Вот еще знаковая "непараллельная параллель".
Мне придется привести крупные цитаты. Чтобы все тонкости контекста были перед глазами.
Судей 7:
9 В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои;
10 если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга твой;
11 и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому полку вооруженных, которые были в стане.
12 Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.
13 Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался.
14 Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан.
15 Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился Господу и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.
16 И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники.
17 И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте;
18 когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: меч Господа и Гедеона!
19 И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их.
20 И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!
21 И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство.
22 Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы.
В том же ряду:
4Цар.6:24 После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию.
25 И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного пометапо пяти сиклей серебра.
7:5 И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека.
6 Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас.
7 И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя.
В первом случае совсем не мечи обратили в бегство неприятеля, во втором и вовсе никаких устрашающих действий со стороны осажденных жителей не производилось.
Имеет смысл отметить, что прокаженные, пришедшие в стан Сирийский, уже не застали там ни одного человека. Так что ст.6 это уже чья-то трактовка произошедшего события. Может быть, Елисей знал о том, как же все случилось, да рассказывать не стал? Или это он так рассказал?
А теперь событие, как бы противоположное, но все-таки "параллельное".
4Цар.3: 26 И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли.
27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.
Давайте попробуем взглянуть на это событие с другой стороны из-за стен моавитских.
Итак, враг одолевает и нет уже никакого спасения. И тогда царь прибегает к последнему, надо полагать уже испытанному в традиции, средству.
Жертвоприношение Богу сына своего первенца.
И средство сработало.
Если бы в тысячелетиях сохранились книги маовитян, то, пожалуй, сейчас мы обсуждали бы то, как правильно зажаривать своих сыновей или сыновей своих первенцев - для Бога, для того, чтобы угодить Ему.
Однако Бог судил иначе.
Однако для чего-то в Книге сохранены и эти строки. И еще много строк, заставляющих задуматься о том, так ли уж стопроцентно понимали Бога и Пути Его те, кто утверждали свое понимание и свою трактовку событий.
Однако почему-то ни те, кто охранял Ветхий Завет
(как говорят его противники в своих корыстных целях),
ни те, кто отбирал в Канон книги В.З. и книги Н.З
(как говорят их противники в своих корытных целях и даже правили в этих книгах в тех же целях что и как хотели),
почему-то все эти и многие другие, очень спорные моменты, ни подправили, ни вычеркнули.
Я бы (на их месте, не на своем) точно бы подправила, чтобы не вводить в соблазн. Насколько же проще управлять и извлекать корысть, когда нет в Главной книге ничего, что могло бы породить сомнения.
Если бы Бог позволил. Все-таки Он крепко держит Свою Книгу в Своих Руках.
Исаия 42:18
Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад!"
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.
1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
Какие еще авторитеты нужны, чтобы разъяснять то, о чем прямо сказано в Книге?
Мне придется привести крупные цитаты. Чтобы все тонкости контекста были перед глазами.
Судей 7:
9 В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои;
10 если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга твой;
11 и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому полку вооруженных, которые были в стане.
12 Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.
13 Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался.
14 Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан.
15 Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился Господу и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.
16 И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники.
17 И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте;
18 когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: меч Господа и Гедеона!
19 И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их.
20 И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!
21 И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство.
22 Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы.
В том же ряду:
4Цар.6:24 После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию.
25 И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного пометапо пяти сиклей серебра.
7:5 И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека.
6 Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас.
7 И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя.
В первом случае совсем не мечи обратили в бегство неприятеля, во втором и вовсе никаких устрашающих действий со стороны осажденных жителей не производилось.
Имеет смысл отметить, что прокаженные, пришедшие в стан Сирийский, уже не застали там ни одного человека. Так что ст.6 это уже чья-то трактовка произошедшего события. Может быть, Елисей знал о том, как же все случилось, да рассказывать не стал? Или это он так рассказал?
А теперь событие, как бы противоположное, но все-таки "параллельное".
4Цар.3: 26 И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли.
27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.
Давайте попробуем взглянуть на это событие с другой стороны из-за стен моавитских.
Итак, враг одолевает и нет уже никакого спасения. И тогда царь прибегает к последнему, надо полагать уже испытанному в традиции, средству.
Жертвоприношение Богу сына своего первенца.
И средство сработало.
Если бы в тысячелетиях сохранились книги маовитян, то, пожалуй, сейчас мы обсуждали бы то, как правильно зажаривать своих сыновей или сыновей своих первенцев - для Бога, для того, чтобы угодить Ему.
Однако Бог судил иначе.
Однако для чего-то в Книге сохранены и эти строки. И еще много строк, заставляющих задуматься о том, так ли уж стопроцентно понимали Бога и Пути Его те, кто утверждали свое понимание и свою трактовку событий.
Однако почему-то ни те, кто охранял Ветхий Завет
(как говорят его противники в своих корыстных целях),
ни те, кто отбирал в Канон книги В.З. и книги Н.З
(как говорят их противники в своих корытных целях и даже правили в этих книгах в тех же целях что и как хотели),
почему-то все эти и многие другие, очень спорные моменты, ни подправили, ни вычеркнули.
Я бы (на их месте, не на своем) точно бы подправила, чтобы не вводить в соблазн. Насколько же проще управлять и извлекать корысть, когда нет в Главной книге ничего, что могло бы породить сомнения.
Если бы Бог позволил. Все-таки Он крепко держит Свою Книгу в Своих Руках.
Исаия 42:18
Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад!"
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.
1 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
Какие еще авторитеты нужны, чтобы разъяснять то, о чем прямо сказано в Книге?
Комментарий