Гностицизм. Ересь Маркиона в современном христианстве
Свернуть
X
-
Возможно им нужно будет что-то и взамен. А взамен есть жертва выкупа Христос.
Я вообще не поддерживаю постулат о Иисусе как о жертве для архонтов. Ведь в этом случае Иисус должен был попасть в шеол навечно, ну а люди освободиться.
Вот это и есть взамен.
Я думаю что в этом вопросе есть недопонимании силы Отца, и его главенствующего правления, для тех людей, которые верят в Отца.
а не в творца.
Кроме принятия этого верой и духовной поддержки в виде молитв со стороны важным считаю является евхаристия, которая также по вере производит нечто связывающее такого человека с «Телом» Христа, в котором есть и сила противостоять нападкам и сила дающая свободу.
конечно, если человек не имеет понятия об Отце, и не имеет связи с ним, тогда материальные хлеб и вино могут помочь, и то, по его вере.
Но я сомневаюсь, что этот путь будет известен человеку, который отвергнув всё новозаветнее, а также живой духовный опыт тех кто жил в Новом Завете ничего не зная ни о каких апокрифах.
Что может в такой ситуации посоветовать человек, который напитался например книгами Йеу из Наг-Хаммади, готовый показывать архонтами некие секретные «коды», позволяющие ему миновать их преграды, или напичканный числами о количестве эонов? Он играется фактически с фантиками, которые не проходят проверку практикой. Если он не может найти путь освобождения сейчас при жизни, то как можно надеяться на это после смерти?
Они против кастрации учения Иисуса. А кастрация состоит в усечении христианских евангелий и текстов, и приписывания Иисусу в Отцы иудейского божества.
а как вы выразились "игра в фантики" - этим страдают некоторые люди, и с апокрифами и без них, это просто слепота к духовному.
я таковых, которые читают, но понять ничего не могут, и начинают охаивать апокрифы, называю - "мартышка и очки".Комментарий
-
Mapкион
Маркион был родсм из Синопа, широко известного порта на Понте Евксинском. Отец его был епископом, а сам он разбогател от мореплавания. Маркион прибыль в Рим около 140 г. и сначала вмешался в среду церковной паствы. Он даже пожертвовал общине довольно крупную сумму в 200.000 сестерций (приблизительно 16,000 руб.).
- - - Добавлено - - -
Эта щедрость была, быть может, рассчитана на то, чтобы расположить в свою пользу общественное мнение, которое начинало смущаться его речами. Дело в том, что лица, стоявшие во главе церкви, затребовали от Маркиона объяснений относительно его веры; он дал их в форм письма. Впоследствии православные полемисты часто ссылались на этот документ.
- - - Добавлено - - -
В 15 год царствования Тиверия, он внезапно явил себя в Капернаумской синагоги. Даже призрачно Христос не рождался и не возростал. Видимость его началась лишь с проповеди и длилась во все время евангельской истории, не исключая и страстей.
Не все люди, а только часть их будет спасена. Они обязаны жить в самом строгом воздержании, как относительно пищи и питья, так и половых потребностей; брак воспрещается. Крещение может быть разрешено состоящим в браке только в том случае, если они разойдутся.
- - - Добавлено - - -
Из Нового Завета, или скорее из совокупности апостольских писаний, были оставлены лишь послания ап. Павла и третье Евангелие; далее, самое собрание посланий ап. Павла не заключало в себ Пастырских посланий, а в десяти принятых посланиях, как и в тексте ев. Луки, были сделаны сокращения.
- - - Добавлено - - -
Маркион полагал, что галилейские апостолы лишь очень несовершенно поняли Евангелие, что они ошибочно почитали Христа за посланника Творца. Поэтому Господь воздвиг Павла, чтобы исправить их учение. Но и в посланиях Павла были места, благоприятные Творцу. Маркион признал их позднейшими вставками.
- - - Добавлено - - -
К этому сокращенному Новому Завету вскоре присоединилась книга Антитез (противопоставлений), написанная основателем секты. То было лишь собрание текстов, доказывающих противоположность между Ветхим Заветом и Евангелием, между всеблагим Богом и Творцом. Эти священные книги, равно как почитание Маркиона и соблюдение его ригористической морали, были общим достоянием всех маркионитских церковных общин.Комментарий
-
Церковные общины не могли благоприятно отнестись ко всем этим учениям. Согласие обоих заветов, действительность евангельской истории, ценность обычной нравственности слишком прочно укоренились в предании и религиозном воспитании, чтобы их легко было расшатать. Нет свидетельств, чтобы какая-нибудь церковь в полном состав поддалась совращению.
- - - Добавлено - - -
Впечатления св. Поликарпа и св. Иустина были менее оптимистичны. Престарелый смирнский епископ, жизнь которого была очень продолжительна, был знаком с Маркионом до его поездки в Рим. Затем он встретил его после разрыва с церковью, и на вопрос Маркиона, узнает ли он его, отвечал: «узнаю первенца Сатаны». Иустин не только включил Маркиона в число еретиков, опровергаемых в его Syntagma, направленной против всех ересей, но посвятил ему еще другую Syntagma специальный трактат. Первая из этих двух работ была уже издана, когда он писал свою первую Апологию (около 152 г.), где дважды возвращается к еретику. «Некий Маркион из Понта, пишет он, проповедует еще в настоящее время другого Бога, более великого, чем Создатель. Благодаря, содействию демонов, он убедил многих и во всех странах () поносить и отрекаться от Бога, создавшего эту вселенную... Многие слушают его, как будто он один обладает истиной, и смеются над нами. Однако у них нет никакого доказательства тому, что они утверждают. Как овцы, умыкаемые волками, они глупейшим образом предают себя на съедение этих атеистических учений и демонов».
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
А мне не кажется естественной потеря литературы, которая выпускалась, как вы утверждаете, огромными тиражами. Зато известно о римском наказании за хранение подобных папирусов.Комментарий
-
Поскольку вы спорите даже не со мной, а с Церковью, исследователями и фактами, то я не обязан отвечать на это невежественное самомнение
Вы знаете по учению Нового Завета и всей Библии, до чего доводят противление Богу, истине и Церкви; и спорите вы здесь не первый день и не первый год. Так что думайте сами, чем всё это для вас лично, в вашей жизни, закончится; для наглядности советовал бы вам сходить на кладбище, и желательно хотя бы поздним вечером - так оно лучше прочувствуется
Читать должным образом вы, понятное дело, не будете; но всё же обязан вам посоветовать обратить внимание хотя бы на выделенное жирным шрифтом
МAРКИOН СИНОПСКИЙ
Протоиерей Александр Мень
Мaркиoн Синопский (ок.100ок.160), раннехристианский ересиарх. Родился на малоазийском побережье Черного моря, в Синопе Понтийском; был богатым судовладельцем. Отец Мaркиoна, епископ Синопский, порвал с ним, как утверждает свт. Епифаний, изза его аморального поведения. Но ввиду аскетичной настроенности Мaркиoна это мнение едва ли справедливо. Более вероятно, что отец разошелся с сыном на почве убеждений.
Известно, что Мaркиoн увлекался греческой философией: Тертуллиан называет его «ревностным стоиком».
Иудейская традиция, запечатленная в ВЗ, напротив, вызывала у Мaркиoна резкое отталкивание. Он задумал полностью реформировать Церковь, оторвав ее от исторических корней. С этой целью он приехал в Рим (ок.140). Рассчитывая получить поддержку духовенства, Мaркиoн внес в церк. казну богатый вклад. Несколько лет он беспрепятственно пропагандировал в Риме свои новые взгляды на христианство.
Антииудейские настроения в империи, особенно после восстания БарКохбы (13135), были очень сильны, и поэтому у Мaркиoна нашлось много приверженцев.
Его доктрина опиралась на два исходных пункта: на антитезу ап. Павла (ЗаконБлагодать) и гностический спиритуализм.
В Риме Мaркиoн познакомился с сирийским гностиком Кердоном. «Быть может, пишет Дюшен, онто и убедил Мaркиoна предать проклятию не только Закон, но и самое творение и последовательно свести евангельскую историю к абсолютному докетизму». Однако против Мaркиoна выступили ведущие христианские учители и иерархи, а в 144 г. он был отлучен от Церкви (причем Мaркиoну была возвращена внесенная им сумма денег).
После этого Мaркиoн основал собственную церковь с таинствами и священноначалием. Ее общины быстро распространились по всему Средиземноморью. Согласно свт. Епифанию, они возникли не только в Риме и Италии, но и в Египте, Палестине, Сирии, Аравии и Персии. Тертуллиан утверждает, что Мaркиoн в конце концов раскаялся и захотел прекратить схизму, но смерть помешала его замыслу.
Мaркиoнитские общины исчезли лишь в Средние века, окончательно растворившись в дуалистических сектах. Тенденция Мaркиoнизма нередко сказывалась в различных формах докетизма и спиритуализма, а позднее у некоторых представителей либеральнопротестантской школы экзегезы.
ВЗ, в т.ч. его антропоморфизмы, Мaркиoн толковал буквально. Он утверждал, что Творец материального бытия (греч. Демиург), действовавший в ветхозаветной истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия. Но над Ним стоит иное, верховное Божество, «чуждое миру» и царству материи, неведомое даже Творцу.
Этот Бог сжалился над людьми и послал к ним Своего Сына Иисуса, Который, облекшись в призрачную плоть, явился в Капернаумской синагоге в правление Тиберия. Иисус не рождался и не возрастал, Он вообще не имел в Себе ничего человеческого, и тем более не был связан с израильской историей. Все пророчества ВЗ говорили о Мессии Творца, т. е. об антихристе. Истинный Сын Благого Божества открыл людям Его доброту и указал на материю как на зло. Приверженцы Творца убили Его, но Он не умер, поскольку вообще не был человеком.
Отрицание материи привело Мaркиoна к убеждению, что Иисус пришел спасти только души. Все плотское в общинах Мaркиoнитов порицалось; идеалом считался безусловный аскетизм, вплоть до полного запрета брака. Крестившиеся, если имели семьи, обязаны были разводиться. Последователей Мaркиoна отличала экзальтация и жажда страдания (они утверждали, что в их среде больше мучеников, чем у Великой Церкви).
Мaркиoн создал первый новозаветный канон, в который включил ДВЕ книги: «Евангелие» и «Апостол» (название, позднее закрепленное в церк. практике). Мaркиoнитское «Евангелие» было написано на основе Луки (поскольку тот был учеником св. Павла единств. апостола, которого признавал Мaркиoн).
Чтобы привести текст Луки в соответствие со своими идеями, ересиарх выбросил из него все, связанное с рождением и отрочеством Христа и все ссылки на ВЗ.
«Апостол» Мaркиoна состоял из 10 Павловых посланий, также сильно урезанных. Подобно позднейшим критикам, Мaркиoн оспаривал подлинность Послания Евреям и Пастырских посланий и объявил интерполяцией все, что не соответствовало его доктрине. К Мaркиoнову канону примыкал труд «Антитезы», в котором Мaркиoн сопоставлял тексты из обоих Заветов с целью показать их несовместимость.
Ни канон, ни «Антитезы» до нашего времени не дошли. Наиболее полную попытку их реконструкции по материалам высказываний противников предпринял в 1921 Гарнак, который с восторгом писал о Мaркиoне, сравнивая его с Лютером и Толстым.
Между тем, в Мaркиoнизме достигла апогея именно та «острая эллинизация христианства», против которой Гарнак прежде так решительно выступал. Докетизм Мaркиoна сводил на нет тайну Богочеловечества и Воплощения. Его разрыв с ВЗ означал и разрыв с реальным Христом истории, принесшим «исполнение» Закона и Пророков. Мaркиoн был вынужден не только объявить иудейской фальшивкой Матфея, Марка и Иоанна, но и в корне исказить учение ап. Павла, считавшего Закон «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24).
Отцы Церкви считали Мaркиoна опаснейшим еретиком, тем более, что он в отличие от гностиков создавал не тайные кружки, а разветвленную антицерковь. Свт. Поликарп Смирнский, встретив Мaркиoна в Риме, на вопрос, узнает ли он его, ответил: «Узнаю первенца сатаны». Против Мaркиoн писали св.Иустин, свт.Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др. Все они защищали единство Библии и реальность Божьих деяний как в творении, так и в истории, которая освящалась светом Божеств. Откровения.
Борьба с Мaркиoнитством косвенно способствовала процессу закрепления новозаветного канона (в противовес «канону» Мaркиoна) и подняла многие богословские проблемы, связанные с библейской этикой, которые и до сих продолжают оставаться актуальными.
ЛИТЕРАТУРА
Б е р д я е в Н.А., Мaркиoнизм, «Путь», 1928, № 12;
Б о л о т о в В.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб.l, 1910, т.2;
Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., 1911, т.6, отд.2;
Д ю ш е н Л., История древней Церкви, Мaркиoн, 1912, т.1;
Н и к о л а е в Ю. (Данзас), В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма, СПб., 1913 (в кн. приведены осн. источники по Мaркиoну); НЭС, т.25;
Р е н а н Э., Христ. Церковь, пер. с франц., СПб., [1907];
B l a c k m a n n E.C., Marcion and His Influence, L., 1948;
H a r n a c k A., Marcion. Das Evangelium vom Fremden Gott, Lpz., 1921; i d., Neue Studien zu Marcion, Lpz., 1923; K n o x J., Marcion and the New Testament, Chi.,
1942; Q u a s t e n. Patr., v.1; по вопросу о роли МAРКИOН в кодификации Посл. ап. Павла см. ст. Павла ап. Послания.
МAРКИOНИТСКИЕ ПРОЛОГИ
Краткие предисловия к десяти посланиям ап. Павла в ряде древнейших рукописей Вульгаты. Их характер ясно указывает на происхождение из Мaркиoнитских кругов. По мнению Лицманна, они оказались включенными в церковные списки посланий изза того, что Мaркиoнитам принадлежали первые латинские переводы посланий. Эти переводы имели хождение среди верующих и, когда был забыт их еретический источник, были помещены в рукописи.
ODCC, p.871.l
См. также Маркион Синопский
Справочник по ересям, сектам и расколам, Маркиониты читать, скачать
Священномученик Иларион (Троицкий) о формировании канона Нового Завета / Православие.Ru Основные еретические движения II века, искажавшие Священное ПисаниеЗдешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
Деяния Апостолов, 17:11Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
Вы знаете по учению Нового Завета и всей Библии, до чего доводят противление Богу, истине и Церкви; и спорите вы здесь не первый день и не первый год. Так что думайте сами, чем всё это для вас лично, в вашей жизни, закончится; для наглядности советовал бы вам сходить на кладбище, и желательно хотя бы поздним вечером - так оно лучше прочувствуется
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
Мень, так Мень. Хотя уже и так понятно из какого лагеря статья.
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
ВЗ, в т.ч. его антропоморфизмы, Мaркиoн толковал буквально. Он утверждал, что Творец материального бытия (греч. Демиург), действовавший в ветхозаветной истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия. Но над Ним стоит иное, верховное Божество, «чуждое миру» и царству материи, неведомое даже Творцу.
- - - Добавлено - - -
Не забывайте, что именно Маркион привез послания Павла и евангелие в Рим. Он собирал их по всем церквям, которые посещал, будучи богатым судовладельцем. И эти писания он доставил в римскую церковь, которая присвоила их и дополнила нужными цитатами. Если бы первыми добрались до писаний прото-ортодоксы, этого разговора сейчас бы не было. А так, Маркион был первым, поэтому обвинения в его адрес, что он изменил текст - не имеют оснований.Комментарий
-
Вы себе можете представить ангела на небесах, который повсюду таскает за собой "эту храмину"? Зачем она ему, если наша плоть - это клетка для духа? Она всегда противится духу, а дух противится ей.
- - - Добавлено - - -
Это интересный момент. Как известно, иудеи не признали в Иисусе Мессию. И продолжают ждать другого. Как вы думаете, кого на самом деле они ждут и дождутся ли?
- - - Добавлено - - -
Может быть, а может и не быть. Тем более, что само слово "докетизм" не встречается у первых писателей; напр., его нет у Иринея. Первый писатель, упоминающий о докетизме Феодорит. А это уже пятый век. Так что Маркион физически не мог сводить евангельскую историю к докетизму.Комментарий
-
Ранний гностицизм
где написано следующее:
Этика маркионитов последовательно и предельно аскетическая подробно рассматривается Климентом Александрийским (в основном во второй и третьей книгах Стромат). Человеческая природа неисправимо испорчена, говорит Маркион, поэтому полный аскетизм необходим для спасения души.
Открываем те же Строматы и что видим? Следующую цитату:
(49, 1) Есть среди них такие, которые считают, что брак является развратом. Они утверждают, что он есть произведение дьявола, им же самим надлежит во всем уподобиться Господу, который не женился и не имел никакого имущества. Они гордятся тем, что будто бы достигли более глубокого понимания смысла Евангелия, недоступного остальным.
Ну, может, и есть такие. И что? Вам рассказать, какие есть среди баптистов, пятидесятников, православных? Именно так и рождаются наклепы. Со слов: "Есть среди них такие..." А если покопаться, то ничего кроме желания опорочить своего оппонента и нет.Комментарий
-
А как бы вы назвали тексты, которые вы собирали по всему Средиземноморью, привезли в Рим, вручили епископам, а те, в свою очередь, присвоили их и еще обвинили в урезании текстов и ереси? Интерполяция - это слабое слово.Комментарий
-
Вы представляете на форуме большую компанию людей, не имеющих отношения к Церкви, и следовательно, к Вечной Жизни. Вам кажется, что вас заставляют и пугают; но пройдёт совсем немного времени и быстрее, чем вам кажется, и вы будете готовы отдать абсолютно всё, чтобы вернуть это время, и иметь шанс проявить благоразумие. Это старая история, ибо ничто не ново под луной; я не зря писал вам про обширные разрастающиеся кладбища - они вам "живое" свидетельство, чем заканчивается пребывание вне Господа
Этот форум, также как и многие другие, оккупирован людьми, не имеющими никакого отношения к Вере и Спасителю; как и они, вы плодите здесь споры, препирательства и злоязычные выпады против верующих, против учения Церкви и Писаний; вы защищаете ересиарха, преданного анафеме. Конец этих дел - мука и тлен. У вас не будет возможности, когда вы, как и всякая другая непокорная душа, предстанете на Суд, сказать, что вы не знали и вам не объясняли. Потому что вы знали, и вам разъясняли, а вы отвергли и пренебрегли. Об этом сказано в Новом Завете, что гнев Божий пребывает на таких.
Уверуйте и покоритесь Слову, осознайте свою греховность и раскайтесь, прося Его о прощении - тогда вы будете иметь возможность общаться с верующими и вразумляться от служителей, потому что тогда ваша душа будет иметь надежду; до этого времени я не имею с вами никакого общения, кроме свидетельства о Боге и Его МессииЗдешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
Деяния Апостолов, 17:11Комментарий
-
Так и я не люблю препирательства. Мне просто обидно,когда на белое говорят черное. Кстати,слово прекословия или антитезы,упомянутое в пастырских посланиях, выдает его позднюю датировку. Антитезы не могли быть написаны раннее середины второго века.Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
- - - Добавлено - - -
Для меня это свидетельство того, что кладбище ждет всех, без разбора. Думаете, люди, на которых упала башня Силоамская были грешнее всех остальных? Это участь плоти, защитником которой вы и являетесь.Комментарий
-
- http://www.evangelie.ru/forum/blogs/40991/blog8301.html
- http://www.evangelie.ru/forum/blogs/40991/blog8300.htmlКомментарий
-
- - - Добавлено - - -
Уверуйте и покоритесь Слову, осознайте свою греховность и раскайтесь, прося Его о прощении - тогда вы будете иметь возможность общаться с верующими и вразумляться от служителей, потому что тогда ваша душа будет иметь надежду; до этого времени я не имею с вами никакого общения, кроме свидетельства о Боге и Его МессииКомментарий
Комментарий