Голодомор (по книге Конквеста "Жатва скорби")
Свернуть
X
-
-
В чем-то согласна.
Еще в 20-х годах прошлого века крупный советский военачальник Александр Андреевич Свечин, в прошлом генерал старой русской армии, отмечал:
« Господствующий в государстве класс склонен рассматривать свои интересы, как государственные, и прибегает к помощи государственного аппарата для отстаивания их Господство правящего класса только тогда является прочным, когда он не слишком узко толкует свои интересы; гегемон, ведущий внешнюю политику, не может, не вызвав гибельного кризиса, жертвовать интересами общего исторического целого».
У власти остался тот же класс, потомственные партбюрократы и их детки.
Называть их либералами и демократами так же смешно, как всерьез принимать название партии Жириновского.Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
«Жатва скорби»
Но бывали другие судьбы: дети находили дальних родственников или же дети более старшего возраста получали хоть какую-то работу. Многие, однако, кончили тем, что осели в мире старого преступного элемента в мире «урок», который, начиная с 17-го века, жил своей отдельной жизнью, имел особую культуру, законы, даже свой жаргон.
Собственно урок насчитывали в 40-е годы от полумиллиона до миллиона. Так называемый «молодой элемент», то есть мальчиков-подростков, личность которых никогда не «социализировалась», единодушно во всех отзывах из трудовых лагерей и тюрем признавали самыми ужасными среди представителей преступного мира: они убивали из-за малости, не испытывая никогда никаких угрызений совести.
Эти данные относятся, однако, к более поздним годам, а в описываемый период большинство детей еще оставались в границах своих социальных групп и представляли особую проблему для властей.Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
А разве Вы не заметили, что это был ответ на сонино(лукавое):
Сообщение от СоняИ этот готовящийся разными и многочисленными силами переворот пытается оживить призраки прошлого и черпает в них силу . Когда не государство для человека, а человек для государства.Комментарий
-
* * *
Огромный поток сирот, «беспризорных», наводнил страну после голода 19211922 гг. Организации, занимавшиеся помощью голодающим, фиксировали тогда «банды бродяг из дюжины или более человек, предводительствуемые 1012-летним мальчишкой, зачастую с младенцем на руках.»[30] Эти факты признавались самими властями. Даже советские романисты посвящали теме «беспризорных» свои романы например, «Странники» В.Шишкова, в котором изображена колония детей, живущих на берегу реки в большой заброшенной лодке. Они занимались грабежом, сексом, глотали наркотики и доходили, наконец, до убийств.
Нынешнее (третье) издание Большой Советской Энциклопедии помещает данные о том, что число детей, нуждавшихся в непосредственной помощи государства, составляло в 1921 году от 4 до 6 миллионов, в 1923-м от 2,5 до 4 миллионов. В 19211922 гг. только в одном Поволжье 5 миллионов человек получили эту помощь, а в 1923-м больше одного миллиона. В 1921 году в детских домах было 940 000 детей, в 1924-м 280 000, в 1926-м 250 000, а в 19271928 гг. 159 000; никакой информации или статистики о последующих годах не имеется, кроме простого заявления, что «проблема была в основном ликвидирована» в середине 30-х годов.
Хотя энциклопедия утверждает, что беспризорные дети явление лишь 20-х годов и что в последующие годы оно было незначительным и потому не получило никакого отражения в литературе, тем не менее есть множество официальных отчетов о нем, относящихся к исследуемому нами периоду голода.
Одним из излюбленных пропагандистских приемов было сваливать и эту проблему тоже на кулаков. «Некоторые затруднения в снабжении продовольствием в определенных районах страны были намеренно использованы для увеличения числа бездомных детей в городах. Отправляйте детей в города и пусть государство позаботится о них в детских домах Местные руководители народного образования не всегда и не везде понимали, что это ничто иное как трюк кулаков. Вместо того, чтобы противостоять ему, сельские работники испытывали к детям сострадание. Для них самым простым и легким было отделаться от этих детей и отправить их в город. А кулаки пользуются этим. Часто сами райисполкомы и в особенности сельсоветы выписывали ребенку сопроводительные документы и отправляли его в городские учреждения защиты детства. Город принимал их. В результате все подобные учреждения были переполнены; создавались новые, а уличных сирот не только не становилось меньше, они все продолжали прибывать Беспризорность росла, в особенности на Северном Кавказе»[31].
В 1935 году было объявлено: «Благодаря тому, что прямая, непосредственная ответственность за заботу о детях была возложена на сельсоветы и колхозы, удалось положить конец существованию беспризорных и необеспеченных детей».
Эта мера создала, наконец, возможность прекратить поток уличных детей из сельской местности в города для определения их в детские дома.[32] В этот период по официальным данным 75 процентов беспризорных детей происходило из сельской местности[33].
Один из советских авторов заявил, что, благодаря успехам индустриализации и коллективизации, проблема беспризорных детей была полностью разрешена: «Это одно из наиболее замечательных свидетельств того, что только социалистическая система может спасти подрастающее поколение от голода, нищеты и бездомности неизбежных спутников буржуазного общества.»[34]
Наверное, имеет смысл поместить здесь и другое замечание по поводу «превосходства» советского отношения к этим сиротам. На совещании наркомата просвещения заместитель народного комиссара М.С.Эпштейн «сравнивал заботу нашей партии и ее вождей с ужасающим положением детей в капиталистических странах. Резкое сокращение числа школ, громадный рост беспризорности вот характерные черты всех капиталистических стран. В США в настоящий момент насчитывается 200 000 бездомных детей и подростков. Суды для юношества, исправительные колонии для юношества и приюты калечат детей; вся система мер буржуазных государств направлена на то, чтобы убрать бездомных детей из поля зрения путем их физического истребления»[35].
Профессор Роберт К.Такер придерживается теории, что советская пресса обычно обвиняет своих врагов именно в том, что само советское правительство делает. Эта теория приложима к заявлению официального журнала, что на Северном Кавказе, где проблема беспризорных детей стояла тогда особенно остро, ее «ликвидировали» в течение двух месяцев предпринятыми для этой цели мерами (которые все-таки не называются)[36]. Как мы увидим позже, способы решения этой проблемы не ограничивались одними гуманитарными методами.Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
Комментарий
-
Не случайно, что он в разной степени был и остается влиятельным и важным учением среди крупных западных мыслителей.
Даже в брежневские времена повсюду, говорят, висели плакаты: "Все во имя человека, все для блага человека".
В отличие от этого, мышление "государственников" чисто азиатское, китайское.
чтобы увековечить стародавнюю русскую беду:
как сказал Ключевский: «Государство пухло, народ хирел».
Величие государства не в ракетах и Курилах, а в достойной жизни здоровых и образованных граждан.
Только экономически сильная неагрессивная (не реваншистская) Россия будет вызывать уважение во всем мире и займет подобающее ей лидерское положение.Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
Вот только сегодня за ужином случайно речь зашла о гаишниках, с мужем рассказывали сыну, что в СССР гаишники взяток не брали, да и представить себе это было невозможно. Он не верит
Автору "послания". Это мы так движемся к духовному совершенству и цивилизации? По-моему, в какую-то другую сторону движемся.
И вот под покровом этого густого розового тумана отодвинутая от кормушки часть элиты, называя себя патриотами и державниками, вполне может, толкаясь за место у кормушки, столкнуть нашу страну в канаву.
Ты глянь, щас простая бабка на базаре звонит внучку по мобильнику: "Подвези зелени или черешни ещё, а то заканчивается". У всех бабушек мобильники!. Жуть, и как он жил. "Барышня, барышня, соедините меня со Смольным"
Худо-бедно, в поликлиники они ходят, хотя там их футболят, ибо нет ещё лекарств от старости и в аптеках какие-то порошки им доступны
А что при СССР. Лежала эта бабка на селе, подыхала без аптек, мобильников и бассейнов.
Я тоже родился слабым здоровьем и, когда мать показала меня на селе, все бабки-родичи говорили, что лучше б я умер, а не мучался.
Ещё до 1980 года (!!!) - я уже не говорю при Сталине - на селе, когда кто-то болел, все только смеялись, когда он заикался про больницу или лекарства.
Мол, что ты чудишь, какой тебе аналагин или апирация. Если надо сеять, пахать, убирать, то больной ты, или дурной, или ещё чего, а в поле выходи. А, если болеешь или стареешь, то не тяни и быстрее умирай.
Сейчас всё же мы двигаемся вперёд по пути цивилизации и духовного совершенства и всё не так жёстко, как было лет 30 тому назад.Наркомании, содомии и педофилии? Новорожденных младенцев в мусорные баки в СССР не выбрасывали.
Комментарий
-
Нет, государство "должно" проводить достаточно сильную социальную политику, способствовать науке, искусству, образованию, здравоохранению.
Но никогда оно само это не сделает, разве что по-своему и в своих, а не наших интересах.
Каждое социальное завоевание - это завоевания.
Негры завоевывали свои права в 60-х, формально данные им на сто лет раньше.
Но общество должно вызреть, доказать - хотя бы на форумах - свой разум и иммунитет к идеям "державности", обольщениям давно съеденной брежневской чечевичной похлебкой, абсурдной и гибельной для 21-го века мечте о сверхмудром диктаторе, юдофобии, конспирологии и проч.
Тогда кремлевские аналитики перестанут вздыхать, что народ не готов для демократии.Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
Только экономически сильная неагрессивная (не реваншистская) Россия будет вызывать уважение во всем мире и займет подобающее ей лидерское положение.Комментарий
-
А вот это, Соня, отголосок все того же генетического сталинского патернализма. Вы должны понимать, что за все это придется расплачиваться. Самое легкое это высокими налогами. Про тяжелое даже говорить неохота.Комментарий
-
* * *
Существовали «детские трудовые лагеря», иными словами, тюремные лагеря, к заключению в которые можно формально приговаривать ребенка. Так, после ареста и депортация кулака в дом к нему явилась бригада искать зерно и попыталась арестовать его жену. Но их юный сын, у которого рука была перевязана из-за нарыва, вступился за мать. Один из членов бригады ударил его по больной руке, и мальчик потерял сознание. В суматохе мать сбежала и спряталась в лесу. Тогда вместо нее арестовали мальчика и через две недели судили за нападение с ножом на начальника бригады. Хотя один из членов бригады к неудовольствию суда рассказал, как все было на самом деле, мальчика тем не менее приговорили к пяти годам заключения в детской трудовой колонии.[37]
Дети, прошедшие через подобное обращение, не хотели сотрудничать с властями. Недавно опубликованные записки начальника трудовой колонии НКВД повествуют, что юные уголовники открыто выражали свое презрение ко всему советскому. Однажды взбунтовавшись, они забаррикадировались в конторе колонии и кричали, что сожгут «тюрьму народов», пародируя ленинское определение царизма; и, действительно, сожгли там все документы и личные дела.[38]
Многие дети, однако, попадали в обычные тюрьмы и лагеря для взрослых. Один из узников вспоминает девятилетнего мальчика, который сидел в харьковской тюрьме в одной камере со взрослыми.[39]
Но даже беспризорники, которые уголовниками не стали, подвергались таким же жестоким карательным мерам. В марте 1933 года на железнодорожном вокзале в Полтаве специальный вагон был поставлен на подъездную ветку, и дети, бродившие вокруг станции в поисках пищи, были под конвоем погружены в этот вагон. Их набралось 75 человек. Их поили суррогатом кофе из поджаренного зерна и кормили небольшим количеством хлеба. Очень скоро они умерли и были закопаны в ямы. Работник железнодорожной станции замечает: «Эта процедура стала настолько обычной, что никто уже не обращал на нее внимания»[40].
В Верхнеднепровске, на правом берегу Днепра, 3000 сирот в возрасте от семи до двенадцати лет, дети репрессированных или высланных кулаков, содержались подобным же образом, умирая с голода всю весну и лето 1933 года[41].
Преподаватель ботаники пишет о детской смертности, которую он наблюдал в Кировограде. Там раньше находился универмаг, который ликвидировали после запрета в стране частной торговли, и несколько его освободившихся зданий превратили в детские дома. Крестьяне приводили своих детей в город и оставляли около детдомов, чтобы их туда забрали. Во время голода детдома были настолько переполнены, что больше не могли вместить детей. Тогда тех перевели в «детский городок», где они могли якобы жить «под открытым небом». Есть им не давали, и они умирали от голода вдали от людских глаз, а смерть их в регистрационных ведомостях объясняли слабостью нервной системы. Городок был окружен забором стеной, чтобы никто не видел, что происходит внутри, но оттуда доносились «ужасающие нечеловеческие вопли женщины крестились и спешили прочь от этого места». Чтобы скрыть размеры смертности, грузовики вывозили трупы только ночами. Тела мертвых детей часто выпадали из машин, и сторожа обходили каждый свой «участок территории», чтобы проверить, не лежит ли там тело какого-нибудь ребенка. Рвы, в которые закапывались тела, заполнялись до самых краев и засыпались таким тонким слоем земли, что волки и собаки разрывали и поедали трупы. Доктор Чинченко подсчитал, что в Кировограде таким образом погибли тысячи детей.[42]
Даже менее импровизированно устроенные детдома были очень скверными. Один из чиновников наркомата просвещения рассказывает, как он однажды посетил привилегированный детский летний лагерь в Ульяновке. После хорошего обеда к нему подошел сотрудник лагеря и тихо предложил ему посмотреть другой детский приют, в четверти мили от этого села. Там стоял каменный амбар, где на покрытом песком полу, в полутьме, размещалось около 200 детей от двух до двенадцати лет, имевших вид скелетов и одетых только в грязные рубашки. Все они плакали и просили хлеба. Когда представитель комиссариата просвещения спросил, кто заботится об этих детях, он получил саркастический ответ: «Партия и правительство». Забота сводилась к вывозу трупов каждое утро.[43]
Девочка в тяжелом состоянии была отправлена в Чернуховский детдом. Туда ее повезли в грузовике с трупами, но общая могила еще не была готова, и потому мертвых (вместе с ней) выгрузили прямо на землю. Она выбралась из груды тел, спаслась и была возвращена к жизни заботами жены еврейского доктора. Доктор этот, Моисей Фельдман, спас много голодающих детей, помещая их в свою больницу с каким-нибудь вымышленным диагнозом и подкармливая там. В связи с этим у него часто бывали неприятности по службе[44].
В другом месте десятилетний мальчик и его шестилетняя сестра после смерти родителей были отправлены в местный детдом в старую крестьянскую хату с выбитыми окнами, где почти что нечего было есть. Медицинская сестра, которая заведовала детдомом, заставляла старших детей рыть могилы и закапывать его умерших обитателей. В конце концов брату пришлось похоронить там сестру[45].Не важно, что написано. Важно как понято.Комментарий
-
[QUOTE=Соня;2894337]
моя "безумная" мысль: а разве текущий политический строй в России так уж и далек от сталинизма -это я писала.Последний раз редактировалось Наталльчик; 05 July 2011, 03:50 AM.Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
Комментарий