СоотношениеПисания и Предания.
Одни христиане верят, что откровениепродолжалось в истории Церкви, поэтомумнения отцов церкви обладают значительнымвесом и авторитетом. Другие считаютроль предания менее значимой в формальномсмысле, но относятся к отцам церкви сбольшим уважением и даже благоговением,хотя бы по той причине, что они стоятближе к первоначальному откровению ипотому могут понимать и толковать еголучше, чем современные толкователи,которых от тех событий отделяют многиевека. Третьи категорически отвергаютвсякое использование предания, полагаясьисключительно на Писание.
Рассмотреть этот вопрос может помочьопределение понятия «канона». Канон(речь не идет о тексте, написанном набумаге) Божественный акт искупленияили Евангелие. Этот канон находит своёвыражение сначала устно, а потомписьменно. Проповедь Евангелия илипроповедь Иисуса Христа сначала былапроизнесена устно. Но затем устноепредставление приобретает письменнуюформу. И письменное Евангелие аналогичноустному. Так, например, Павел ставитсвой автограф, чтобы показать истинностьпослания (Гал. 6:11; Кол. 4:12). Доказательствомистинности посланий Павла служил егоапостольский авторитет (2 Кор. 10:8; 13:10).При написании Ветхого Завета можнопроследить аналогичный алгоритм: пророкипредставляли послание Бога в устнойформе, которое позже было записано.
Что же происходит с устным преданием?До какой степени апостольский авторитетпростирается на устную традицию?Существует следующее понятие апостольская преемственность. Напервенство в апостольской преемственностипретендует католическая церковь и еетрадиция. Восточная церковь считает,что собор епископов представляет собойапостольскую преемственность. ОднакоМатф. 18:1, 18 говорит о том, что власть«связывать» и «разрешать» дана не толькоепископам или апостолам, но и всемученикам Иисуса Христа, всей Церкви.Если церковь принимает решение, то Бог,присутствуя, помогает ей (Матф. 18:20). Норешение должно быть направлено «во имяМоё». Для того, чтобы понять, собираетсяли церковь во имя Иисуса, нужно использоватькак эталон письменную традицию, так какустный стандарт подвержен внешнемувоздействию, а также по причине того,что в истории церкви были ошибки.
Отсюда можно сделать вывод, что нашосновной свидетель закона письменнаятрадиция. Авторитет Церкви, конечно же,очень важен, но всегда существуетопасность, что церковь будет поступать,не руководствуясь Христом.
Вопрос этот очень важен, так как междуПисанием и преданием существуют конфликт.В Гал.6:11-16 Павел подводит итог всейаргументации. Евангелие основано не наобрезании, не на соблюдении закона, ана Христе. Здесь в 16 стихе употребленослово «правило», по-гречески «каноне»,то есть норма, измерительный эталон.Павел это слово употребляет не поотношению к Писанию, а по отношению кИисусу. Бог искупил мир во Христе, и мыстали новым творением. Евангелие эторабота Бога, не стоит путать Евангелиесо словом на бумаге. Бог искупил нас воХристе, это канон. Изначальноевангельскую историю не записывали,она передавалась из уст в уста, так какхристиане ожидали прихода Иисуса содня на день. Но затем, когда появилосьмножество ложных учений, появиласьнеобходимость записать устное предание.Итак, устное слово об Иисусе, Евангелие,позже принимает письменную форму.
Апостол Павел писал о своей апостольскойвласти. Однако, глядя на текст Писания,можно сказать, что Апостол обращаетсяк нам непосредственно напрямую и безпосредников. В этом смысле апостольскаявласть и сегодня существует, так как мычитаем его послания. Мф.18:18 можнорассматривать в свете того, что речьидет об Иисусе и учениках Его. И числоэто не ограничено двенадцатью апостолами.Каждый, кто идет за Ним, является Егоучеником. Церковная община может,собравшись молиться к Богу, и Он ответитна ее просьбы. Церковь принимает решение,а Бог присутствует и помогает. Стих 20называет причину того, почему этоработает. Устный стандарт более текучи гибок по своей природе. И есть возможностьвлияния извне. Письменная традицияимеет в себе постоянство и доступность.В устном предании трудно провестиразличие, где слово апостольское, а гденет, где отражены правила Иисуса, а гденет. А мы знаем времена, когда устнаятрадиция совсем не отражала правилИисуса (инквизиции, крестовые походы,жизнь в роскоши и т.д.). Но Писаниепостоянно и не меняется со временем.Историю Церкви нельзя игнорировать.Люди склонны к ошибкам. Но Бог работаетв церкви. И то, и другое отбрасывать ненадо, но приоритет мы всё-таки отдаемписьменной традиции.
Одни христиане верят, что откровениепродолжалось в истории Церкви, поэтомумнения отцов церкви обладают значительнымвесом и авторитетом. Другие считаютроль предания менее значимой в формальномсмысле, но относятся к отцам церкви сбольшим уважением и даже благоговением,хотя бы по той причине, что они стоятближе к первоначальному откровению ипотому могут понимать и толковать еголучше, чем современные толкователи,которых от тех событий отделяют многиевека. Третьи категорически отвергаютвсякое использование предания, полагаясьисключительно на Писание.
Рассмотреть этот вопрос может помочьопределение понятия «канона». Канон(речь не идет о тексте, написанном набумаге) Божественный акт искупленияили Евангелие. Этот канон находит своёвыражение сначала устно, а потомписьменно. Проповедь Евангелия илипроповедь Иисуса Христа сначала былапроизнесена устно. Но затем устноепредставление приобретает письменнуюформу. И письменное Евангелие аналогичноустному. Так, например, Павел ставитсвой автограф, чтобы показать истинностьпослания (Гал. 6:11; Кол. 4:12). Доказательствомистинности посланий Павла служил егоапостольский авторитет (2 Кор. 10:8; 13:10).При написании Ветхого Завета можнопроследить аналогичный алгоритм: пророкипредставляли послание Бога в устнойформе, которое позже было записано.
Что же происходит с устным преданием?До какой степени апостольский авторитетпростирается на устную традицию?Существует следующее понятие апостольская преемственность. Напервенство в апостольской преемственностипретендует католическая церковь и еетрадиция. Восточная церковь считает,что собор епископов представляет собойапостольскую преемственность. ОднакоМатф. 18:1, 18 говорит о том, что власть«связывать» и «разрешать» дана не толькоепископам или апостолам, но и всемученикам Иисуса Христа, всей Церкви.Если церковь принимает решение, то Бог,присутствуя, помогает ей (Матф. 18:20). Норешение должно быть направлено «во имяМоё». Для того, чтобы понять, собираетсяли церковь во имя Иисуса, нужно использоватькак эталон письменную традицию, так какустный стандарт подвержен внешнемувоздействию, а также по причине того,что в истории церкви были ошибки.
Отсюда можно сделать вывод, что нашосновной свидетель закона письменнаятрадиция. Авторитет Церкви, конечно же,очень важен, но всегда существуетопасность, что церковь будет поступать,не руководствуясь Христом.
Вопрос этот очень важен, так как междуПисанием и преданием существуют конфликт.В Гал.6:11-16 Павел подводит итог всейаргументации. Евангелие основано не наобрезании, не на соблюдении закона, ана Христе. Здесь в 16 стихе употребленослово «правило», по-гречески «каноне»,то есть норма, измерительный эталон.Павел это слово употребляет не поотношению к Писанию, а по отношению кИисусу. Бог искупил мир во Христе, и мыстали новым творением. Евангелие эторабота Бога, не стоит путать Евангелиесо словом на бумаге. Бог искупил нас воХристе, это канон. Изначальноевангельскую историю не записывали,она передавалась из уст в уста, так какхристиане ожидали прихода Иисуса содня на день. Но затем, когда появилосьмножество ложных учений, появиласьнеобходимость записать устное предание.Итак, устное слово об Иисусе, Евангелие,позже принимает письменную форму.
Апостол Павел писал о своей апостольскойвласти. Однако, глядя на текст Писания,можно сказать, что Апостол обращаетсяк нам непосредственно напрямую и безпосредников. В этом смысле апостольскаявласть и сегодня существует, так как мычитаем его послания. Мф.18:18 можнорассматривать в свете того, что речьидет об Иисусе и учениках Его. И числоэто не ограничено двенадцатью апостолами.Каждый, кто идет за Ним, является Егоучеником. Церковная община может,собравшись молиться к Богу, и Он ответитна ее просьбы. Церковь принимает решение,а Бог присутствует и помогает. Стих 20называет причину того, почему этоработает. Устный стандарт более текучи гибок по своей природе. И есть возможностьвлияния извне. Письменная традицияимеет в себе постоянство и доступность.В устном предании трудно провестиразличие, где слово апостольское, а гденет, где отражены правила Иисуса, а гденет. А мы знаем времена, когда устнаятрадиция совсем не отражала правилИисуса (инквизиции, крестовые походы,жизнь в роскоши и т.д.). Но Писаниепостоянно и не меняется со временем.Историю Церкви нельзя игнорировать.Люди склонны к ошибкам. Но Бог работаетв церкви. И то, и другое отбрасывать ненадо, но приоритет мы всё-таки отдаемписьменной традиции.
Комментарий