За то время, что меня не было, в теме образовалось очень много, эээ, неточностей. Начнём понемногу править их.
Разделение религий Шумера и Вавилона я бы ещё переварил (хотя там, строго говоря, один пантеон под разными именами, примерно как у греков и у римлян). Но вот разделение религий Вавилона и Ассирии - это уже сильный ход.
Впрочем, у семитских народов идея subj действительно не популярна. А вот в Китае -
(Дао Цзан - компендиум даосизма, собранный даосами в подражание и по образцу Фо Цзан - полному собранию текстов буддизма.)
Таким образом, в даосизме subj есть. В буддизме (фо) он есть "по определению". Конфуцианство в принципе не занимается трансцендентальными вопросами. По религиям Китая, таким образом, вопрос закрыт. Завтра пойдём дальше.
Разделение религий Шумера и Вавилона я бы ещё переварил (хотя там, строго говоря, один пантеон под разными именами, примерно как у греков и у римлян). Но вот разделение религий Вавилона и Ассирии - это уже сильный ход.

Впрочем, у семитских народов идея subj действительно не популярна. А вот в Китае -
...Пустота (сюй) превращается в дух (шэнь), а дух превращается в пневму (ци). Если пневма сильна, то она упорядочивает сущее, если же слаба, то она сама упорядочивается сущим. Пневма это источник жизни...
В большинстве своем мирские люди непременно умрут, ибо отличаются тем, что не знают основы продления жизни. Все живущие вначале живут, а потом умирают. Умершие вначале мертвы, а потом рождаются. Мало кто из людей знает врата жизни и двери смерти." Дао Цзан, 111, 36.
В большинстве своем мирские люди непременно умрут, ибо отличаются тем, что не знают основы продления жизни. Все живущие вначале живут, а потом умирают. Умершие вначале мертвы, а потом рождаются. Мало кто из людей знает врата жизни и двери смерти." Дао Цзан, 111, 36.
Таким образом, в даосизме subj есть. В буддизме (фо) он есть "по определению". Конфуцианство в принципе не занимается трансцендентальными вопросами. По религиям Китая, таким образом, вопрос закрыт. Завтра пойдём дальше.
Комментарий