Истории из житий святых

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • свящ. Евгений Л
    РПЦ

    • 03 November 2006
    • 9070

    #646
    Сообщение от Владимир 3694
    Хорошо. Пример. Читаем житие Великомученика и целителя Пантелеимона (текст взят с одного из православных сайтов):

    Обратите внимание на подчеркнутую фразу. Вас не смущает предварительное условие, которое Пантолеон, будущий Пантелеимон, ставит Иисусу Христу?
    Меня нет. Дерзновение в молитве грехом не считаю. И просил он хорошего. Неужели можно с язычника не знающего Христа требовать богословской корректности?
    Последний раз редактировалось свящ. Евгений Л; 29 August 2007, 07:06 AM.
    ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

    Комментарий

    • свящ. Евгений Л
      РПЦ

      • 03 November 2006
      • 9070

      #647
      ------------------------
      Последний раз редактировалось свящ. Евгений Л; 29 August 2007, 07:12 AM.
      ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

      Комментарий

      • Полиграф П.
        консультант

        • 23 January 2007
        • 4857

        #648
        Всю тему читать слишком долго, поэтому, может, кто уже высказывался подобно.
        Тем не менее хочу сказать, что жития написаны в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишены исторической достоверности. Житие святого - это как бы его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с определенным каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.
        Лишь в редких случаях - например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни - оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым).
        Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников. В житии святителя Николая, например, рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе, на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Но этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.
        Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они, впрочем, часто и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости того или иного святого для Церкви и христиан, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром».
        - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
        (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")

        Комментарий

        • Владимир 3694
          Дилетант

          • 11 January 2007
          • 9795

          #649
          Сообщение от свящ. Евгений Л
          Дерзновение в молитве грехом не считаю. И просил он хорошего.
          Пожалуйста, не вынуждайте меня задавать вопросы:

          1. Чем дерзновение к Богу отличается от дьявольского искушения?

          2. "Что такое хорошо, а что такое плохо?"

          Об этом мы могли бы поговорить в других темах.

          А Вам по тексту того же Жития я бы задал другой вопрос :

          Вас не смущает, что в Никомидийской церкви было сожжено двадцать тысяч христиан, а три пресвитера, Ермолай, Ермипп и Ермократ, спрятались и уцелели? Вы полагаете, для Господа жизнь священника представляет большую ценность, чем жизнь рядового христианина?
          Последний раз редактировалось Владимир 3694; 29 August 2007, 01:58 PM.
          Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

          Комментарий

          • MariaC
            Любите друг друга...

            • 10 November 2003
            • 2743

            #650
            Сообщение от Клим

            А кости пророка Елисея не почитали, наверное, раз бросили в спешке к нему во гроб труп. А человек воскрес.
            Вы это лично видели?

            Или были очевидцем когда кто-то воскрес, прикоснувшись к мощам?
            Что-то не помню таких случаев.
            Иначе бы мощи святых на кладбище держали - да воскрешали всех умерших.

            Эх, придумали себе истуканов и идолов - и неверующие, и верующие...


            Кстати, Елисей проклял детей и медведицы растерзали 42 ребёнка...
            Ещё тот персонаж... Не думаю, что его мощи могли кого-то воскрешать.

            Иди, плешивый!
            Последний раз редактировалось MariaC; 29 August 2007, 03:20 PM.


            Но если не покаетесь, все так же погибнете. Луки 13-3:bible:

            Комментарий

            • Владимир 3694
              Дилетант

              • 11 January 2007
              • 9795

              #651
              Сообщение от свящ. Евгений Л
              Неужели можно с язычника не знающего Христа требовать богословской корректности?
              Только что увидел Вашу фразу в другой теме:
              Сообщение от свящ. Евгений Л
              А от крещения, когда люди не имеют веры я им отказываю.
              Однако! Не лучше ли продемонстрировать силу своей веры? Глядишь, и уверуют, без всякой богословской корректности.
              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

              Комментарий

              • Анна 83
                Православная

                • 28 December 2006
                • 1599

                #652
                Владимир!Меня порой православные удивляют больше,чем некоторые протестанты.Вы православный?Похоже очень на манеру общины о.Кочеткова.Которая на мой взгляд недалека от ереси экуменизма.
                Вы вообще святость святых признаете?Благоговение испытываете?Молитесь?Вижу прям ваше желание задать как можно более заковыристый и неудобный на ваш взгляд вопрос священнику.Мол пусть попробует ответить,а я тем временем еще что придумаю.
                Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

                Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
                Старец Паисий Святогорец.

                Комментарий

                • Владимир 3694
                  Дилетант

                  • 11 January 2007
                  • 9795

                  #653
                  Сообщение от Анна 83
                  Меня порой православные удивляют больше,чем некоторые протестанты.
                  Меня - тоже. В неправославной среде о православных распространено мнение, что это люди, не желающие самостоятельно мыслить. Самое печальное, что в отношении многих православных это справедливо.

                  А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом? На мой взгляд, задача священника как раз и состоит в том, чтобы объяснить, почему, несмотря на ошибки и падения, эти люди - в итоге - стяжали святость, а не уходить от ответа и клеймить последними словами вопрошающего.

                  Если у Вас не возникает вопросов по текстам, написанным полторы тысячи лет назад для людей, мягко скажем, не слишком образованных, о чем речь? У меня к Вам нет никаких претензий. Одна только просьба: не торопитесь обвинять в ереси всех, кто думает иначе, чем Вы.

                  А что - священник? Через рукоположение он стал проводником Божьей благодати и имеет право совершать церковные таинства. А в остальном - это такой же человек, как мы с Вами, с достоинствами и недостатками, присущими каждому человеку. Если он - не мой духовник, я просто не имею права относиться к нему, как к "священной корове". Не мы ли, православные, не принимаем католического догмата о непогрешимости папы Римского? А вот когда священник выдает свое личное мнение за мнение Церкви, это - беда.

                  Простите, что нарушил Ваш покой.
                  Последний раз редактировалось Владимир 3694; 30 August 2007, 02:07 PM.
                  Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                  Комментарий

                  • свящ. Евгений Л
                    РПЦ

                    • 03 November 2006
                    • 9070

                    #654
                    Владимир 3694,
                    Сообщение от Владимир 3694
                    А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом?
                    А разве Библия более гламурна? Там беспристрастно описываются слабости, грехи разных лиц. Может Иуду Искариота удалить? Поредактировать? В чем различие ситуации? Насколько я знаю, святоотеческая литература запрещена к изучению в секте Георгия Кочеткова. Вы - ее представитель? Если да, то, учитывая попрание в ней догматического и канонического учения ПЦ, я не буду с вами разговаривать по этой теме.
                    ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

                    Комментарий

                    • ANDREY_UA
                      Завсегдатай

                      • 25 December 2006
                      • 530

                      #655
                      Сообщение от Владимир 3694
                      Пожалуйста, не вынуждайте меня задавать вопросы:

                      1. Чем дерзновение к Богу отличается от дьявольского искушения?

                      2. "Что такое хорошо, а что такое плохо?"

                      Об этом мы могли бы поговорить в других темах.

                      А Вам по тексту того же Жития я бы задал другой вопрос :

                      Вас не смущает, что в Никомидийской церкви было сожжено двадцать тысяч христиан, а три пресвитера, Ермолай, Ермипп и Ермократ, спрятались и уцелели? Вы полагаете, для Господа жизнь священника представляет большую ценность, чем жизнь рядового христианина?
                      Полагаем, что промісл Бога не нуждается в коментариях!
                      Последний раз редактировалось ANDREY_UA; 30 August 2007, 05:15 AM.
                      Благословен грядый во имя Господне

                      Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. (Пс. 134, 1)

                      Всякое дыхание, да хвалит Господа!

                      Комментарий

                      • ANDREY_UA
                        Завсегдатай

                        • 25 December 2006
                        • 530

                        #656
                        Сообщение от Владимир 3694
                        Хорошо. Пример. Читаем житие Великомученика и целителя Пантелеимона (текст взят с одного из православных сайтов):

                        Обратите внимание на подчеркнутую фразу. Вас не смущает предварительное условие, которое Пантолеон, будущий Пантелеимон, ставит Иисусу Христу?
                        Это называется скорее не условием, а дерзновением ну или желанием. Он просто очень этого хотел. это таким способом Бог его призвал быть Его Учеником (с большой буквы). Если в чем -то и была ошибка, то будущий Пантелеимон ее исправил.
                        Дивен Бог во святых Своих.
                        Благословен грядый во имя Господне

                        Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. (Пс. 134, 1)

                        Всякое дыхание, да хвалит Господа!

                        Комментарий

                        • Анна 83
                          Православная

                          • 28 December 2006
                          • 1599

                          #657
                          Сообщение от Владимир 3694
                          Меня - тоже. В неправославной среде о православных распространено мнение, что это люди, не желающие самостоятельно мыслить. Самое печальное, что в отношении многих православных это справедливо.
                          Если у Вас не возникает вопросов по текстам, написанным полторы тысячи лет назад для людей, мягко скажем, не слишком образованных, о чем речь? У меня к Вам нет никаких претензий. Одна только просьба: не торопитесь обвинять в ереси всех, кто думает иначе, чем Вы.
                          Вера и доверие Богу-не признак глупости.Как ,размышляя ,объяснить Воскресение,ведь эти события описывались тоже весьма давно.Следуя вашей логике,есть ли им вера?

                          А ведь тема, которую я затронул, очень серьезна. Почему у меня не должно возникать вопросов, когда в житиях святых в качестве образца христианского поведения приводятся примеры, когда тот или иной святой поступал не так, как учил Иисус, а прямо противоположным образом? На мой взгляд, задача священника как раз и состоит в том, чтобы объяснить, почему, несмотря на ошибки и падения, эти люди - в итоге - стяжали святость, а не уходить от ответа и клеймить последними словами вопрошающего.
                          Когда речь идет об ошибках,тогда это чаще всего указывается,если же действия святого вам не понятны,это не значит,что они ошибочны.


                          А вот когда священник выдает свое личное мнение за мнение Церкви, это - беда.
                          Поподробнее пожалуйста, только не согрешите клеветой.
                          П.С. И все же очень хотелось бы узнать из "кочетковцев" вы или нет?
                          Последний раз редактировалось Анна 83; 30 August 2007, 07:38 AM.
                          Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

                          Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
                          Старец Паисий Святогорец.

                          Комментарий

                          • Kot
                            Ветеран

                            • 29 July 2005
                            • 10826

                            #658
                            Yelka

                            Я не бывала в монастырях, а вот среду простых православных представляю хорошо и сужу по ней.
                            А я, знаете ли, как раз оттуда))))) из монастыря.

                            И то, что подобные поездки есть промысел Божий о нас немощных, в этом нет теперь у меня никакого сомнения. С первых же минут, сначала незаметно, а потом все более явно ощущается попечение Божее о нас грешных, неведующих ни свои пути, ни свое благо. И только в последние дни и часы пребывания в благодатном месте душа наполняется умилением от осознания о себе Божиего произволения, тихого и кроткого, но действенного и непреклонно ведущего душу по только Ему ведомому пути исцеления.
                            Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
                            "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

                            Покаяние - это жажда быть другим... (с)

                            Комментарий

                            • Владимир 3694
                              Дилетант

                              • 11 January 2007
                              • 9795

                              #659
                              Сообщение от свящ. Евгений Л
                              А разве Библия более гламурна? Там беспристрастно описываются слабости, грехи разных лиц. Может Иуду Искариота удалить? Поредактировать?
                              Нет, нет и нет.

                              А святоотеческую литературу изучаю постоянно, наряду с Библией.

                              Но, получив вместо ответа отповедь, не удержался, и ответил в том же тоне. Простите.
                              Последний раз редактировалось Владимир 3694; 30 August 2007, 09:47 AM.
                              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                              Комментарий

                              • Владимир 3694
                                Дилетант

                                • 11 January 2007
                                • 9795

                                #660
                                Сообщение от Анна 83
                                Вера и доверие Богу-не признак глупости.
                                Согласен.
                                Сообщение от Анна 83
                                Как ,размышляя ,объяснить Воскресение,ведь эти события описывались тоже весьма давно.Следуя вашей логике,есть ли им вера?
                                Безусловно, есть. "Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна"
                                Сообщение от Анна 83
                                Поподробнее пожалуйста, только не согрешите клеветой.
                                Могу дать конкретные примеры, но не хочу. Зачем кого-то огорчать? Но мне хотелось бы знать, согласны ли Вы с этим тезисом в принципе?
                                Сообщение от Анна 83
                                П.С. И все же очень хотелось бы узнать из "кочетковцев" вы или нет?
                                Кто такие "кочетковцы"?
                                Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                                Комментарий

                                Обработка...