
в явлении духа и силы,Комментарий
-
Так не лучше ли бы быть искренним сектантам чем надувным православнын???
Иак.2:18Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен
Кол.1:14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Святые оплакивали свои добродетели как свои грехи
ВооЩЩе... не пойму где ересь???Яне немогу вьехать ,чем дальше в лес... ,тут без юмора башку снесёт.
Они Чё уже незнали очём плакать???
Вот тебе и приехали:святые отвергают жертву Христа и рыдают когда делают доброё
Извините может я больной ???
Последний раз редактировалось nike72r; 10 January 2010, 07:56 AM.1Кор.2:4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но
в явлении духа и силы,Комментарий
-
,,Нике́о-Царегра́дский си́мво́л ве́ры
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь
---------------------------
Теперь напишите,как исповедуете Христа вы?Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Согласен мы должны знать историю мучеников, благодаря С.Журавлёву и вам лично я о многом узнал,но зачем посвещать иконам храмы, называть животворящими,целовать мощи -столько денег,времени молитвы за покойных когда столько живых нуждаються во ХРИСТЕ,столько распрей, если я сектант каким духом я говорю о Христе???Каким рукоположением?
Сектанты не бояться говорить о свои проблемах, С.Журавлёв заговорил о православных стал сектантом
У него от православия осталась одна папаха
Что касается мучеников,то лучше читать исторические документы,а не бред Журавлёва.
Вы видно плохо знаете православие и судите и говорите то чего не знаете
Православные говорят о своих проблемах
Прочитайте Бердяева,Меня,Кочеткова,но не читайте вы статьи мошенника и пройдохи Журавлёва
Вы под чарами сатаны оставили церковь Христа
и хулите то ,что церковь родила
что она имела всегда.
Вы хулите наши иконы,наши молитвы ,наши таинства,наши праздники.
Хулите то ,что 2000 лет спасало души людские.
Бог вам судья хулителям того что не понимают
Прости их Господи не ведают что творятНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Согласен мы должны знать историю мучеников, благодаря С.Журавлёву и вам лично я о многом узнал,но зачем посвещать иконам храмы, называть животворящими,целовать мощи -столько денег,времени молитвы за покойных когда столько живых нуждаються во ХРИСТЕ,столько распрей, если я сектант каким духом я говорю о Христе???Каким рукоположением?
Сектанты не бояться говорить о свои проблемах, С.Журавлёв заговорил о православных стал сектантом
У него от православия осталась одна папаха
Что касается мучеников,то лучше читать исторические документы,а не бред Журавлёва.
Вы видно плохо знаете православие и судите и говорите то чего не знаете
Православные говорят о своих проблемах
Прочитайте Бердяева,Меня,Кочеткова,но не читайте вы статьи мошенника и пройдохи Журавлёва
Вы под чарами сатаны оставили церковь Христа
и хулите то ,что церковь родила
что она имела всегда.
Вы хулите наши иконы,наши молитвы ,наши таинства,наши праздники.
Хулите то ,что 2000 лет спасало души людские.
Бог вам судья хулителям того что не понимают
Прости их Господи не ведают что творятНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Теперь напишите,как исповедуете Христа вы?
2 Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.
3 Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа.
4 Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.
5 Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух.
6 Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.
7 Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.
8 Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,
9 И не три вечных, а Один Вечный,
10 Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,
11 А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.
12 Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,
13 И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.
14 Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.
15 Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.
16 Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.
17 Отец не создан, не сотворен и не рожден.
18 Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.
19 Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.
20 Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
21 И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,
22 Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам.
23 Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.
24 Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.
25 В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.
26 Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.
27 Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.
28 И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос.
29 Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом.
30 Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство.
31 Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа,
32 Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых.
33 В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный.
34 Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.
(Аф.1:1-34)1Кор.2:4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но
в явлении духа и силы,Комментарий
-
Духа Святого и Марии Девы
Вы под чарами сатаны оставили церковь Христа и хулите то ,что церковь родилачто она имела всегда.
Вы хулите наши иконы,наши молитвы ,наши таинства,наши праздники.
Когда "святым лабзанием" целуют труп -сам видел по ЦТ телевидению и очередь была канкретной,когда Царицей делаете блаженную Марию
Этого в символе веры вашем я не вижу откуда это всё?За эту истину С.Ж.вы и ненавидете
Хулите то ,что 2000 лет спасало души людские.Последний раз редактировалось nike72r; 10 January 2010, 03:40 PM.1Кор.2:4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но
в явлении духа и силы,Комментарий
-
Могу короче,кстате вы сделали маленькую ошибку это важно очень с маленькой буквы
что церковь родила?
Вернее когда их целуют, им кланяються ,называют животворящими.
Когда "святым лабзанием" целуют труп -сам видел по ЦТ телевидению и очередь была канкретной,когда Царицей делаете блаженную Марию
Этого в символе веры вашем я не вижу откуда это всё?За эту истину С.Ж.вы и ненавидете
В каком веке всё это появилось библия позже написана там этого нет,обоснуйте если вы лучше знаете историю
Церковь родила Священное Писание,Святые Литургии,Праздники Господни,то что сектанты отвергли ,и приняв только Писание чудовищным образом исказили его
Мы не можем принять когда хулят иконы
Скажите зачем вы это хулите ,хулите то ,что для нас свято?
25.37kB, 354x500px Икона изображает святых мучениц. В 137 г. сестры Вера 12-ти лет, Надежда 10-ти и Любовь 9-ти одна за другою, после мучений за веру Христову, пред глазами матери были обезглавлены. На третий день после этого на их могиле от скорби скончалась и святая София. Память святых мучениц 17 сентября по старому стилю.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
"У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа".
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
"Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю", - сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу. Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
1 Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным.
2 Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.
3 Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа.
4 Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.
5 Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух.
6 Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.
7 Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.
8 Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,
9 И не три вечных, а Один Вечный,
10 Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,
11 А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.
12 Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,
13 И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.
14 Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.
15 Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.
16 Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.
17 Отец не создан, не сотворен и не рожден.
18 Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.
19 Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.
20 Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
21 И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,
22 Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам.
23 Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.
24 Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью.
25 В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.
26 Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.
27 Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.
28 И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос.
29 Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом.
30 Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство.
31 Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа,
32 Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых.
33 В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный.
34 Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.
(Аф.1:1-34)
Вы же скопировали православный догмат о Святой Троице
Если бы победило арианство ,то вы бы и не слышали об этом догмате
и после этого называете нас идолопоклонникамиНиколай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Православное Догматическое Богословие
Протопресвитер Михаил Помазанский
Догмат Пресвятой Троицы.
Бог един по Существу и троичен в Лицах. Догмат Троичности - основной догмат христианства. На нем непосредственно основывается ряд великих догматов Церкви и, прежде всего, догмат нашего искупления. Вследствие такой своей особенной важности, учение о Пресвятой Троице составляет содержание всех символов веры, какие употреблялись и употребляются в Православной Церкви, равно как и всех частных исповеданий веры, написанных по разным случаям пастырями Церкви.
Будучи важнейшим, из всех христианских догматов, догмат о Пресвятой Троице есть вместе и самый трудный для его усвоения ограниченной человеческой мыслью. Вот отчего ни о какой иной христианской истине, борьба не была столь напряженной в истории древней Церкви, как об этом догмате и об истинах, непосредственно с ним связанных.
Догмат Святой Троицы заключает в себе две основные истины:
А. Бог есть един по Существу, но Троичен в Лицах, или иными словами: Бог - Триединый, Триипостасный, Троица Единосущная.
Б. Ипостаси имеют личные, или ипостасные свойства: Отец не рожден. Сын рожден от Отца. Дух Святой исходит от Отца.
Мы поклоняемся Пресвятой Троице единым нераздельным поклонением. У Отцов Церкви и в богослужении Троица именуется часто единицей в Троице, единицей Триипостасной. В большинстве случаев молитвы, обращенные к поклоняемому одному Лицу Святой Троицы, заканчиваются славословием всем трем Лицам (напр., в молитве Господу Иисусу Христу: Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки, аминь.)
Церковь, обращаясь молитвенно к Пресвятой Троице, призывает Ее в единственном, а не во множественном числе, напр.: Яко Тя (а не Вас) хвалят все силы небесные, и Тебе (а не Вам) славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь..
Христианская Церковь, сознавая таинственность этого догмата, видит в нем великое откровение, возвышающее веру христианскую неизмеримо над всяким исповеданием простого единобожия, какое встречается и в иных религиях, нехристианских. Догмат -три Ипостаси - указывает на полноту таинственной внутренней жизни в Боге, ибо Бог есть любовь, и любовь Божия не может только простираться на сотворенный Богом мир: она в Святой Троице обращена и внутрь Божественной жизни. Еще яснее для нас догмат три ипостаси указывает на близость Божию к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас и во всем творении. Над нами - Бог Отец, Источник приснотекущий, по выражению молитвы церковной, Основа всякого бытия, Отец щедрот, любящий нас и пекущийся о нас, творении Его, мы - дети Его по благодати. С нами - Бог Сын, рождение Его, ради любви Божественной явивший Себя людям Человеком, чтобы мы знали и своими глазами увидели, что Бог с нами, преискренне, т. е. совершеннейшим образом "приобщившийся нам" (Евр. 2:14). В нас и во всем творении - Своею силою и благодатью - Дух Святой, Иже вся исполняй, жизни Податель, Животворящий, Утешитель, Сокровище и Источник благ. Три Божественных Лица, имеющие превечное и предвечное бытие, явлены миру с пришествием и воплощением Сына Божия, будучи "едина Сила, едино Существо, едино Божество" (стихира в день Пятидесятницы).
Так как Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому каждое - есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия. Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией, явленной - приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы Утешителя-Духа Святого.
О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу.
1. Свидетельство Священного Писания Ветхого Завета.
Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской, как и Апостол пишет об иудеях: "...доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается... оно снимается Христом" (2 Кор. 3:15-16 и 14).
Главные ветхозаветные места следующие:
* Быт. 1:1 и др.: имя "Элогим" в еврейском тексте, имеющее грамматическую форму множественного числа.
* Быт. 1:26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию" Множественное число указывает, что Бог не одно Лицо.
* Быт. 3:22 "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая).
* Быт. 11:6-7 перед смешением языков при столпотворении - "Один народ и один у всех язык...Сойдем же и смешаем там их язык."
* Быт. 18:1-3 об Аврааме - "И явился ему Господь у дубравы Мавре...,возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят против него...и поклонился до земли и сказал:...если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего"
- "Видите ли, наставляет блаж. Августин, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому...Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах."
* Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах:
* Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: "Да благословит тебя Господь..., да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...,да обратит Господь лицо Свое на тебя..."
* Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: "свят, свят, свят Господь Саваоф."
* Псал. 32:6 "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их"
* Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне:
* Псал.
2:7 "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя."
* Псал. 109:3 "...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое."
* О Духе:
* Псал. 142:10 "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды."
* Исаии 48:16 "...послал Меня Господь и Дух Его" и другие подобные места.
2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета:
Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы.
Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, - как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня:
"Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение"
Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности.
Эти изречения следующие:
Матф. 28:19 "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа." - Св. Амвросий замечает: "сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога."
2 Кор. 13:13 "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами.Аминь."
1 Иоан. 5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и эти три есть суть едино" (этот стих отсутствует в сохранившихся древних греческих рукописях, а имеется только в латинских, западных рукописях).
Кроме того, в значении Троичности изъясняется св. Афанасий Вел. Следующий текст послания к Ефес. 4:6 "Один Бог и Отец всех, Который над всеми (Бог Отец) и чрез всех (Бог Сын) и во всех нас (Бог Дух Святой)."Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
-
Исповедание Догмата Святой Троицы в Древней Церкви.
Истина о Святой Троице исповедуется Христовой Церковью изначала во всей ее полноте и целости. Ясно говорит, напр., о всеобщности веры в Святую Троицу св. Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, наставленного самим апостолом Иоанном Богословом: "Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их прияла веру во единого Бога Отца Вседержителя"... и во единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения... Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сем и учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мире многочисленные наречия, но сила Предания одна и та же... И из предстоятелей Церквей не скажет противного сему и не ослабит Предания ни тот, кто силен словом, ни тот, кто неискусен в слове."
Святые Отцы, защищая от еретиков кафолическую истину Святой Троицы, не только приводили в доказательство ее свидетельства Священного Писания, а равно и основания рассудочные, философские для опровержения еретических мудрований, - но и сами опирались на свидетельства первохристиан. Они указывали:
на примеры мучеников и исповедников, не страшившихся веру в Отца и Сына и Святого Духа объявлять перед мучителями; ссылались:
на Писания Мужей апостольских и вообще древнехристианских писателей и:
на богослужебные формулы. Так св. Василий Вел. приводит малое славословие: "Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе" и другое: "Ему же (Христу) с Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков,"- и говорит, что это славословие употребляется в церквах с того самого времени, как возвещено Евангелие. Указывает св. Василий также светильничное благодарение, или вечернюю песнь, называя ее песнью "древнею," перешедшею "от отцов," и приводит из нее слова: "хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия," для показания веры древних христиан в равночестность Святого Духа с Отцом и Сыном.
Имеется много свидетельств древних Отцов и учителей Церкви также о том, что Церковь от первых дней своего бытия совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и обличала еретиков, покушавшихся совершать крещение или во имя Отца и Сына и даже одного Сына, унижая пред ними Святого Духа (свидетельства Иустина Муч., Тертуллиана, Иринея, Киприана, Афанасия, Илария, Василия Вел. и других).
Однако Церковь пережила большие волнения и выдержала огромную борьбу при защите этого догмата. Борьба была направлена, главным образом, по двум пунктам; сначала на утверждение истины единосущия и равночестности Сына Божия с Богом Отцом; потом - на утверждение единочестности Духа Святого с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Догматическая задача Церкви в древний ее период заключалась в том, чтобы найти такие точные слова для догмата, которыми наилучше оберегается догмат Святой Троицы от перетолкования со стороны еретиков.
Желая приблизить тайну Прествятой Троицы хотя бы несколько к нашим земным понятиям, непостижимое к постижимому, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы, каковы: а) солнце, его луч и свет; б) корень, ствол и плод дерева; в) родник, бьющий из него ключ и поток; г) горящая одна при другой три свечи, дающие один нераздельный свет; д) огонь, блеск от него и теплота от него; е) ум, воля и память; ж) сознание, подсознание и желание и т. под. Но вот что говорит по поводу этих попыток подобия св. Григорий Богослов: "Что я ни рассматривал сам с собою в любознательном уме своем, чем ни обогащал разум, где ни искал подобия для сего таинства, - я не нашел, к чему бы дальнему (земному) можно было уподобить Божие естество. Если и оттискивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает, оставляя меня внизу вместе с тем, что избрано для сравнения. По примеру других, представлял я себе родник, ключ и поток и рассуждал: не имеют ли сходства с одним Отец, с другим Сын, с третьим Дух Святой? Ибо родник, ключ и поток нераздельны временем, и сопребываемость их непрерывна, хотя и кажется, что они разделены тремя свойствами. Но убоялся, во-первых, чтобы не допустить в Божестве какого-то течения, никогда не останавливающегося; во-вторых, чтобы таким подобием не ввести и численного единства. Ибо родник, ключ и поток в отношении к числу составляют одно, различны же только в образе представления. Брал опять в рассмотрение солнце, луч и свет. Но и здесь опасение, чтобы в несложном естестве не представить какой-либо сложности, примечаемой в солнце и в том, что от солнца. Во-вторых, чтобы, приписав сущность Отцу, не лишить той же самостоятельной сущности прочие Лица и не соделать их силами Божиими, которые в Отце существуют, но были бы не самостоятельны. Потому что луч и свет, суть не солнце, а некоторые солнечные излияния и существенные качества солнца. В-третьих, чтобы не приписать Богу вместе и бытия и небытия (к какому заключению может привести этот пример); а это было бы еще нелепее сказанного прежде... И вообще ничего не нахожу, что при рассмотрении остановило бы мысль на избираемых подобиях, разве если кто должным благоразумием возьмет из образа одно что-нибудь и отбросит все прочее. Наконец заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях, иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то, сохраняя до конца, с Ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы покланялись Отцу и Сыну и Святому Духу, единому Божеству и единой Силе" (Григорий Богослов, слово 31).Николай Бердяев.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.Комментарий
Комментарий