Есть разные взгляды на взаимное содействие в деле спасения. Есть то что делает Бог и есть то что делать остаётся нам. В притче о талантах Иисус показал - что Бог даёт возможность и силы через благодать и уже в человеческой воле - приложить все усилия для достижения максимального эффекта, или закопать тот талант, как это сделал неразумный раб. Поэтому говорить о синергизме можно с разных сторон. Августин полагал что человек неспособен сам (своими естественными силами) достигать спасения, в своей полемике с пелагианами он ясно выразил эти свои мысли, приводил разные доводы, вы их наверняка все хорошо знаете. Близким к Августину был и Лютер, что также видно из неокотрых его сочинений, и это не удивительно, поскольку речь идёт о католической среде, а Лютер по своим догматическим возрениям во многом был католиком.
Но при всём уважении к августин и Лютеру есть и другие мннения, заслуживающие уважение (Августин и Лютер мне друзья, но истина дороже). Так например Феодор Мопсуэстийский показывая что греховность человеческой природы происходит не просто от человеческого естества, но от воли человека - строит убеждение, что благодать Божья, как дар - становится нашей собственностью - Бог даёт нам силы для исправления и совершенствования, но получив этот дар нужно его употребить должным образом, и это зависит от нашей воли. Мы всё получили от Бога. Жизнь - это тоже дар Божий, способность мыслить - дар Божий. Также само и благодать Божья, входящая в наш состав, освещая внутреннюю сущность - является тем самым незаменимым "инструментом" - которым производится очищение души от грехов. Нужно оставлять место для собственной воли. Мы все прекрасно знаем самих себя. Не смотря на то, что Бог вселяет в нас спасительную веру, изливает в сердца любовь - находятся такие, которые пренебрегают этими духовными дарами и "возвращаются на блевотину свою". Поэтому, мы ничего не имеем своего, даже дар жизни - он не от нашего существа происходит. Так и дар спасения - Он исходит от Иисуса Христа и этот дар не принадлежит нам (не происходит из нашего естества), иначе бы не назывался благодатью. И именно в силе этой благодати мы совершаем своё спасение. С одной стороны спасение совершил Иисус Христос, но с другой стороны Он посредством Святого Духа вселяет нам спасительную веру, которою мы и спасаемся. И эта вера не из нашего разума происходит - но она приходит как пишет Павел "вера от слышания, а слышание от Слова Божия", а Пётр пишет "от Слова Божия рождены". Всё это взаимосвязано. И с одной стороны спасение совершает Бог, а с другой Его силами приобретёнными в себе (посредством благодати) совершаем спасение и мы сами. Как говорится "Царство Божье усилием берётся", и "в страхе и трепете совершайте своё спасение". А благодать создаёт в нас новое начало - дух. Ибо духовный живёт по духу, а душевный по плоти. Вот этот дух и зовоётся у апостола павла в 8 гл к Римлянам "начатком Духа", это есть и залог Духа, это есть и печать Духа, и плод Духа. И имея в себе эту "частичку" Духа Святого мы делаемся "причастниками Божеского естества", как пишет Пётр. Ибо самое наше существо приобщено к существу самого Бога посредством одной из Его ипостасей - Святого Духа.
Но при всём уважении к августин и Лютеру есть и другие мннения, заслуживающие уважение (Августин и Лютер мне друзья, но истина дороже). Так например Феодор Мопсуэстийский показывая что греховность человеческой природы происходит не просто от человеческого естества, но от воли человека - строит убеждение, что благодать Божья, как дар - становится нашей собственностью - Бог даёт нам силы для исправления и совершенствования, но получив этот дар нужно его употребить должным образом, и это зависит от нашей воли. Мы всё получили от Бога. Жизнь - это тоже дар Божий, способность мыслить - дар Божий. Также само и благодать Божья, входящая в наш состав, освещая внутреннюю сущность - является тем самым незаменимым "инструментом" - которым производится очищение души от грехов. Нужно оставлять место для собственной воли. Мы все прекрасно знаем самих себя. Не смотря на то, что Бог вселяет в нас спасительную веру, изливает в сердца любовь - находятся такие, которые пренебрегают этими духовными дарами и "возвращаются на блевотину свою". Поэтому, мы ничего не имеем своего, даже дар жизни - он не от нашего существа происходит. Так и дар спасения - Он исходит от Иисуса Христа и этот дар не принадлежит нам (не происходит из нашего естества), иначе бы не назывался благодатью. И именно в силе этой благодати мы совершаем своё спасение. С одной стороны спасение совершил Иисус Христос, но с другой стороны Он посредством Святого Духа вселяет нам спасительную веру, которою мы и спасаемся. И эта вера не из нашего разума происходит - но она приходит как пишет Павел "вера от слышания, а слышание от Слова Божия", а Пётр пишет "от Слова Божия рождены". Всё это взаимосвязано. И с одной стороны спасение совершает Бог, а с другой Его силами приобретёнными в себе (посредством благодати) совершаем спасение и мы сами. Как говорится "Царство Божье усилием берётся", и "в страхе и трепете совершайте своё спасение". А благодать создаёт в нас новое начало - дух. Ибо духовный живёт по духу, а душевный по плоти. Вот этот дух и зовоётся у апостола павла в 8 гл к Римлянам "начатком Духа", это есть и залог Духа, это есть и печать Духа, и плод Духа. И имея в себе эту "частичку" Духа Святого мы делаемся "причастниками Божеского естества", как пишет Пётр. Ибо самое наше существо приобщено к существу самого Бога посредством одной из Его ипостасей - Святого Духа.
Комментарий