Продолжение статьи "Антихрист: кто же он?" на сайте godday.kiev.ua:
Трудную задачу описания левиафана Иов решил, в основном, путём гипертрофирования характерных черт животных, в частности, бегемота (40:10-19) и крокодила (41:5-9, 15). Даниил, живший на много столетий после Иова, ту же задачу решает с помощью антропоморфизма, т.е. перенесения человеческих свойств на явления природы, животных или предметы.
Данная форма древнего анимизма часто встречается в Библии. Например, камни громко взывают, а перекладины из дерева отвечают им (Авв.2:11), камень слышит (Иис.Н.24:27), горы и холмы могут петь, деревья и реки − рукоплескать (Ис.55:12, Пс.97:8). Звёзды сражаются с человеком (Суд.5:20), они ликуют (Иов.38:7), могут хвалить Бога (Пс.148:3), нечисты пред Ним (Иов.25:5). Змей разговаривает с женщиной (Быт.3:1-5), ослица жалуется Валааму (Чис.22:28-30), орёл голосом предупреждает людей (Отк.8:13, а не ангел).
Поэтому Даниил изображает некое существо с признаками животного (Дан.7:7) и со свойствами человека (7:25), наделяя его умом, сердцем, злонамеренностью. "И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесётся, и среди мира погубит многих " (8:25).
Ведь в представлениях древних людей более ранние мифологические символы зверей, со временем, уступили место богам или царям, соединяющим в себе черты человека и животного [Л.28, стр.394]. В Древнем Египте это нашло своё отражение в изображении внешности богов и фараонов.
Гог не просто летящий безжизненный камень, который сделается великою горою (Дан.2:35) , а нечто гораздо большее: воплощение мирового зла, противник Бога, человек беззакония (в Библии гораолицетворяет богопротивные силы [Л.5, стр.203]). Поэтому Даниил (гл.2,7,8), Иезекииль (гл.38), Исаия (гл.14), Иов (гл.41), Иоанн (Отк. гл.6,13, 17), описывая гору губительную, прибегают к пророческому антропоморфизму.
Так Гог, в челюсти которого Господь вложит удила, имеет свойства, присущие человеку (Иез.38:10-12). Однако его действия больше похожи на природные катаклизмы: "И поднимешься, как буря, пойдёшь, как туча, чтобы покрыть землю,− ты и все полчища твои и многие народы с тобою" (ст.9).
Действительно, пылевое облако метеороидного роя, "как туча". При её столкновении с нашей планетой в атмосфере возникнет буря (точнее, мощный вихрь, Иер.25:32, [Л.26]). После чего поверхность земли покроется метеоритами - многими народами, собранными князем Гогом в космическом пространстве (в Кумранских рукописях титул «князь» также используется по отношению к архангелам [Л.24]).
Таким образом, Гог и его "сборище великое и войско многочисленное" (38:15) не являются людьми. О чём свидетельствуют последующие события на земле, обусловленные не сражением армий, а стихийными бедствиями от Бога. "И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы и упадут утёсы, и все стены падут на землю" (ст.20)".
10. Пророческий антропоморфизм








Комментарий