Истории из житий святых
Свернуть
X
-
Последний раз редактировалось свящ. Евгений Л; 29 August 2007, 07:06 AM....Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами. -
------------------------Последний раз редактировалось свящ. Евгений Л; 29 August 2007, 07:12 AM....Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.Комментарий
-
Всю тему читать слишком долго, поэтому, может, кто уже высказывался подобно.
Тем не менее хочу сказать, что жития написаны в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишены исторической достоверности. Житие святого - это как бы его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с определенным каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.
Лишь в редких случаях - например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни - оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым).
Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников. В житии святителя Николая, например, рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе, на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Но этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.
Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они, впрочем, часто и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости того или иного святого для Церкви и христиан, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром».- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
(М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")Комментарий
-
Пожалуйста, не вынуждайте меня задавать вопросы:
1. Чем дерзновение к Богу отличается от дьявольского искушения?
2. "Что такое хорошо, а что такое плохо?"
Об этом мы могли бы поговорить в других темах.
А Вам по тексту того же Жития я бы задал другой вопрос :
Вас не смущает, что в Никомидийской церкви было сожжено двадцать тысяч христиан, а три пресвитера, Ермолай, Ермипп и Ермократ, спрятались и уцелели? Вы полагаете, для Господа жизнь священника представляет большую ценность, чем жизнь рядового христианина?Последний раз редактировалось Владимир 3694; 29 August 2007, 01:58 PM.Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
-
Или были очевидцем когда кто-то воскрес, прикоснувшись к мощам?
Что-то не помню таких случаев.
Иначе бы мощи святых на кладбище держали - да воскрешали всех умерших.
Эх, придумали себе истуканов и идолов - и неверующие, и верующие...
Кстати, Елисей проклял детей и медведицы растерзали 42 ребёнка...
Ещё тот персонаж... Не думаю, что его мощи могли кого-то воскрешать.
Иди, плешивый!
Последний раз редактировалось MariaC; 29 August 2007, 03:20 PM.
Но если не покаетесь, все так же погибнете. Луки 13-3:bible:Комментарий
-
Сообщение от свящ. Евгений ЛА от крещения, когда люди не имеют веры я им отказываю.Не лучше ли продемонстрировать силу своей веры? Глядишь, и уверуют, без всякой богословской корректности.
Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
-
Владимир!Меня порой православные удивляют больше,чем некоторые протестанты.Вы православный?Похоже очень на манеру общины о.Кочеткова.Которая на мой взгляд недалека от ереси экуменизма.
Вы вообще святость святых признаете?Благоговение испытываете?Молитесь?Вижу прям ваше желание задать как можно более заковыристый и неудобный на ваш взгляд вопрос священнику.Мол пусть попробует ответить,а я тем временем еще что придумаю.Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!
Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
Старец Паисий Святогорец.Комментарий
-
Меня - тоже. В неправославной среде о православных распространено мнение, что это люди, не желающие самостоятельно мыслить. Самое печальное, что в отношении многих православных это справедливо.
А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом? На мой взгляд, задача священника как раз и состоит в том, чтобы объяснить, почему, несмотря на ошибки и падения, эти люди - в итоге - стяжали святость, а не уходить от ответа и клеймить последними словами вопрошающего.
Если у Вас не возникает вопросов по текстам, написанным полторы тысячи лет назад для людей, мягко скажем, не слишком образованных, о чем речь? У меня к Вам нет никаких претензий. Одна только просьба: не торопитесь обвинять в ереси всех, кто думает иначе, чем Вы.
А что - священник? Через рукоположение он стал проводником Божьей благодати и имеет право совершать церковные таинства. А в остальном - это такой же человек, как мы с Вами, с достоинствами и недостатками, присущими каждому человеку. Если он - не мой духовник, я просто не имею права относиться к нему, как к "священной корове". Не мы ли, православные, не принимаем католического догмата о непогрешимости папы Римского? А вот когда священник выдает свое личное мнение за мнение Церкви, это - беда.
Простите, что нарушил Ваш покой.Последний раз редактировалось Владимир 3694; 30 August 2007, 02:07 PM.Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
-
Владимир 3694,Сообщение от Владимир 3694А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом?...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.Комментарий
-
Пожалуйста, не вынуждайте меня задавать вопросы:
1. Чем дерзновение к Богу отличается от дьявольского искушения?
2. "Что такое хорошо, а что такое плохо?"
Об этом мы могли бы поговорить в других темах.
А Вам по тексту того же Жития я бы задал другой вопрос :
Вас не смущает, что в Никомидийской церкви было сожжено двадцать тысяч христиан, а три пресвитера, Ермолай, Ермипп и Ермократ, спрятались и уцелели? Вы полагаете, для Господа жизнь священника представляет большую ценность, чем жизнь рядового христианина?Последний раз редактировалось ANDREY_UA; 30 August 2007, 05:15 AM.Благословен грядый во имя Господне
Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. (Пс. 134, 1)
Всякое дыхание, да хвалит Господа!Комментарий
-
Дивен Бог во святых Своих.Благословен грядый во имя Господне
Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. (Пс. 134, 1)
Всякое дыхание, да хвалит Господа!Комментарий
-
Если у Вас не возникает вопросов по текстам, написанным полторы тысячи лет назад для людей, мягко скажем, не слишком образованных, о чем речь? У меня к Вам нет никаких претензий. Одна только просьба: не торопитесь обвинять в ереси всех, кто думает иначе, чем Вы.
А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом? На мой взгляд, задача священника как раз и состоит в том, чтобы объяснить, почему, несмотря на ошибки и падения, эти люди - в итоге - стяжали святость, а не уходить от ответа и клеймить последними словами вопрошающего.
А вот когда священник выдает свое личное мнение за мнение Церкви, это - беда.
П.С. И все же очень хотелось бы узнать из "кочетковцев" вы или нет?Последний раз редактировалось Анна 83; 30 August 2007, 07:38 AM.Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!
Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
Старец Паисий Святогорец.Комментарий
-
Yelka
Я не бывала в монастырях, а вот среду простых православных представляю хорошо и сужу по ней.
И то, что подобные поездки есть промысел Божий о нас немощных, в этом нет теперь у меня никакого сомнения. С первых же минут, сначала незаметно, а потом все более явно ощущается попечение Божее о нас грешных, неведующих ни свои пути, ни свое благо. И только в последние дни и часы пребывания в благодатном месте душа наполняется умилением от осознания о себе Божиего произволения, тихого и кроткого, но действенного и непреклонно ведущего душу по только Ему ведомому пути исцеления.Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
"Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский
Покаяние - это жажда быть другим... (с)Комментарий
-
А святоотеческую литературу изучаю постоянно, наряду с Библией.
Но, получив вместо ответа отповедь, не удержался, и ответил в том же тоне. Простите.Последний раз редактировалось Владимир 3694; 30 August 2007, 09:47 AM.Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
-
Согласен.
Могу дать конкретные примеры, но не хочу. Зачем кого-то огорчать? Но мне хотелось бы знать, согласны ли Вы с этим тезисом в принципе?
Кто такие "кочетковцы"?Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
Комментарий