Отлично. Вы сказали именно то, что я бы хотел от Вас услышать.
И вот мы следуем Вашим же словам, и начинаем рассматривать палитру совокупного религиозного опыта, насколько он поддаётся передаче от человека к человеку, - и мы видим: в чём-то этот опыт совпадает (и иногда совпадает весьма существенно и впечатляюще), а иногда нет.
Но мы видим, что любой носитель религиозного опыта выставляет "свой" вариант как единственный и "правильный", а отличные варианты - как "неправильные". Разнообразие объясняется чем угодно, - происками дьявола (шайтана etc); глупостью инаковерующего; греховностью инаковерующего; повреждением или расстройством некоего порядка, при котором инаковерия не возникало бы, - но толко не разнообразием самой природы предмета веры. Иными словами, начинают игнорироваться наблюдаемые, повторяющиеся и подтверждаемые факты.
Картина уже получается сложной; а теперь добавим к разнообразию духовного опыта куда большее разнообразие его трактовок, а сверху - разнообразие догматов и взглядов, не вытекающих непосредственно из духовного опыта и авторитетных только в силу традиции. Здесь-то и проходит граница между мной, теистом, и верующим человеком. Видя перед собой эту кучу-малу, эту булькающую кашу, я отказываюсь выбирать какой-то определённый пузырь в ней. Меня начинает интересовать кашеварение в целом.
А понятие греха - атрибут только некоторых "пузырей" в каше. У телемитов, насколько знаю, этого понятия нет. В исламе грех совсем не таков, как в христианстве. Далее, и изнутри христианства грех - тоже не единое понятие. Для православного грешно то, что совсем не грешно для протестанта. Мормону грех выпить чашку кофе, а католику нет. Адвентисту грешно съесть свиную отбивную, а лютеранину нет. Православному грех плюнуть в икону, а СИ грех поклоняться "куску дерева". И т.д.
И вот, мы видим, что "грех" из вселенского и объективного понятия превратился в сугубо частное и субъективное. Говоря о грехе, нам неизбежно придётся уточнять: грех какой религии, конфесии и толка мы имеем в виду. Неудивительно, что я чувствую себя свободным от христианской греховности. А Вы вот, к примеру, чувствуете себя грешником с православной точки зрения; но спорю - Вы спокойно относитесь к тому, что грешны с точки зрения индуизма (говядинку ели). Вас индуизм не беспокоит.
Я отличаюсь от Вас лишь тем, что меня "не беспокоит" на одну конфессию, на один частный случай больше
И потому я интересуюсь не частными случаями, а общим - "кашеварением" в целом. И любой мой личный религиозный опыт, будучи "частным случаем", этому бы только препятствовал.
И вот мы следуем Вашим же словам, и начинаем рассматривать палитру совокупного религиозного опыта, насколько он поддаётся передаче от человека к человеку, - и мы видим: в чём-то этот опыт совпадает (и иногда совпадает весьма существенно и впечатляюще), а иногда нет.
Но мы видим, что любой носитель религиозного опыта выставляет "свой" вариант как единственный и "правильный", а отличные варианты - как "неправильные". Разнообразие объясняется чем угодно, - происками дьявола (шайтана etc); глупостью инаковерующего; греховностью инаковерующего; повреждением или расстройством некоего порядка, при котором инаковерия не возникало бы, - но толко не разнообразием самой природы предмета веры. Иными словами, начинают игнорироваться наблюдаемые, повторяющиеся и подтверждаемые факты.
Картина уже получается сложной; а теперь добавим к разнообразию духовного опыта куда большее разнообразие его трактовок, а сверху - разнообразие догматов и взглядов, не вытекающих непосредственно из духовного опыта и авторитетных только в силу традиции. Здесь-то и проходит граница между мной, теистом, и верующим человеком. Видя перед собой эту кучу-малу, эту булькающую кашу, я отказываюсь выбирать какой-то определённый пузырь в ней. Меня начинает интересовать кашеварение в целом.
А понятие греха - атрибут только некоторых "пузырей" в каше. У телемитов, насколько знаю, этого понятия нет. В исламе грех совсем не таков, как в христианстве. Далее, и изнутри христианства грех - тоже не единое понятие. Для православного грешно то, что совсем не грешно для протестанта. Мормону грех выпить чашку кофе, а католику нет. Адвентисту грешно съесть свиную отбивную, а лютеранину нет. Православному грех плюнуть в икону, а СИ грех поклоняться "куску дерева". И т.д.
И вот, мы видим, что "грех" из вселенского и объективного понятия превратился в сугубо частное и субъективное. Говоря о грехе, нам неизбежно придётся уточнять: грех какой религии, конфесии и толка мы имеем в виду. Неудивительно, что я чувствую себя свободным от христианской греховности. А Вы вот, к примеру, чувствуете себя грешником с православной точки зрения; но спорю - Вы спокойно относитесь к тому, что грешны с точки зрения индуизма (говядинку ели). Вас индуизм не беспокоит.
Я отличаюсь от Вас лишь тем, что меня "не беспокоит" на одну конфессию, на один частный случай больше

Комментарий