Ненадежные копии
Многие из упомянутых ранее забытых древних трудов были высечены на камне или выдавлены на прочных глиняных пластинах. С Библией все обстояло по-другому. Ее изначально писали на папирусе или на пергаменте, а это гораздо менее прочные материалы. Поэтому рукописи, сделанные теми, кто непосредственно писал Библию, исчезли давным-давно. Как же тогда сохранилась Библия? Многие тысячи копий были усердно переписаны от руки. До внедрения книгопечатания это был обычный способ копирования любой книги.
Однако переписывание от руки таит в себе опасность. Известный археолог и сотрудник Британского музея Фредерик Кеньон объясняет: «Еще не созданы такая человеческая рука и такой мозг, которые могли бы переписать объемную работу целиком без единой ошибки. [...] Ошибки были неизбежны» 4. Если в рукопись вкрадывалась ошибка, то она повторялась при изготовлении копий с этой рукописи. Если на протяжении долгого времени делалось много копий, в них вкрадывалось множество ошибок, допущенных людьми.
Принимая во внимание, сколько тысяч копий Библии было сделано, как же мы можем быть уверены, что такое копирование не изменило ее содержания до неузнаваемости? Возьмем, к примеру, Еврейские Писания Библии Ветхий Завет. Во второй половине VI века до н. э., когда евреи вернулись из вавилонского плена, хранителями текста Еврейских Писаний стала группа еврейских ученых, известная как соферимы (писцы), и в их обязанности входило изготовление копий этих Писаний для использования в совместном и личном поклонении Богу. Эти люди руководствовались высокими принципами, они были мастерами своего дела и превосходно выполняли работу.
С VII по X век н. э. преемниками соферимов были масореты. Их название происходит от еврейского слова, означающего «традиция», и, по существу, они тоже были переписчиками, отвечавшими за сохранение традиционного текста на еврейском языке. Масореты были очень педантичны. Например, в качестве основного текста переписчику надлежало использовать только должным образом заверенную копию, и ему запрещалось писать что-либо по памяти. Прежде чем написать букву, он должен был проверить ее 5. Профессор Норман Готтвальд пишет: «Некоторое представление о тщательности, с которой они исполняли свои обязанности, дает раввинское требование, чтобы все новые рукописи были прочитаны корректорами, а рукописи с ошибками сразу же отбрасывались» .
Многие из упомянутых ранее забытых древних трудов были высечены на камне или выдавлены на прочных глиняных пластинах. С Библией все обстояло по-другому. Ее изначально писали на папирусе или на пергаменте, а это гораздо менее прочные материалы. Поэтому рукописи, сделанные теми, кто непосредственно писал Библию, исчезли давным-давно. Как же тогда сохранилась Библия? Многие тысячи копий были усердно переписаны от руки. До внедрения книгопечатания это был обычный способ копирования любой книги.
Однако переписывание от руки таит в себе опасность. Известный археолог и сотрудник Британского музея Фредерик Кеньон объясняет: «Еще не созданы такая человеческая рука и такой мозг, которые могли бы переписать объемную работу целиком без единой ошибки. [...] Ошибки были неизбежны» 4. Если в рукопись вкрадывалась ошибка, то она повторялась при изготовлении копий с этой рукописи. Если на протяжении долгого времени делалось много копий, в них вкрадывалось множество ошибок, допущенных людьми.
Принимая во внимание, сколько тысяч копий Библии было сделано, как же мы можем быть уверены, что такое копирование не изменило ее содержания до неузнаваемости? Возьмем, к примеру, Еврейские Писания Библии Ветхий Завет. Во второй половине VI века до н. э., когда евреи вернулись из вавилонского плена, хранителями текста Еврейских Писаний стала группа еврейских ученых, известная как соферимы (писцы), и в их обязанности входило изготовление копий этих Писаний для использования в совместном и личном поклонении Богу. Эти люди руководствовались высокими принципами, они были мастерами своего дела и превосходно выполняли работу.
С VII по X век н. э. преемниками соферимов были масореты. Их название происходит от еврейского слова, означающего «традиция», и, по существу, они тоже были переписчиками, отвечавшими за сохранение традиционного текста на еврейском языке. Масореты были очень педантичны. Например, в качестве основного текста переписчику надлежало использовать только должным образом заверенную копию, и ему запрещалось писать что-либо по памяти. Прежде чем написать букву, он должен был проверить ее 5. Профессор Норман Готтвальд пишет: «Некоторое представление о тщательности, с которой они исполняли свои обязанности, дает раввинское требование, чтобы все новые рукописи были прочитаны корректорами, а рукописи с ошибками сразу же отбрасывались» .
Комментарий