....Упреждая гитлеровские и сталинские судилища нашего времени, инквизиция была тайным трибуналом, служители которого торжественно присягали держать в строгом секрете всё, относящееся к их деятельности. Кстати, все такого рода «секретчики» рассматривали свои преступления как «святое дело», санкционированное наместником Бога на земле или верховной властью. Эсэсовцы, чекисты тоже гордились своим инквизиторским званием, но еще больше страхом, который его гарантирует. Во всех перечисленных случаях элемент фанатизма сочетался с личными меркантильными соображениями всех этих «слуг сатаны».
Вплоть до начала ХХ века любые исследования инквизиции в России были запрещены, немногочисленные статьи на эту тему строго цензурировались и не допускались к печати. Но масштабы церковных зверств были столь широкими, что древние хроники донесли до нас огромное количество сведений о расправах, которые легли в основу значительного количества современных исследований на эту тему *.
Для расправы с раскольниками в 1685 году был издан указ, известный под именем 12 статей о раскольниках. Указ предписывал пытать тех, кто не подчинялся официальной Церкви и ее служителям. Так в Каргополе инквизиторы сожгли Андрея Семиголова и «еще Андрея с братом»; на Чаранде сожгли кузнеца Афанасия с Озерец. Предварительно его пытали в трех застенках, ломали клещами ребра, выставили на долгое время на мороз и поливали водой. По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около девяноста «церковных противников».
Использование монастырей в качестве тюрем и мест ссылок основательно дискредитировало идею православного монашества.
Покажу это на примере Соловецкого монастыря, хотя все крупные монастыри России имели такой статус. В первые годы советской власти здесь был организован Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН). В нем содержались «антисоциальные уголовные и политические элементы». Об этом сейчас много говорят, но умалчивают, что такое использование монастыря не является изобретением большевиков. Более того, условия содержания заключенных в СЛОН-е по сравнению с дореволюционными можно назвать курортными узникн даже выпускали стенгазету.
Монастырь был основан в 15 веке. В его башнях и стенах имелись каменные мешки, имевшие форму усеченного конуса длиной около 3 метров, шириной и высотой по 2 метра, в узком конце 1 метр. В верхних этажах Головленковской башни каменные мешки были еще теснее - 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников «безысходно», т.е. на всю жизнь. Никакой связи с внешним миром они не имели. В башне носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и темные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Еще в 19 веке. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме заключенных морили дымом, замуровывали, пытали (для пыток служил нижний этаж башни). Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году и этого оказалось мало - для узников построили специальное трехэтажное здание и казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников. Узники не назывались по фамилиям, каждый числился под известным номером.
В монастырских тюрьмах режим был более суровый, чем в каторжных. Роль тюремщиков выполняли монахи, они же наблюдали за приставленными сторожами, а комендантом монастырской тюрьмы был архимандрит, обладавший неограниченной властью. Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 году правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вину. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Во главе арестантского отделения хотели поставить светского коменданта, а в придачу ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно воспротивился такой реформе и все осталось по-старому,- военная стража и тюремные служители были в полном подчинении архимандрита.
В монастыре применялись и пытки. Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирев, поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела. Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников «чистосердечное покаяние». Зная о таких монастырских порядках, архангельский губернатор в 1774 году обратился к архимандриту Соловецкого монастыря с секретным письмом, напоминая, что пытки в монастырях формально законом не разрешались.
Кого же и за какую вину заключали в монастырские тюрьмы? Ответ на этот вопрос дают секретные донесения монастырских тюремщиков. На первом месте были лица, выступавшие против господствующей православной Церкви, против ее деспотизма в вопросах веры, за свободу совести: старообрядцы и сектанты, отступившие от православной Церкви, осужденные «за вольные мысли насчет нравственности и религии», за непризнание «угодников», за отказ от исповеди и причастия. В 1554 году в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения, возглавлявшегося Матвеем Башкиным. Участники восстания под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев, были брошены в Головленскую башню. С 1701 года в ней же томились единомышленники Григория Талицкого - тамбовский епископ Игнатий, поп Иванов и другие. В 1721 году в произнесении «непристойных слов» против царя Петра I был обвинен Федот Костромин. Его пытали в Преображенском приказе, наказали нещадно кнутом, а затем заключили в Соловецкую земляную тюрьму, где он и умер. В 1744 году в Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвиненный в «непокорстве» православной Церкви. В 1752 году в «важной вине» против царской власти обвинили крестьянина Василия Щербакова. Он был наказан кнутом и сослан «навечно» в Соловецкую тюрьму. В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь самозванец Тимофей Курдинов, называвший себя принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение. В 1786 году среди узников Соловецкой тюрьмы были Павел Федоров и Александр Михайлов. Вина их заключалась в том, что оба они, поддавшись на уговоры священников, приняли православие (первый был еврей, а второй перс). Опасаясь, как бы новообращенные не вернулись к вере своих отцов, Синод распорядился заключить их до самой смерти в монастырскую тюрьму.
Среди заключенных было немало раскольников. В 1821 году в Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключен солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат. В 1826 году в Соловецком монастыре за «вины против Церкви» страдали 29 человек, в 1836 - 36, в 1855 - 18. В 1857 году за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он не выдержал сурового режима и вскоре умер. В 1859 году под строгий надзор был заключен капитан артиллерии Николай Ильин основатель религиозной секты. После 15 лет страданий Ильин потерял рассудок, но его продолжали держать в застенке, и лишь в 1879 году после 20-летнего заключения он был выпущен на свободу. В 1860 году сюда посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в одиночном суровом заключении 17 лет, до смерти.
В 19 веке в монастырские тюрьмы попадали участники антиправительственных и революционных движений. В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведен декабрист Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам. В 1850 году здесь оказался студент Георгий Андрузкий за вредный образ мыслей и злонамеренные сочинения. 6 декабря 1876 года на Казанской площади в Петербурге состоялась антиправительственная демонстрация, организованная Плехановым. В числе ее участников, арестованных царской охранкой, были молодые рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев. Их вскоре перевели в Соловецкую тюрьму. Сделано это было для того, чтобы пресечь антиправительственную агитацию, которую они вели в местах своего первоначального заключения.
Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года, когда из нее были выведены последние узники. После официального закрытия Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей Церкви.
В хаключение цитата из "Невзоровских сред", перебрасывающая мостик от православной инквизиции в наши дни:
"Православие это такая же экстремистская, такая же террористическая, такая же свирепая идеология, как любая другая религия, и она будет, и она может реализовываться только в такой форме, потому что ничего другого они делают не умеют. Вы с легкостью забыли о том, что они на протяжении почти тысяч лет своей истории, двух тысяч лет своей истории они жгли и насиловали, убивали, отрезали языки, опускали в кипяток, пытали и ничего другого, по сути дела, делать не научились. И вот сейчас мы видим, что сезон открыт и начался тот уже православный терроризм, который, несомненно, даст еще более интересные, еще более эффектные плоды, чем подрыв кинотеатра с помощью бочек бензина, грузовичка, чем попытки забросать бутылками с зажигательной смесью студию режиссера Учителя. Понятно, что это только первые ласточки, потому что, ведь, всё это на самом деле очень легко укладывается в строго психиатрические понятия. Есть такая вещь как индуцированный психоз, или индуцированное бредовое расстройство. Что такое индуцированный психоз или индуцированное бредовое расстройство? Это, как бы, некое общее, общественное расстройство, которое транслируется одним или несколькими наиболее глубоко погруженными в тему персонажами. Обычно тема это что-нибудь возвышенное, это спасение мира, это религиозные вопросы. Но всё это очень хорошо уже задокументировано в психиатрии я здесь ничего не смогу добавить.
Причем, забавен идиотизм, что сегодня, когда столько дел, столько важнейших проблем и серьезнейших опасностей, взрослые люди на полном серьезе обсуждают какие-то фрикции какого-то царька, который давным-давно умер и сгнил, и не играет никакой роли в сегодняшней жизни, ссорятся из-за этого, ненавидят из-за этого друг друга, таранят друг друга автомобилями, взрывают, кидают бутылки со смесями, пишут доносы. Притом понятно, что тот персонаж, который это сделал, он, ведь, совсем не тот безумец, совсем не тот умалишенный, как его сейчас выставляют. Это обычный православный человек, который много раз давал интервью по поводу своего исповеданья. Он такой, весь обвязанный колорадскими ленточками, в казачьей форме, очень даже здравый Он ни в чем не виноват его накрутили, его индуцировали этим психозом, и таких уже очень много. Здесь можно говорить о том, что да, действительно, в недрах РПЦ завелась какая-то секта царебожников. Но они все, по сути дела, царебожники, просто Гундяев и его братья ведут себя аккуратнее. Они понимают, что это очень хороший бизнес (торговля ничем), которым они занимаются. И чтобы эту торговлю ничем ни что бы не нарушило, они ведут себя, как бы, тоньше и аккуратнее. Хотя, еще идиотизм ситуации в том, что фильм Учителя, действительно, монархический, который является пропагандой монархии. И удивительно, что они этого не видят" (А.Невзоров).
Комментарий