Чисто для развития
тафсир Саади:
Аллах сообщил о том, что язычники будут оправдывать то, что они поклонялись
идолам и запрещали дозволенное Им, ссылаясь на Его предопределение и полаг-
гая, что если Он пожелал сотворить все добро и зло, то оправдание божественным
предопределением избавит их от порицания. Все действительно произошло так,
как предсказал Аллах, и поэтому в другом откровении сообщается, что они сказ-
зали: «Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не стали бы поклоняться
ничему, кроме Него, и мы не стали бы запрещать что-либо вопреки Ему» (16:35).
Всевышний сказал, что во все времена неверующие народы отвергали проповед-
ди Божьих посланников, оправдывая свое поведение божественным предопределен-
нием. Это не приносило им никакой пользы, однако они продолжали поступать так,
пока Аллах не заставлял их вкусить мучительное наказание. Если бы такое оправд-
дание было правдивым, то оно избавило бы их от наказания, и Аллах не стал бы подв-
вергать их лютой каре, которой удостаиваются только те, кто ее заслужил. Однако
оно является необоснованным и сомнительным, и тому есть несколько объяснений.
Во-первых, если бы оно было правдивым, то неверующих не постигло бы
Божье возмездие.
Во-вторых, любое оправдание должно опираться на знания и убедительные дов-
воды. Если же оправдание опирается на предположения и лживые измышления,
которые не способны заменить истину, то оно является тщетным и бесполезным.
Аллах предложил язычникам, которые были злостными спорщиками, представ-
вить свои знания и привести свои доводы, однако они не сделали этого, потому что
у них не было никакого знания. Напротив, они лишь строили догадки и измышл-
ляли ложь. Если же человек, который строит свои воззрения на лжи и предполож-
жениях, является лжецом и непременно окажется в убытке, то что можно сказать
о том, кто строит свои воззрения на несправедливости, упорстве, зле и пороке?
В-третьих, Аллах самым убедительным образом довел истину до сведения
людей и лишил их возможности оправдать свое неповиновение. Он привел доказ-
зательство, которое единодушно проповедовали все пророки и посланники. Оно
подтверждается всеми Небесными Писаниями и пророческими преданиями, а
также здравым смыслом и непорочным естеством. Из этого следует, что все прот-
тиворечащее этому неопровержимому знамению, является ложью, ведь только
ложь может противоречить истине.
В-четвертых, Всевышний Аллах наделил творения волей и способностями,
благодаря которым они могут выполнять свои обязанности. Он не приказал Свои-
им рабам совершать то, что они не способны совершить, и не запретил им то, чег-
го они не способны избежать. Если же после этого люди пытаются оправдаться
Его предопределением и судьбой, то они поступают совершенно несправедливо и
просто упрямятся.
В-пятых, Всевышний Аллах не принуждает людей совершать поступки, кот-
торые они совершают. Напротив, поступки рабов определяются их желаниями.
При желании они могут совершить что-либо или воздержаться от этого. Убедитьс-
ся в этом достаточно легко, и отрицают это только надменные гордецы, которые
готовы отрицать даже видимые и осязаемые предметы. Каждый человек способ-
бен различить между теми поступками, которые совершаются добровольно, и тем-
ми, которые совершаются под принуждением, хотя все они зависят от воли Алл-
лаха и происходят с Его дозволения.
В-шестых, если люди оправдывают свое ослушание предопределением Аллаха
и судьбой, то их дела непременно оказываются противоречивыми. Они не способн-
ны избежать этого. Если кто-либо обидит таких людей, ударит их или присвоит их
имущество, оправдывая свои действия предопределением и судьбой, то они не прим-
мут такое оправдание и даже придут от этого в ярость. Удивительно, как они смеют
оправдывать свои грехи и поступки, вызывающие гнев Аллаха, опираясь на довод-
ды, которые они сами никогда не согласятся принять, если люди прогневят их?!!
В-седьмых, оправдываясь Божьим предопределением и судьбой, неверующие не
ищут для себя оправдания, потому что они прекрасно понимают несостоятельность
своих доводов. Их единственной целью является опровергнуть истину, которая предс-
ставляется им оппонентом, оспорить которого они пытаются любыми доступными
способами, используя для этого все, что они считают правильным и неправильным.
148-149 сура аль Анам:
Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете».
Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас».
Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете».
Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас».
Аллах сообщил о том, что язычники будут оправдывать то, что они поклонялись
идолам и запрещали дозволенное Им, ссылаясь на Его предопределение и полаг-
гая, что если Он пожелал сотворить все добро и зло, то оправдание божественным
предопределением избавит их от порицания. Все действительно произошло так,
как предсказал Аллах, и поэтому в другом откровении сообщается, что они сказ-
зали: «Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не стали бы поклоняться
ничему, кроме Него, и мы не стали бы запрещать что-либо вопреки Ему» (16:35).
Всевышний сказал, что во все времена неверующие народы отвергали проповед-
ди Божьих посланников, оправдывая свое поведение божественным предопределен-
нием. Это не приносило им никакой пользы, однако они продолжали поступать так,
пока Аллах не заставлял их вкусить мучительное наказание. Если бы такое оправд-
дание было правдивым, то оно избавило бы их от наказания, и Аллах не стал бы подв-
вергать их лютой каре, которой удостаиваются только те, кто ее заслужил. Однако
оно является необоснованным и сомнительным, и тому есть несколько объяснений.
Во-первых, если бы оно было правдивым, то неверующих не постигло бы
Божье возмездие.
Во-вторых, любое оправдание должно опираться на знания и убедительные дов-
воды. Если же оправдание опирается на предположения и лживые измышления,
которые не способны заменить истину, то оно является тщетным и бесполезным.
Аллах предложил язычникам, которые были злостными спорщиками, представ-
вить свои знания и привести свои доводы, однако они не сделали этого, потому что
у них не было никакого знания. Напротив, они лишь строили догадки и измышл-
ляли ложь. Если же человек, который строит свои воззрения на лжи и предполож-
жениях, является лжецом и непременно окажется в убытке, то что можно сказать
о том, кто строит свои воззрения на несправедливости, упорстве, зле и пороке?
В-третьих, Аллах самым убедительным образом довел истину до сведения
людей и лишил их возможности оправдать свое неповиновение. Он привел доказ-
зательство, которое единодушно проповедовали все пророки и посланники. Оно
подтверждается всеми Небесными Писаниями и пророческими преданиями, а
также здравым смыслом и непорочным естеством. Из этого следует, что все прот-
тиворечащее этому неопровержимому знамению, является ложью, ведь только
ложь может противоречить истине.
В-четвертых, Всевышний Аллах наделил творения волей и способностями,
благодаря которым они могут выполнять свои обязанности. Он не приказал Свои-
им рабам совершать то, что они не способны совершить, и не запретил им то, чег-
го они не способны избежать. Если же после этого люди пытаются оправдаться
Его предопределением и судьбой, то они поступают совершенно несправедливо и
просто упрямятся.
В-пятых, Всевышний Аллах не принуждает людей совершать поступки, кот-
торые они совершают. Напротив, поступки рабов определяются их желаниями.
При желании они могут совершить что-либо или воздержаться от этого. Убедитьс-
ся в этом достаточно легко, и отрицают это только надменные гордецы, которые
готовы отрицать даже видимые и осязаемые предметы. Каждый человек способ-
бен различить между теми поступками, которые совершаются добровольно, и тем-
ми, которые совершаются под принуждением, хотя все они зависят от воли Алл-
лаха и происходят с Его дозволения.
В-шестых, если люди оправдывают свое ослушание предопределением Аллаха
и судьбой, то их дела непременно оказываются противоречивыми. Они не способн-
ны избежать этого. Если кто-либо обидит таких людей, ударит их или присвоит их
имущество, оправдывая свои действия предопределением и судьбой, то они не прим-
мут такое оправдание и даже придут от этого в ярость. Удивительно, как они смеют
оправдывать свои грехи и поступки, вызывающие гнев Аллаха, опираясь на довод-
ды, которые они сами никогда не согласятся принять, если люди прогневят их?!!
В-седьмых, оправдываясь Божьим предопределением и судьбой, неверующие не
ищут для себя оправдания, потому что они прекрасно понимают несостоятельность
своих доводов. Их единственной целью является опровергнуть истину, которая предс-
ставляется им оппонентом, оспорить которого они пытаются любыми доступными
способами, используя для этого все, что они считают правильным и неправильным.
Комментарий