Изобразительное искусство в ранней Церкви это одно, а иконография, которая мощно начинает развиваться в греческой Церкви начиная с 5-го века (а "канонические образы" появляются позднее) - это совсем другое.
Да и способ почитания изображений - это уже третье.
Если в ранней Церкви где-то и были изображения настенные, то они вовсе не служили предметами особого культа, а имели место в качестве благочестивой декорации. Никто из ранних отцев Церкви нам не оставил никаких даже намёков, чтобы в Церкви употреблялись иконы, или чтобы какие-то рисунки играли особую роль в духовной жизни верующих. То что христиане всегда старались изобразить себе на память Иисуса Христа, Его Мать, Апостолов и других своих наставников - это было и с этим никто не будет спорить, но самой практики иконопочитания (любзания, каждения пред иконой, поставления свечей именно пред иконой, почитательного поклонения в отношении к иконе) тогда не было. Если бы такая практика была, она обязательно нашла бы свое отражение в творениях ранних отцев Церкви, отсутствие же подобных свидетельств говорит о том именно, что ничего такого во времена ранних отцев не было и в помине.
Да и способ почитания изображений - это уже третье.
Если в ранней Церкви где-то и были изображения настенные, то они вовсе не служили предметами особого культа, а имели место в качестве благочестивой декорации. Никто из ранних отцев Церкви нам не оставил никаких даже намёков, чтобы в Церкви употреблялись иконы, или чтобы какие-то рисунки играли особую роль в духовной жизни верующих. То что христиане всегда старались изобразить себе на память Иисуса Христа, Его Мать, Апостолов и других своих наставников - это было и с этим никто не будет спорить, но самой практики иконопочитания (любзания, каждения пред иконой, поставления свечей именно пред иконой, почитательного поклонения в отношении к иконе) тогда не было. Если бы такая практика была, она обязательно нашла бы свое отражение в творениях ранних отцев Церкви, отсутствие же подобных свидетельств говорит о том именно, что ничего такого во времена ранних отцев не было и в помине.
Комментарий