Если же говорить о будущем, инициат в митраизме был уверен в справедливом суде и счастливом бессмертии. Он был уверен в суде, так как Митра, страж правды, верховодил верховным судом, который и предопределял вечный удел. Согласно предположению императора Юлиана, Митра также был проводником, который сопровождал душу в странствиях на небесах, наконец, как праотец, приветствовал душу в небесной обители. Семь ступеней митраистской инициации имели непосредственное отношение к будущему уделу души; сами небеса были разделены на семь сфер, каждой из них управляла особая планета. Через эти сферы лежало путешествие души к небосводу неподвижных звезд. Согласно Цельсу в святилищах Митры они были представлены лестницей с семью вратами одни над другими, изготовленными из разных металлов. Из различных таинств митраизма инициат изучал надлежащие формулы, которые допускали его в различные сферы. Как душа переходила из одной сферы в другую, она оставляли различные земные грехи и желания как разные одежды и в конце, очистившись от всех пороков, входила в эмпирей, где наслаждалась вечным блаженством. В дополнение к общей надежде на бессмертие, некоторые митраистские круги в большей или меньшей степени взращивали живую эсхатологию, включающую возвращение Митры на землю, телесное воскрешение мертвых, уничтожение грешников, и обновление Вселенной. В какой бы особенной форме не выражалась надежда, инициат в митраизме ощущал несомненное заверение в будущем.
Изучение митраизма показало, что культ иранского бога предлагал своим почитателям надежду на блаженное бессмертие и уверенность в победе в борьбе за жизнь на основании некоторых ритуалов инициации, в которых можно узреть как отмечалось начало нового способа бытия. Предварительные испытания, имитация смерти, очищение посредством крещения, кормление инициата медом и участие в священном единении - все служило тому, чтобы подчеркнуть идею, что инициация есть возрождение к новой жизни. Митраистсткие таинства были как символами, так и действенными инструментами этого духовного возрождения.
Изучение митраизма показало, что культ иранского бога предлагал своим почитателям надежду на блаженное бессмертие и уверенность в победе в борьбе за жизнь на основании некоторых ритуалов инициации, в которых можно узреть как отмечалось начало нового способа бытия. Предварительные испытания, имитация смерти, очищение посредством крещения, кормление инициата медом и участие в священном единении - все служило тому, чтобы подчеркнуть идею, что инициация есть возрождение к новой жизни. Митраистсткие таинства были как символами, так и действенными инструментами этого духовного возрождения.
Комментарий