7 Вселенский Собор, анафемы еретикам
согласен с Вами!
7 Вселенский Собор
- .. Собор 754 г
ПРИЧИНЫ СОЗЫВА СОБОРА.
Святой и Вселенский Собор, созванный по Божьей благодати и благочестивейшему повелению боговенчанных и
православных наших императоров Константина и Льва в этом богохранимом и царствующем городе в
досточтимом Храме святой и непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так называемом
Влахернском, определил нижеследующее. Причина и завершение всего есть Божество, Которое по благости
Своей воззвало всё из небытия к бытию, определило быть всему в прекрасном и благоустроенном виде, чтобы,
обладая дарованным благодатью благоустройством, всё продолжало своё существование неизменно и
оставалось в истинном своём положении, не делая уклонения ни в ту, ни в другую сторону. Люцифер
(светоносец), так названный по причине прежней своей славы, занимая назначенное ему место вблизи Бога,
устремил свою мысль выше Создавшего его и через это стал тьмою вместе с отступнической силой. Ниспавши
из преславного, светотворного и пресветлого богоначалия, Он явился вместо того творцом, изобретателем и
учителем всякого зла. Он видеть не может того, что в ту славу, в которой он был поставлен, теперь возведён
созданный Богом человек. Он истощил против него всю свою злобу, лестью сделал его чуждым славы и
светлости Божьей, убедив его поклоняться твари вместо Творца. Поэтому Создатель Бог не захотел видеть,
чтобы дело рук Его шло к окончательной погибели, но через закон и пророков заботился о его спасении. А когда
и при этих средствах оно не могло возвратиться к прежней свой славе, то Бог в последние и предопределённые
времена благоволил послать на землю Своего Сына и Слово. Оный по благоволению Отца и при содействии
равного Ему по могуществу животворящего Духа поселился в девических ложеснах и от святой и непорочной
плоти Девы принял в Свою субстанцию или Ипостась единосущную нам плоть. Он сплотил и образовал её при
посредстве разумной мыслящей души, родился от неё превыше всякого слова и разума, претерпел
добровольно крест, принял смерть и в три дня восстал из мёртвых, исполнив всё домостроительство спасения.
Он (Бог-Слово) избавил нас от тлетворного учения демонского, или, иначе, от заблуждения и служения
идольского, и даровал нам поклонение духом и истиною. И затем Он вознёсся на небеса с воспринятым
естеством нашим, оставив святых своих учеников и апостолов учителями этой, ведущей к спасению, веры. Они
же, украсив Церковь нашу как Невесту Его различными благочестивыми и изливающими свет догматами,
представили её прекрасною и пресветлою, как будто одетою в разнообразные золотые одежды. Божественные
отцы и учители наши, а равно и шесть святых и Вселенских Соборов, приняв её таким способом украшенной,
сохранили славу её не умалённой. Вышеупомянутый творец зла, не перенося благолепия Церкви, не
переставал в разные времена и разными способами обмана подчинять своей власти род человеческий. Под
личиной христианства он ввёл идолопоклонство, убедив своими лжемудрствованиями склонявшихся к
христианству язычников не отпадать от твари, но поклоняться ей, чтить её и почитать Богом тварь под именем
Христа. Поэтому как начальник древний и совершитель нашего спасения Иисус послал всюду Своих премудрых
учеников и апостолов, облечённых силою Всесвятого Духа, для уменьшения таких идолопоклонников, так и ныне
Он воздвиг служителей Своих, подобных апостолам, верных наших императоров, умудрённых силою того же
Духа, для нашего усовершения и наставления, для истребления демонских оплотов, воздвигаемых против
познания Бога, и для обличения дьявольского коварства и заблуждения. Они же, движимые ревностью по Богу и
будучи не в состоянии видеть Церковь верующих разграбляемой коварством дьяволов, созвали весь священный
сонм боголюбезных епископов, чтобы, собравшись вместе, исследовать Писание о соблазнительном обычае
делать изображения, отвлекающие ум человеческий от высокого и угодного Богу служения к земному и
вещественному почитанию твари. А также, чтобы изречь то, что ими будет определено, так как они знают, что у
пророков написано: "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он
вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7). И вот мы, собравшиеся на этот священный Собор, в числе 338 человек,
следуя соборным постановлениям, с любовью принимаем и проповедуем учение и предания, которые соборы
утвердили и твёрдо хранить заповедали.
ГЛАВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДЫДУЩИХ СОБОРОВ
На первом месте стоит святый и Вселенский великий Собор, созванный в Никее при святом и великом
императоре Константине. Этот Собор лишил священного достоинства нечестивейшего Ария за то, что он
говорил, будто не созданный Сын Божий, единосущный Отцу и Святому Духу, имеющий во всём одинаковую с
Ними честь и славу, есть творение. Этот же Собор провозгласил и богоизречённый Символ спасительной веры
нашей. Затем следует Собор 150 святых отцов, собравшихся в этом царствующем городе при императоре
Феодосии Великом. Он осудил духоборца Македония, как изрекавшего богохульства против Всесвятого и не
созданного Духа и нечестиво учившего, будто Он не единосущен Отцу и Сыну. Собор продолжил тот же символ
спасительной веры нашей, подтвердив, что Святый и Всемогущий Дух есть Бог. После этих Соборов следовал
собор 200 святых отцов, впервые собравшийся в Ефесе при императоре Феодосии Младшем. Он осудил
мыслившего по иудейски Нестория, который думал, что Христос Бог-Слово пребывает отдельно от другого
Христа, родившегося от жены, и представлял, что особо и отдельно находится Бог-Слово и отдельно человек, а
потому учил, что в одном Христе пребывают две ипостаси, и отвергал ипостасное единство, по которому
воздаётся поклонение не одному в другом, но мыслится единый Иисус Христос, Сын единородный, Которому
воздаётся единое поклонение вместе с Его плотью. Потом следует великий и преславный Собор Халкидонский,
собравшийся при боголюбезном императоре Маркиане. Он анафемствовал Диоскора и несчастного Евтихия,
учивших, что после высочайшего и ипостасного соединения Бога-Слова с плотью тот же единый Христос и
Господь пребывает не в двух естествах, но что из двух естеств произошло соединение и образовалось одно
смешанное и слитное. За ним следует собравшийся в Константинополе Собор из 165 святых отцов при
блаженной памяти Юстиниане. Он анафемствовал Оригена, который называется Адамантовым, Евагрия,
Дидима, вместе с их нечестивыми сочинениями, Феодора Мопсуетского, и Дидора, учителя Несториева, Севера
[Антиохийского], Петра, Зоора вместе с их нечестивыми учениями, и так называемое послание Ивы к Мару
Персу. Собор утвердил также учения святого и Вселенского IV Собора. Подобным же образом и Собор, бывший
во времена благочестивого императора Константина в этом богохранимом городе и состоявший из 170 святых
отцов. Он анафемствовал и предал отлучению Феодора Фаранского, Кира Александрийского, Гонория Римского,
Сергия, Павла, Пирра и Петра, здешних предстоятелей, Макария Антиохийского и его ученика Стефана за то,
что они говорили, будто бы одна воля и действие в двух естествах единого Христа Бога нашего. Итак, эти шесть
святых и Вселенских Соборов благочестиво и богоугодно изложили догматы нашей непорочной христианской
веры. Будучи научены из богопреданного Евангелия, они передали, что одна ипостась во Христе Господе и Боге
нашем имеет два естества и две воли и два действия, и учили, что одному и тому же принадлежат и чудеса и
страдания.
продолжение...
согласен с Вами!
7 Вселенский Собор
- .. Собор 754 г
ПРИЧИНЫ СОЗЫВА СОБОРА.
Святой и Вселенский Собор, созванный по Божьей благодати и благочестивейшему повелению боговенчанных и
православных наших императоров Константина и Льва в этом богохранимом и царствующем городе в
досточтимом Храме святой и непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так называемом
Влахернском, определил нижеследующее. Причина и завершение всего есть Божество, Которое по благости
Своей воззвало всё из небытия к бытию, определило быть всему в прекрасном и благоустроенном виде, чтобы,
обладая дарованным благодатью благоустройством, всё продолжало своё существование неизменно и
оставалось в истинном своём положении, не делая уклонения ни в ту, ни в другую сторону. Люцифер
(светоносец), так названный по причине прежней своей славы, занимая назначенное ему место вблизи Бога,
устремил свою мысль выше Создавшего его и через это стал тьмою вместе с отступнической силой. Ниспавши
из преславного, светотворного и пресветлого богоначалия, Он явился вместо того творцом, изобретателем и
учителем всякого зла. Он видеть не может того, что в ту славу, в которой он был поставлен, теперь возведён
созданный Богом человек. Он истощил против него всю свою злобу, лестью сделал его чуждым славы и
светлости Божьей, убедив его поклоняться твари вместо Творца. Поэтому Создатель Бог не захотел видеть,
чтобы дело рук Его шло к окончательной погибели, но через закон и пророков заботился о его спасении. А когда
и при этих средствах оно не могло возвратиться к прежней свой славе, то Бог в последние и предопределённые
времена благоволил послать на землю Своего Сына и Слово. Оный по благоволению Отца и при содействии
равного Ему по могуществу животворящего Духа поселился в девических ложеснах и от святой и непорочной
плоти Девы принял в Свою субстанцию или Ипостась единосущную нам плоть. Он сплотил и образовал её при
посредстве разумной мыслящей души, родился от неё превыше всякого слова и разума, претерпел
добровольно крест, принял смерть и в три дня восстал из мёртвых, исполнив всё домостроительство спасения.
Он (Бог-Слово) избавил нас от тлетворного учения демонского, или, иначе, от заблуждения и служения
идольского, и даровал нам поклонение духом и истиною. И затем Он вознёсся на небеса с воспринятым
естеством нашим, оставив святых своих учеников и апостолов учителями этой, ведущей к спасению, веры. Они
же, украсив Церковь нашу как Невесту Его различными благочестивыми и изливающими свет догматами,
представили её прекрасною и пресветлою, как будто одетою в разнообразные золотые одежды. Божественные
отцы и учители наши, а равно и шесть святых и Вселенских Соборов, приняв её таким способом украшенной,
сохранили славу её не умалённой. Вышеупомянутый творец зла, не перенося благолепия Церкви, не
переставал в разные времена и разными способами обмана подчинять своей власти род человеческий. Под
личиной христианства он ввёл идолопоклонство, убедив своими лжемудрствованиями склонявшихся к
христианству язычников не отпадать от твари, но поклоняться ей, чтить её и почитать Богом тварь под именем
Христа. Поэтому как начальник древний и совершитель нашего спасения Иисус послал всюду Своих премудрых
учеников и апостолов, облечённых силою Всесвятого Духа, для уменьшения таких идолопоклонников, так и ныне
Он воздвиг служителей Своих, подобных апостолам, верных наших императоров, умудрённых силою того же
Духа, для нашего усовершения и наставления, для истребления демонских оплотов, воздвигаемых против
познания Бога, и для обличения дьявольского коварства и заблуждения. Они же, движимые ревностью по Богу и
будучи не в состоянии видеть Церковь верующих разграбляемой коварством дьяволов, созвали весь священный
сонм боголюбезных епископов, чтобы, собравшись вместе, исследовать Писание о соблазнительном обычае
делать изображения, отвлекающие ум человеческий от высокого и угодного Богу служения к земному и
вещественному почитанию твари. А также, чтобы изречь то, что ими будет определено, так как они знают, что у
пророков написано: "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он
вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7). И вот мы, собравшиеся на этот священный Собор, в числе 338 человек,
следуя соборным постановлениям, с любовью принимаем и проповедуем учение и предания, которые соборы
утвердили и твёрдо хранить заповедали.
ГЛАВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДЫДУЩИХ СОБОРОВ
На первом месте стоит святый и Вселенский великий Собор, созванный в Никее при святом и великом
императоре Константине. Этот Собор лишил священного достоинства нечестивейшего Ария за то, что он
говорил, будто не созданный Сын Божий, единосущный Отцу и Святому Духу, имеющий во всём одинаковую с
Ними честь и славу, есть творение. Этот же Собор провозгласил и богоизречённый Символ спасительной веры
нашей. Затем следует Собор 150 святых отцов, собравшихся в этом царствующем городе при императоре
Феодосии Великом. Он осудил духоборца Македония, как изрекавшего богохульства против Всесвятого и не
созданного Духа и нечестиво учившего, будто Он не единосущен Отцу и Сыну. Собор продолжил тот же символ
спасительной веры нашей, подтвердив, что Святый и Всемогущий Дух есть Бог. После этих Соборов следовал
собор 200 святых отцов, впервые собравшийся в Ефесе при императоре Феодосии Младшем. Он осудил
мыслившего по иудейски Нестория, который думал, что Христос Бог-Слово пребывает отдельно от другого
Христа, родившегося от жены, и представлял, что особо и отдельно находится Бог-Слово и отдельно человек, а
потому учил, что в одном Христе пребывают две ипостаси, и отвергал ипостасное единство, по которому
воздаётся поклонение не одному в другом, но мыслится единый Иисус Христос, Сын единородный, Которому
воздаётся единое поклонение вместе с Его плотью. Потом следует великий и преславный Собор Халкидонский,
собравшийся при боголюбезном императоре Маркиане. Он анафемствовал Диоскора и несчастного Евтихия,
учивших, что после высочайшего и ипостасного соединения Бога-Слова с плотью тот же единый Христос и
Господь пребывает не в двух естествах, но что из двух естеств произошло соединение и образовалось одно
смешанное и слитное. За ним следует собравшийся в Константинополе Собор из 165 святых отцов при
блаженной памяти Юстиниане. Он анафемствовал Оригена, который называется Адамантовым, Евагрия,
Дидима, вместе с их нечестивыми сочинениями, Феодора Мопсуетского, и Дидора, учителя Несториева, Севера
[Антиохийского], Петра, Зоора вместе с их нечестивыми учениями, и так называемое послание Ивы к Мару
Персу. Собор утвердил также учения святого и Вселенского IV Собора. Подобным же образом и Собор, бывший
во времена благочестивого императора Константина в этом богохранимом городе и состоявший из 170 святых
отцов. Он анафемствовал и предал отлучению Феодора Фаранского, Кира Александрийского, Гонория Римского,
Сергия, Павла, Пирра и Петра, здешних предстоятелей, Макария Антиохийского и его ученика Стефана за то,
что они говорили, будто бы одна воля и действие в двух естествах единого Христа Бога нашего. Итак, эти шесть
святых и Вселенских Соборов благочестиво и богоугодно изложили догматы нашей непорочной христианской
веры. Будучи научены из богопреданного Евангелия, они передали, что одна ипостась во Христе Господе и Боге
нашем имеет два естества и две воли и два действия, и учили, что одному и тому же принадлежат и чудеса и
страдания.
продолжение...
Комментарий