Православная инквизиция - разоблачение лжи
Блеск и нищета Грекулова
Успокоитель
Книга советского историка Грекулова "Православная инквизиция" весьма распространена в Интернете и служит наглядным пособием для демонстрации атеистами жестокости и мракобесия православных христиан.
Конечно, надо признать, что многие факты действительно имели место быть. И не стоит надевать розовые очки, стараясь во всем обелить нашу церковь. Из Евангелия мы знаем, что даже преданные апостолы отрекались от Христа. И поэтому не стоит отнекиваться от того, что и рядовые члены церкви или священнослужители могли грешить. Тем более, когда факты как говорится налицо.
Однако
Все-таки одно дело факты - а другое их интерпретация и выводы на основе анализа фактов. И вот в этом плане книга Грекулова играет откровенно отрицательную роль, распространяя ложь и приучая людей к узости мышления. Поэтому, отдавая должное этой книге, побуждающей честного христианина помнить о бревнах в своих глазах, все-таки укажем на слабость позиции автора и людей любящих махать этим трактатом перед православными носами.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
Итак, для начала стоит отметить что книга - необъективна уже хотя бы потому, что написана именно советским человеком. А дождаться от советских ученых объективности по отношению к церкви не легче чем сострадания у голодного тигра. Советские историки выполняли госзаказ, который помимо прочего включал и борьбу с религией на всех направлениях. Поэтому Грекулов старательно выводил в своей книге образ чудовища под названием Православная церковь на фоне льстивых комплиментов в адрес "ума, чести и совести нашей эпохи" и обязательных цитат из многотонных трудов Ильича. Мы не знаем верил ли сам своим словам Грекулов когда печатал следующие строки "Лишь в результате завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции были уничтожены в России религиозные преследования, всякая дискриминация, связанная с национальной и религиозной принадлежностью. Советская власть на деле обеспечила полную свободу совести независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности. Каждому гражданину Советского Союза предоставлено право исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой, т.е. быть атеистом.". Однако никаких таких намеков на то, что в самом Советском Союзе существовала эксплуатация рабочего класса, преследования верующих и массовые расстрелы мы там не найдем. Все это может говорить либо о слепоте и невежестве, либо о банальном лицемерии и угодничестве автора, что, наверное, ближе к истине - все-таки не мальчиком же неразумным был этот человек.
Также необъективность книги видна уже из ее содержания. Действительно, чтобы тщательно проанализировать какое-либо явление и составить о нем наиболее объективную картину, исследователю необходимо рассмотреть его с разных точек зрения и не упускать всего объема деталей. Посмотрим название глав книги:
o Введение.
o Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения.
o Глава II. Ведовские процессы..
o Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом.
o Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением.
o Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России.
o Глава VI. Отлучение и анафема.
o Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы.
o Глава VIII. Гонения на просвещение и науку.
Как видим, здесь нет глав:
Православная церковь против человеческих жертвоприношений.
Православная церковь и ее роль в национально -освободительном движении.
Православная церковь и ее вклад в развитие науки и образования
Православная церковь и терпимость к другим религиям.
Православная церковь и ее роль в организации семейной жизни.
Православная церковь и традиции милосердия
Православная церковь и ее миротворческая и посредническая роль.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
Почитаешь Грекулова, и создается впечатление, что попы на Руси только и делали, что сжигали ведьм, доводили староверов до самосожжения, заставляли крепостных работать до потери пульса да насильственно христианизировали белых и пушистых татар.
Как будто и не было на Руси, ни патриарха Гермогена, поднявшего восстание против польских интервентов, ни святого Нила Сорского, выступавшего за нестяжание, ни осуждающих Иосифа Волоцкого писем от кирилловских старцев, ни Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву с Мамаем, ни образовательных центров при монастырях, ни огромного количества больниц и приютов для обездоленных, ни мирного сосуществования с иноверцами, да и просто как будто не было мирной спокойной и благочестивой жизни. По Грекулову на Руси царил один беспросветный мрак. Как при этом Русь выстояла против могущественнейших завоевателей и создала величайшую империю в мире - непонятно.
Теперь посмотрим, как Грекулов добивался необходимого результата. Надо отдать должное автору: он очень старался, выискивал все, что можно хоть как-то использовать против Церкви. И в этом плане его книга ценна именно своей наиболее полной компиляцией из разных исторических источников. Поэтому атеистам стоит помнить, что большего они никогда не добьются и повесить на православных любимые атеистами "миллионы сожженых" никак не получится.
Все, что Грекулов мог сделать, он сделал, а у него никаких миллионов даже и в помине нет. Почему так - наверное, многие атеисты даже не задумывались. Мы воспитанные в последнее время на том, что любой шарлатан типа Фоменко или Дона Брауна может выдать какие угодно "факты" и какие угодно "цифры", не можем понять, почему Грекулов при всей своей ненависти не смог сделать того же.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
А дело в том, что при всех своих недостатках серьезные академические историки все-таки вынуждены были подкреплять свои рассуждения конкретными цифрами из конкретных исторических источников. Иначе позора потом бы не обернулись, если какой-нибудь буржуйский историк на какой-нибудь международной конференции указал бы пальцем на подобную ложь. Это сейчас современным "историкам" все фиолетово, а во времена не обезображенные Интернетом, ситуация была в этом плане получше.
Поэтому перед Грекуловым стояла трудная задача по очернению всей Церкви исходя из того, что у него было на руках. По его словам "Предлагаемая вниманию читателя книга рассказывает об инквизиционном аппарате православной церкви, об ее расправе с участниками народных антифеодальных движений, принимавших форму ересей, о борьбе церкви против общественно - прогрессивных взглядов, против просвещения народа и развития материалистической науки." И надо признать в принципе он эту задачу выполнил, в том смысле что у неподготовленного читателя именно такое ощущение полнейшей регрессивности и жестокости Православия и остается. Посмотрим внимательнее, как он это сделал.
Во-первых, как уже было сказано он опускает все что было положительного в деятельности Церкви, что без сомнения испортило бы общую картину. Как говорится, ведь не соврал же - просто умолчал. За это не судят.
Во-вторых, на протяжении всей книги он создает постоянный негативный фон. Текст насыщается выражениями "инквизиция", "инквизиционные методы расправы" "свою инквизиторскую деятельность", "инквизиционные меры воздействия" , "инквизиционный аппарат" и тому подобные выражения, чтобы в подсознании читателя само слово церковь ассоциировалось именно с инквизицией и жестокостью. Даже крепостных крестьян по Грекулову Церковь эксплуатировала не иначе как "с исключительной жестокостью". Опять тонкий непредосудительный ход: и вроде как придраться не к чему, и результат достигнут.
3. На весь этот сплошной негативный фон накладываются все имеющиеся факты. Причем в кучу сваливается все: и собственно прегрешения священников, и действия властей, нередко действовавших против церковной власти, и грехи самих гонимых (самосожжение, бунт против властей) и самосуды обычных крестьян. А ведь историкам известно, что самым ярым борцом со староверами, например, был император Петр Первый, весьма любимый атеистами за его антиклерикализм, упразднение патриаршества, создание Монастырского приказа, секуляризацию монастырских земель и "всешутейшие соборы". И сам Институт инквизиции был насильно внедрен именно "прогрессивным" императором в 1721 году. После смерти Петра, он просуществовал недолго - всего лишь до 1727 года, ибо не прижился к Православной церкви, что, конечно, опять таки противоречит "инквизиторской" (как уверяет нас Грекулов) сущности Церкви. Хотя книга заявлена именно как Православная инквизиция - ни более, ни менее. Впрочем отдадим должное Грекулову, в том, что он, хоть и скрипя зубами, но вынужден был признать что "православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь"
4. Необходимо указать также на то, что в приведенных фактах Грекулов периодически допускает "удобные" ошибки, в которых насколько возможно преувеличивается роль священства. Возьмем для примера следующие слова Грекулова: "Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах - мужчин, старцев и, малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще "великой опалой" от государя и "конечным извержением без милости" от церкви. "Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви 2."
Блеск и нищета Грекулова
Успокоитель
Книга советского историка Грекулова "Православная инквизиция" весьма распространена в Интернете и служит наглядным пособием для демонстрации атеистами жестокости и мракобесия православных христиан.
Конечно, надо признать, что многие факты действительно имели место быть. И не стоит надевать розовые очки, стараясь во всем обелить нашу церковь. Из Евангелия мы знаем, что даже преданные апостолы отрекались от Христа. И поэтому не стоит отнекиваться от того, что и рядовые члены церкви или священнослужители могли грешить. Тем более, когда факты как говорится налицо.
Однако
Все-таки одно дело факты - а другое их интерпретация и выводы на основе анализа фактов. И вот в этом плане книга Грекулова играет откровенно отрицательную роль, распространяя ложь и приучая людей к узости мышления. Поэтому, отдавая должное этой книге, побуждающей честного христианина помнить о бревнах в своих глазах, все-таки укажем на слабость позиции автора и людей любящих махать этим трактатом перед православными носами.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
Итак, для начала стоит отметить что книга - необъективна уже хотя бы потому, что написана именно советским человеком. А дождаться от советских ученых объективности по отношению к церкви не легче чем сострадания у голодного тигра. Советские историки выполняли госзаказ, который помимо прочего включал и борьбу с религией на всех направлениях. Поэтому Грекулов старательно выводил в своей книге образ чудовища под названием Православная церковь на фоне льстивых комплиментов в адрес "ума, чести и совести нашей эпохи" и обязательных цитат из многотонных трудов Ильича. Мы не знаем верил ли сам своим словам Грекулов когда печатал следующие строки "Лишь в результате завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции были уничтожены в России религиозные преследования, всякая дискриминация, связанная с национальной и религиозной принадлежностью. Советская власть на деле обеспечила полную свободу совести независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности. Каждому гражданину Советского Союза предоставлено право исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой, т.е. быть атеистом.". Однако никаких таких намеков на то, что в самом Советском Союзе существовала эксплуатация рабочего класса, преследования верующих и массовые расстрелы мы там не найдем. Все это может говорить либо о слепоте и невежестве, либо о банальном лицемерии и угодничестве автора, что, наверное, ближе к истине - все-таки не мальчиком же неразумным был этот человек.
Также необъективность книги видна уже из ее содержания. Действительно, чтобы тщательно проанализировать какое-либо явление и составить о нем наиболее объективную картину, исследователю необходимо рассмотреть его с разных точек зрения и не упускать всего объема деталей. Посмотрим название глав книги:
o Введение.
o Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения.
o Глава II. Ведовские процессы..
o Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом.
o Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением.
o Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России.
o Глава VI. Отлучение и анафема.
o Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы.
o Глава VIII. Гонения на просвещение и науку.
Как видим, здесь нет глав:
Православная церковь против человеческих жертвоприношений.
Православная церковь и ее роль в национально -освободительном движении.
Православная церковь и ее вклад в развитие науки и образования
Православная церковь и терпимость к другим религиям.
Православная церковь и ее роль в организации семейной жизни.
Православная церковь и традиции милосердия
Православная церковь и ее миротворческая и посредническая роль.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
Почитаешь Грекулова, и создается впечатление, что попы на Руси только и делали, что сжигали ведьм, доводили староверов до самосожжения, заставляли крепостных работать до потери пульса да насильственно христианизировали белых и пушистых татар.
Как будто и не было на Руси, ни патриарха Гермогена, поднявшего восстание против польских интервентов, ни святого Нила Сорского, выступавшего за нестяжание, ни осуждающих Иосифа Волоцкого писем от кирилловских старцев, ни Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву с Мамаем, ни образовательных центров при монастырях, ни огромного количества больниц и приютов для обездоленных, ни мирного сосуществования с иноверцами, да и просто как будто не было мирной спокойной и благочестивой жизни. По Грекулову на Руси царил один беспросветный мрак. Как при этом Русь выстояла против могущественнейших завоевателей и создала величайшую империю в мире - непонятно.
Теперь посмотрим, как Грекулов добивался необходимого результата. Надо отдать должное автору: он очень старался, выискивал все, что можно хоть как-то использовать против Церкви. И в этом плане его книга ценна именно своей наиболее полной компиляцией из разных исторических источников. Поэтому атеистам стоит помнить, что большего они никогда не добьются и повесить на православных любимые атеистами "миллионы сожженых" никак не получится.
Все, что Грекулов мог сделать, он сделал, а у него никаких миллионов даже и в помине нет. Почему так - наверное, многие атеисты даже не задумывались. Мы воспитанные в последнее время на том, что любой шарлатан типа Фоменко или Дона Брауна может выдать какие угодно "факты" и какие угодно "цифры", не можем понять, почему Грекулов при всей своей ненависти не смог сделать того же.
- - - Добавлено - - -
Продолжение.
А дело в том, что при всех своих недостатках серьезные академические историки все-таки вынуждены были подкреплять свои рассуждения конкретными цифрами из конкретных исторических источников. Иначе позора потом бы не обернулись, если какой-нибудь буржуйский историк на какой-нибудь международной конференции указал бы пальцем на подобную ложь. Это сейчас современным "историкам" все фиолетово, а во времена не обезображенные Интернетом, ситуация была в этом плане получше.
Поэтому перед Грекуловым стояла трудная задача по очернению всей Церкви исходя из того, что у него было на руках. По его словам "Предлагаемая вниманию читателя книга рассказывает об инквизиционном аппарате православной церкви, об ее расправе с участниками народных антифеодальных движений, принимавших форму ересей, о борьбе церкви против общественно - прогрессивных взглядов, против просвещения народа и развития материалистической науки." И надо признать в принципе он эту задачу выполнил, в том смысле что у неподготовленного читателя именно такое ощущение полнейшей регрессивности и жестокости Православия и остается. Посмотрим внимательнее, как он это сделал.
Во-первых, как уже было сказано он опускает все что было положительного в деятельности Церкви, что без сомнения испортило бы общую картину. Как говорится, ведь не соврал же - просто умолчал. За это не судят.
Во-вторых, на протяжении всей книги он создает постоянный негативный фон. Текст насыщается выражениями "инквизиция", "инквизиционные методы расправы" "свою инквизиторскую деятельность", "инквизиционные меры воздействия" , "инквизиционный аппарат" и тому подобные выражения, чтобы в подсознании читателя само слово церковь ассоциировалось именно с инквизицией и жестокостью. Даже крепостных крестьян по Грекулову Церковь эксплуатировала не иначе как "с исключительной жестокостью". Опять тонкий непредосудительный ход: и вроде как придраться не к чему, и результат достигнут.
3. На весь этот сплошной негативный фон накладываются все имеющиеся факты. Причем в кучу сваливается все: и собственно прегрешения священников, и действия властей, нередко действовавших против церковной власти, и грехи самих гонимых (самосожжение, бунт против властей) и самосуды обычных крестьян. А ведь историкам известно, что самым ярым борцом со староверами, например, был император Петр Первый, весьма любимый атеистами за его антиклерикализм, упразднение патриаршества, создание Монастырского приказа, секуляризацию монастырских земель и "всешутейшие соборы". И сам Институт инквизиции был насильно внедрен именно "прогрессивным" императором в 1721 году. После смерти Петра, он просуществовал недолго - всего лишь до 1727 года, ибо не прижился к Православной церкви, что, конечно, опять таки противоречит "инквизиторской" (как уверяет нас Грекулов) сущности Церкви. Хотя книга заявлена именно как Православная инквизиция - ни более, ни менее. Впрочем отдадим должное Грекулову, в том, что он, хоть и скрипя зубами, но вынужден был признать что "православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь"
4. Необходимо указать также на то, что в приведенных фактах Грекулов периодически допускает "удобные" ошибки, в которых насколько возможно преувеличивается роль священства. Возьмем для примера следующие слова Грекулова: "Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах - мужчин, старцев и, малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще "великой опалой" от государя и "конечным извержением без милости" от церкви. "Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви 2."
Комментарий