Каноничность. Каковы некоторые признаки каноничности 66 книг, входящих в Библию? Прежде всего, канонические книги должны рассказывать о делах Иеговы, побуждать людей поклоняться ему и воспитывать глубокое уважение к его имени и замыслу в отношении земли. Также должны существовать доказательства боговдохновенности этих книг, то есть того, что они написаны под воздействием святого духа (2 Пет. 1:21). Они не должны поощрять суеверия и идолопоклонство, но должны призывать к любви к Богу и служению ему. Любая отдельно взятая книга ни в чем не должна противоречить внутренней согласованности Библии в целом, наоборот, все книги, как одна, должны свидетельствовать в пользу единого Автора Иеговы Бога. Кроме того, ожидается, что канонические книги должны отличаться точностью даже в незначительных деталях. Помимо этих основных признаков существуют и другие доказательства боговдохновенности, или каноничности, касающиеся содержания этих книг, они приведены в комментариях к отдельным книгам Библии, которые напечатаны в предыдущих брошюрах из серии «Все Писание достоверно и полезно», а также в книге «Все Писание вдохновлено Богом и полезно» (англ.). И наконец, установить библейский канон помогают особые обстоятельства, одни из которых касаются Еврейских Писаний, другие Христианских Греческих Писаний.
ЕВРЕЙСКИЕ ПИСАНИЯ
Чтобы признать какую-либо книгу частью вдохновленного Богом Писания, вовсе не нужно было ждать V века до н. э., когда было полностью завершено написание Еврейского канона. Израильтяне с самого начала признавали книги Моисея боговдохновенными, то есть написанными под воздействием Божьего духа. Когда Пятикнижие было окончено, оно на тот момент составляло канон. Последующие откровения Иеговы в отношении его замыслов должны были стать логическим продолжением Пятикнижия и полностью согласовываться с изложенными в нем принципами. Это справедливо в отношении всех книг Библии, особенно тех, которые непосредственно касаются главной ее темы освящения имени Иеговы и оправдания его владычества посредством Царства во главе с Христом, обещанным Семенем.
Еврейские Писания содержат множество пророчеств. Сам Иегова через Моисея описал признаки истинных пророчеств, действительно ли они от Бога или нет, и это помогает установить каноничность пророческих книг (Втор. 13:13; 18:2022). Исследование каждой пророческой книги Еврейских Писаний в отдельности, а также Библии в целом и анализ исторических событий не оставляют ни тени сомнений в том, что «слово», записанное в них, говорилось «именем Господа». Это «слово» сбылось и исполнилось либо в полном объеме, либо в меньшем масштабе или частично, если оно касается того, чему еще только предстоит произойти. Кроме того, оно призывало людей обратиться к Богу. Если пророчество отвечало всем этим требованиям, значит, оно было истинным и вдохновленным Богом.
Каноничность многих книг Еврейских Писаний неоспоримо установлена на основании того, что их цитировали Иисус и те, кто под действием святого духа писали Христианские Греческие Писания, хотя есть книги, например Есфирь и Екклесиаст, которые не цитируются в Греческих Писаниях. Рассматривая каноничность какой-либо книги, необходимо учитывать еще один важный фактор, который применим ко всему библейскому канону. Иегова позаботился, чтобы его слова были записаны для наставления. Они должны были укреплять людей и побуждать их служить ему. А значит, Иегове было необходимо следить и за формированием библейского канона. Он должен был позаботиться, чтобы любой мог безошибочно определить книги, входящие в его Слово истины и представляющие собой прочную «измерительную рейку» для истинного поклонения. Только так земные творения смогли бы получить «новое рождение... через слово... Бога» и свидетельствовать о том, что «слово Иеговы пребывает вечно» (1 Пет. 1:23, 25).
Формирование Еврейского канона. По иудейскому преданию, работу над составлением канона Еврейских Писаний начал Ездра, а закончил Неемия. Ездра, несомненно, лучше других мог справиться с этой работой, потому что он сам участвовал в написании Слова Бога, а также был священником, ученым и профессиональным переписчиком священных книг (Езд. 7:111). Нет оснований подвергать сомнению общепринятое мнение, что канон Еврейских Писаний был утвержден к концу V века до н. э.
Сегодня Еврейские Писания состоят из 39 книг. Число книг традиционного Еврейского канона равняется 24, хотя в него входят те же 39 книг. В некоторых авторитетных источниках упоминаются 22 книги, но это те же самые канонические писания, просто в них объединены книги Судей и Руфь, а также Иеремия и Плач Иеремии. Это делается для того, чтобы число боговдохновенных книг равнялось количеству букв еврейского алфавита. Ниже приведен список 24 книг в согласии с традиционным Еврейским каноном:
Закон (Пятикнижие)
1. Бытие
2. Исход
3. Левит
4. Числа
5. Второзаконие
Пророки
6. Иисус Навин
7. Судей
8. Самуил (1 и 2 Царств как одна книга)
9. Цари (3 и 4 Царств как одна книга)
10. Исаия
11. Иеремия
12. Иезекииль
13. Двенадцать пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия вместе как одна книга)
Писания (Агиографы)
14. Псалтырь
15. Притчи
16. Иов
17. Песнь песней
18. Руфь
19. Плач Иеремии
20. Екклесиаст
21. Есфирь
22. Даниил
23. Ездра (в которую входила и книга Неемии)
24. Паралипоменон (1 и 2 вместе как одна книга)
Данный список, или канон, рассматривался Христом Иисусом и ранним христианским собранием как Священное Писание. В Христианских Греческих Писаниях содержатся цитаты только из этих книг. Такие цитаты часто предваряются словами «как написано», а значит, те, кто их приводил, считали данные книги Словом Бога (Рим. 15:9). Иисус, говоря обо всех боговдохновенных книгах, существовавших во время его служения, ссылался на «написанное... в законе Моисея, в Пророках и в Псалмах» (Луки 24:44). Здесь под «Псалмами» подразумеваются Агиографы в целом, так как Псалтырь первая книга этой части Еврейских Писаний. Последней исторической книгой, вошедшей в Еврейский канон, стала книга Неемии. Безусловно, это произошло под руководством Божьего духа, ведь именно в этой книге упоминается отправная точка для вычисления даты из важнейшего пророчества Даниила о том, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» до прихода Мессии должно пройти 69 седмин (Дан. 9:25; Неем. 2:18; 6:15). Кроме того, Неемия описал события, служащие историческим фоном для последней пророческой книги, Малахии. Каноничность книги Малахии не вызывает сомнений, потому что сам Иисус, Сын Бога, несколько раз ее цитировал (Матф. 11:10, 14). В Христианских Греческих Писаниях содержатся цитаты из большинства книг Еврейского канона все они были написаны до Неемии и Малахии, однако там нет ни одной цитаты из так называемых боговдохновенных книг, появившихся после Неемии и Малахии, но до Христа. Этот факт говорит в пользу традиционного Еврейского канона, а также подтверждает мнение христианского собрания I века н. э. о том, что Еврейские Писания заканчиваются книгами Неемии и Малахии.
ЕВРЕЙСКИЕ ПИСАНИЯ
Чтобы признать какую-либо книгу частью вдохновленного Богом Писания, вовсе не нужно было ждать V века до н. э., когда было полностью завершено написание Еврейского канона. Израильтяне с самого начала признавали книги Моисея боговдохновенными, то есть написанными под воздействием Божьего духа. Когда Пятикнижие было окончено, оно на тот момент составляло канон. Последующие откровения Иеговы в отношении его замыслов должны были стать логическим продолжением Пятикнижия и полностью согласовываться с изложенными в нем принципами. Это справедливо в отношении всех книг Библии, особенно тех, которые непосредственно касаются главной ее темы освящения имени Иеговы и оправдания его владычества посредством Царства во главе с Христом, обещанным Семенем.
Еврейские Писания содержат множество пророчеств. Сам Иегова через Моисея описал признаки истинных пророчеств, действительно ли они от Бога или нет, и это помогает установить каноничность пророческих книг (Втор. 13:13; 18:2022). Исследование каждой пророческой книги Еврейских Писаний в отдельности, а также Библии в целом и анализ исторических событий не оставляют ни тени сомнений в том, что «слово», записанное в них, говорилось «именем Господа». Это «слово» сбылось и исполнилось либо в полном объеме, либо в меньшем масштабе или частично, если оно касается того, чему еще только предстоит произойти. Кроме того, оно призывало людей обратиться к Богу. Если пророчество отвечало всем этим требованиям, значит, оно было истинным и вдохновленным Богом.
Каноничность многих книг Еврейских Писаний неоспоримо установлена на основании того, что их цитировали Иисус и те, кто под действием святого духа писали Христианские Греческие Писания, хотя есть книги, например Есфирь и Екклесиаст, которые не цитируются в Греческих Писаниях. Рассматривая каноничность какой-либо книги, необходимо учитывать еще один важный фактор, который применим ко всему библейскому канону. Иегова позаботился, чтобы его слова были записаны для наставления. Они должны были укреплять людей и побуждать их служить ему. А значит, Иегове было необходимо следить и за формированием библейского канона. Он должен был позаботиться, чтобы любой мог безошибочно определить книги, входящие в его Слово истины и представляющие собой прочную «измерительную рейку» для истинного поклонения. Только так земные творения смогли бы получить «новое рождение... через слово... Бога» и свидетельствовать о том, что «слово Иеговы пребывает вечно» (1 Пет. 1:23, 25).
Формирование Еврейского канона. По иудейскому преданию, работу над составлением канона Еврейских Писаний начал Ездра, а закончил Неемия. Ездра, несомненно, лучше других мог справиться с этой работой, потому что он сам участвовал в написании Слова Бога, а также был священником, ученым и профессиональным переписчиком священных книг (Езд. 7:111). Нет оснований подвергать сомнению общепринятое мнение, что канон Еврейских Писаний был утвержден к концу V века до н. э.
Сегодня Еврейские Писания состоят из 39 книг. Число книг традиционного Еврейского канона равняется 24, хотя в него входят те же 39 книг. В некоторых авторитетных источниках упоминаются 22 книги, но это те же самые канонические писания, просто в них объединены книги Судей и Руфь, а также Иеремия и Плач Иеремии. Это делается для того, чтобы число боговдохновенных книг равнялось количеству букв еврейского алфавита. Ниже приведен список 24 книг в согласии с традиционным Еврейским каноном:
Закон (Пятикнижие)
1. Бытие
2. Исход
3. Левит
4. Числа
5. Второзаконие
Пророки
6. Иисус Навин
7. Судей
8. Самуил (1 и 2 Царств как одна книга)
9. Цари (3 и 4 Царств как одна книга)
10. Исаия
11. Иеремия
12. Иезекииль
13. Двенадцать пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия вместе как одна книга)
Писания (Агиографы)
14. Псалтырь
15. Притчи
16. Иов
17. Песнь песней
18. Руфь
19. Плач Иеремии
20. Екклесиаст
21. Есфирь
22. Даниил
23. Ездра (в которую входила и книга Неемии)
24. Паралипоменон (1 и 2 вместе как одна книга)
Данный список, или канон, рассматривался Христом Иисусом и ранним христианским собранием как Священное Писание. В Христианских Греческих Писаниях содержатся цитаты только из этих книг. Такие цитаты часто предваряются словами «как написано», а значит, те, кто их приводил, считали данные книги Словом Бога (Рим. 15:9). Иисус, говоря обо всех боговдохновенных книгах, существовавших во время его служения, ссылался на «написанное... в законе Моисея, в Пророках и в Псалмах» (Луки 24:44). Здесь под «Псалмами» подразумеваются Агиографы в целом, так как Псалтырь первая книга этой части Еврейских Писаний. Последней исторической книгой, вошедшей в Еврейский канон, стала книга Неемии. Безусловно, это произошло под руководством Божьего духа, ведь именно в этой книге упоминается отправная точка для вычисления даты из важнейшего пророчества Даниила о том, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» до прихода Мессии должно пройти 69 седмин (Дан. 9:25; Неем. 2:18; 6:15). Кроме того, Неемия описал события, служащие историческим фоном для последней пророческой книги, Малахии. Каноничность книги Малахии не вызывает сомнений, потому что сам Иисус, Сын Бога, несколько раз ее цитировал (Матф. 11:10, 14). В Христианских Греческих Писаниях содержатся цитаты из большинства книг Еврейского канона все они были написаны до Неемии и Малахии, однако там нет ни одной цитаты из так называемых боговдохновенных книг, появившихся после Неемии и Малахии, но до Христа. Этот факт говорит в пользу традиционного Еврейского канона, а также подтверждает мнение христианского собрания I века н. э. о том, что Еврейские Писания заканчиваются книгами Неемии и Малахии.
Комментарий