Преподобный Харт: То, о чем вы говорите, относится не только к христианской
религии, - это просто несектантская религиозная чувствительность. И уж тот, кто
хочет, чтобы его называли христианином, должен, по крайней мере, задуматься над
тем, что любовь Христа распространяется на все создания Бога. Если человек не
желает принять этого, едва ли его можно считать христианином.
Сатьяраджа дас: Возражение, с которым мне приходиться сталкиваться чаще всего,
это представления о нашей "власти" над животными. Думаю, что вы уже упоминали
его как первое из трех обоснований мясоедения в библейской традиции: "они
принадлежат нам, и мы можем делать с ними все, что захотим."
Преподобный Харт: Это просто позор. Древнееврейское слово йирду, употребляемое
в Библии, происходит от корня радах и подразумевает роль управляющего или
попечителя. Иными словами, Библия просит нас заботиться о наших братьях и
сестрах, более скромно одаренных природой, а не убивать и поедать их .
Например, говорится, что царю дана власть над его подчиненными. Но это не
означает, что он может поедать их или жестоко обращаться с ними. Нет - он должен
заботиться о них, помогать им, даже любить их. Именно о такой власти идет речь в
Библии.
Хотелось бы также отметить, что библейский стих, дающий нам власть над
животными, появляется уже в книге "Бытие" (1.26). А всего через три стиха " Бытия "
(1.29) рекомендована вегетарианская диета. То есть Бог дает нам власть над
животными и уже через три стиха запрещает употреблять их в пищу. Совершенно
очевидно , что власть, которую Он предоставляет нам, не дает нам права поедать
животных.
Сатьяраджа дас: Да, это подробно объясняется в моей книге. В следующем же стихе (
Бытие 1.30 ) Бог говорит о том, что у животных есть душа. Так что второе оправдание
мясоедения тоже лишено оснований. Бог говорит, что в теле каждого существа,
обитает ли оно на земле, в воде или в небесах, есть "живая душа". Эти же два слова
используются при описании души, находящейся в человеческом теле. Так что у
животных такая же душа, как у людей, - во всяком случае, согласно Библии.
Преподобный Харт: Да, удивительно, что этот вопрос вызвал столько затруднений у
Аквината...
.................................................. .................................................. .........................
Сатьяраджа дас: В ведической традиции сарва-бхута-хита ("забота о благе всех
живых существ") ставится выше, чем лока-хита ("забота о благе человечества).
Считается, что первая этическая система включает в себя вторую и, следовательно,
является более полной. Тот, кто заботится обо всех живых существах, естественно,
заботится и о людях; обратное же утверждение не всегда справедливо. С ведической
точки зрения, человек должен видеть одну и ту же живую силу во всех существах,
независимо от их "верхней одежды" (то есть тела). Те, кто не видит, в чем
заключаются проявления жизни у животных, со временем могут прийти к
совершенно неверному пониманию жизни как таковой и утратить гуманное
отношение к ним. Таким образом, сарва-бхута-хита, то есть стремление к
деятельности на благо всех живых существ, - это высший закон ведической этики. И
для всех последователей вайшнава-дхармы, ведической традиции в ее
первоначальном виде, вегетарианство - безусловное требование этого закона.
Поэтому мы, конечно же, считаем очень важным, чтобы все мировые религии
восприняли этот всеобъемлющий этический кодекс. Это совершенно необходимо для
тех, кто стремится постичь более глубокие духовные истины. Если же человек будет
по-прежнему отождествлять себя со своим внешним телом, а животных - с их
внешними телами, и если, на таком основании, он так и будет поедать их - ему не
продвинуться по пути, ведущему обратно к Богу.
Преподобный Харт: Значит, для последователей ведической литературы все живые
существа равны?
Сатьяраджа дас: Да. И в "Бхагавад-гите" (5.18) Кришна подтверждает это: "В глазах
смиренного мудреца, обладающего истинным знанием, равны все - и ученый
брахман, и корова, и слон, и собака, и собакоед (неприкасаемый).
Преподобный Харт: Ах, это и есть подлинно духовное видение.
Кто хочет узнать больше советую прочитать "Пища для духа: вегетарианство и мировые
религии " (Сатьяраджа дас)
религии, - это просто несектантская религиозная чувствительность. И уж тот, кто
хочет, чтобы его называли христианином, должен, по крайней мере, задуматься над
тем, что любовь Христа распространяется на все создания Бога. Если человек не
желает принять этого, едва ли его можно считать христианином.
Сатьяраджа дас: Возражение, с которым мне приходиться сталкиваться чаще всего,
это представления о нашей "власти" над животными. Думаю, что вы уже упоминали
его как первое из трех обоснований мясоедения в библейской традиции: "они
принадлежат нам, и мы можем делать с ними все, что захотим."
Преподобный Харт: Это просто позор. Древнееврейское слово йирду, употребляемое
в Библии, происходит от корня радах и подразумевает роль управляющего или
попечителя. Иными словами, Библия просит нас заботиться о наших братьях и
сестрах, более скромно одаренных природой, а не убивать и поедать их .
Например, говорится, что царю дана власть над его подчиненными. Но это не
означает, что он может поедать их или жестоко обращаться с ними. Нет - он должен
заботиться о них, помогать им, даже любить их. Именно о такой власти идет речь в
Библии.
Хотелось бы также отметить, что библейский стих, дающий нам власть над
животными, появляется уже в книге "Бытие" (1.26). А всего через три стиха " Бытия "
(1.29) рекомендована вегетарианская диета. То есть Бог дает нам власть над
животными и уже через три стиха запрещает употреблять их в пищу. Совершенно
очевидно , что власть, которую Он предоставляет нам, не дает нам права поедать
животных.
Сатьяраджа дас: Да, это подробно объясняется в моей книге. В следующем же стихе (
Бытие 1.30 ) Бог говорит о том, что у животных есть душа. Так что второе оправдание
мясоедения тоже лишено оснований. Бог говорит, что в теле каждого существа,
обитает ли оно на земле, в воде или в небесах, есть "живая душа". Эти же два слова
используются при описании души, находящейся в человеческом теле. Так что у
животных такая же душа, как у людей, - во всяком случае, согласно Библии.
Преподобный Харт: Да, удивительно, что этот вопрос вызвал столько затруднений у
Аквината...
.................................................. .................................................. .........................
Сатьяраджа дас: В ведической традиции сарва-бхута-хита ("забота о благе всех
живых существ") ставится выше, чем лока-хита ("забота о благе человечества).
Считается, что первая этическая система включает в себя вторую и, следовательно,
является более полной. Тот, кто заботится обо всех живых существах, естественно,
заботится и о людях; обратное же утверждение не всегда справедливо. С ведической
точки зрения, человек должен видеть одну и ту же живую силу во всех существах,
независимо от их "верхней одежды" (то есть тела). Те, кто не видит, в чем
заключаются проявления жизни у животных, со временем могут прийти к
совершенно неверному пониманию жизни как таковой и утратить гуманное
отношение к ним. Таким образом, сарва-бхута-хита, то есть стремление к
деятельности на благо всех живых существ, - это высший закон ведической этики. И
для всех последователей вайшнава-дхармы, ведической традиции в ее
первоначальном виде, вегетарианство - безусловное требование этого закона.
Поэтому мы, конечно же, считаем очень важным, чтобы все мировые религии
восприняли этот всеобъемлющий этический кодекс. Это совершенно необходимо для
тех, кто стремится постичь более глубокие духовные истины. Если же человек будет
по-прежнему отождествлять себя со своим внешним телом, а животных - с их
внешними телами, и если, на таком основании, он так и будет поедать их - ему не
продвинуться по пути, ведущему обратно к Богу.
Преподобный Харт: Значит, для последователей ведической литературы все живые
существа равны?
Сатьяраджа дас: Да. И в "Бхагавад-гите" (5.18) Кришна подтверждает это: "В глазах
смиренного мудреца, обладающего истинным знанием, равны все - и ученый
брахман, и корова, и слон, и собака, и собакоед (неприкасаемый).
Преподобный Харт: Ах, это и есть подлинно духовное видение.
Кто хочет узнать больше советую прочитать "Пища для духа: вегетарианство и мировые
религии " (Сатьяраджа дас)
Комментарий