На ваш ИИ.
Отвечает другой ИИ
Догмат о безошибочности актов Папы Римского, провозглашённых ex cathedra
1. Суть догмата
В Католической Церкви существует учение, согласно которому Папа Римский, когда он говорит ex cathedra — то есть как верховный пастырь и учитель всей Вселенской Церкви, — и торжественно определяет учение о вере или нравственности, обращаясь ко всей Церкви с требованием его признания, — говорит безошибочно, потому что в этом акте действует Святой Дух, охраняющий Церковь от ошибки в вопросах, необходимых для спасения.
Безошибочность здесь понимается не как личное свойство Папы, а как особое действие Святого Духа в момент официального, окончательного определения догмата или нравственного учения, обязательного для всех верующих.
2. Разграничения
3. Условия действия догмата (Pastor Aeternus, I Ватиканский собор, 1870)
Безошибочность Папы при ex cathedra высказывании действует только при одновременном выполнении четырёх условий:
4. Основание в Священном Писании
Католическое толкование видит здесь обетование Христа о сохранении Церкви от ошибки в её учительном служении через преемников Петра.
5. Формулировка Pastor Aeternus (смысловая передача)
6. Краткая современная формулировка
Отвечает другой ИИ
Догмат о безошибочности актов Папы Римского, провозглашённых ex cathedra
1. Суть догмата
В Католической Церкви существует учение, согласно которому Папа Римский, когда он говорит ex cathedra — то есть как верховный пастырь и учитель всей Вселенской Церкви, — и торжественно определяет учение о вере или нравственности, обращаясь ко всей Церкви с требованием его признания, — говорит безошибочно, потому что в этом акте действует Святой Дух, охраняющий Церковь от ошибки в вопросах, необходимых для спасения.
Безошибочность здесь понимается не как личное свойство Папы, а как особое действие Святого Духа в момент официального, окончательного определения догмата или нравственного учения, обязательного для всех верующих.
2. Разграничения
- Безошибочность — это не безгрешность. Папа остаётся человеком, способным к ошибкам в суждениях, действиях, политике, науке, частных мнениях, и даже в богословских рассуждениях, если они не являются актом ex cathedra.
- Догмат не утверждает, что каждый документ, проповедь или интервью Папы безошибочны.
- Учение говорит только о особых актах официального учительства, приуроченных к теме веры или нравственности.
3. Условия действия догмата (Pastor Aeternus, I Ватиканский собор, 1870)
Безошибочность Папы при ex cathedra высказывании действует только при одновременном выполнении четырёх условий:
- Субъект — Папа Римский в качестве верховного пастыря и учителя всех христиан, а не как частное лицо.
- Предмет — учение, касающееся веры или нравственности.
- Форма — торжественное и окончательное определение, исключающее возможность дальнейших споров внутри Церкви по этому вопросу.
- Адресат — вся Вселенская Церковь.
4. Основание в Священном Писании
- Мф. 16:18–19 — «…ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою… дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах…»
- Лк. 22:32 — Христос говорит Петру: «…Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих».
- Ин. 21:15–17 — «Паси овец Моих» — особое поручение пастырского служения Петру.
Католическое толкование видит здесь обетование Христа о сохранении Церкви от ошибки в её учительном служении через преемников Петра.
5. Формулировка Pastor Aeternus (смысловая передача)
Когда Римский Папа говорит ex cathedra, то есть, исполняя свой долг пастыря и учителя всех христиан, и определяет учение о вере или нравственности, которое должно соблюдаться всей Церковью, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель желал наделить Свою Церковь при определении учений о вере и нравственности; поэтому такие определения Папы неизменны сами по себе, а не по согласию Церкви.
6. Краткая современная формулировка
Папа Римский — грешный человек и может ошибаться. Но когда он, как верховный пастырь всей Церкви, ex cathedra торжественно определяет учение о вере или нравственности, обязательное для всех верующих, тогда в его словах действует Святой Дух, и это учение безошибочно — не по человеческому разумению, а по Божественному обетованию.
Комментарий