Попробую озвучить собственное разумение по этому вопросу, нисколько не притязая говорить от имени Православной Церкви.
На мой взгляд в истинной Церкви непременно должны присутствовать два аспекта это внешний и внутренний аспект. Под внешним я подразумеваю непрерывность историческую, восходящую к временам Апостолов. Эта непрерывность осуществляется посредством епископского рукоположения. К этому внешнему свидетельству также относится и догматическая составляющая, которая выражается в общепризнанном всеми поместными церквями вероучении. А вот внутренний аспект это область, относящаяся боле к мистическому опыту переживания христианина. Так вот, когда происходят какие-либо расколы в Церкви, то обычно акцентируется внимание на разрыв внешних взаимоотношений между верующими. При внешнем разрыве далеко не всегда разрыв происходит и на внутреннем уровне. Ну, это как при ссоре родных братьев в семье. Внешне они поругались (иногда виноваты оба, а иной раз кто-то один «побил горшки»), но детьми одних и тех же родителей они не перестали быть в результате той ссоры (хотя в некоторых случаях, особо дерзкие могут поскандалить и со своими родителями, разорвав общение и с ними). Т.е., поместные церкви могут порвать внешние взаимоотношения друг с другом (по причине духовного небодрствования над собою, либо по причине ухода в ересь одной из них), но при этом не порвать внутреннюю связь со Христом (а могут порвать взаимоотношении и со Христом).
Отвечая же на непосредственный Ваш вопросу, думаю так, что там, где есть историческая преемственность, там вполне можно допускать присутствие благодати Божией. Допускать, но еще не утверждать. И напротив, там, где нет исторической преемственности, там затруднительно признавать на вероятность присутствия той благодати вообще.
Утрачивает ли поместная церковь благодать, если допустит какое-то ложное (еретическое) учение? Не думаю. Чистоту вероучения да, утратит. Но, при этом, за счет личного мистического опыта единения со Христом верующие той поместной церкви (которая отпала от единства веры и евхаристического общения с другими поместными церквами Вселенской Церкви по всем внешним признакам) вполне могут расти духовно во Христе. Просто в тех вопросах, в которых верующий будет уязвлен заблуждением, он не будет отображать учение Церкви (о Которой сказано, что Она является столпом и утверждением истины). Но, даже заблуждающийся умом (ведь догматика это область более умственная), вполне может не заблуждаться в главном в любви. А чистота сердца то и является критерием того, кто узрит Господа. Ибо сказано, что чистые сердцем Бога узрят. А чистота ума придет. Пусть позже, но придете. Главное сердце очищать. А с очищением сердца человек становится более способным к слышанию гласа Божия, Который Сам и освободит заблуждающегося от всякого заблуждения умственного.
На мой взгляд в истинной Церкви непременно должны присутствовать два аспекта это внешний и внутренний аспект. Под внешним я подразумеваю непрерывность историческую, восходящую к временам Апостолов. Эта непрерывность осуществляется посредством епископского рукоположения. К этому внешнему свидетельству также относится и догматическая составляющая, которая выражается в общепризнанном всеми поместными церквями вероучении. А вот внутренний аспект это область, относящаяся боле к мистическому опыту переживания христианина. Так вот, когда происходят какие-либо расколы в Церкви, то обычно акцентируется внимание на разрыв внешних взаимоотношений между верующими. При внешнем разрыве далеко не всегда разрыв происходит и на внутреннем уровне. Ну, это как при ссоре родных братьев в семье. Внешне они поругались (иногда виноваты оба, а иной раз кто-то один «побил горшки»), но детьми одних и тех же родителей они не перестали быть в результате той ссоры (хотя в некоторых случаях, особо дерзкие могут поскандалить и со своими родителями, разорвав общение и с ними). Т.е., поместные церкви могут порвать внешние взаимоотношения друг с другом (по причине духовного небодрствования над собою, либо по причине ухода в ересь одной из них), но при этом не порвать внутреннюю связь со Христом (а могут порвать взаимоотношении и со Христом).
Отвечая же на непосредственный Ваш вопросу, думаю так, что там, где есть историческая преемственность, там вполне можно допускать присутствие благодати Божией. Допускать, но еще не утверждать. И напротив, там, где нет исторической преемственности, там затруднительно признавать на вероятность присутствия той благодати вообще.
Утрачивает ли поместная церковь благодать, если допустит какое-то ложное (еретическое) учение? Не думаю. Чистоту вероучения да, утратит. Но, при этом, за счет личного мистического опыта единения со Христом верующие той поместной церкви (которая отпала от единства веры и евхаристического общения с другими поместными церквами Вселенской Церкви по всем внешним признакам) вполне могут расти духовно во Христе. Просто в тех вопросах, в которых верующий будет уязвлен заблуждением, он не будет отображать учение Церкви (о Которой сказано, что Она является столпом и утверждением истины). Но, даже заблуждающийся умом (ведь догматика это область более умственная), вполне может не заблуждаться в главном в любви. А чистота сердца то и является критерием того, кто узрит Господа. Ибо сказано, что чистые сердцем Бога узрят. А чистота ума придет. Пусть позже, но придете. Главное сердце очищать. А с очищением сердца человек становится более способным к слышанию гласа Божия, Который Сам и освободит заблуждающегося от всякого заблуждения умственного.
Комментарий