Основание Церкви
В конце "нагорной проповеди" Иисус рассказал о двух мужах каждый строил дом (Мат. 7:24-27). Эти дома во многом были подобны, но Иисус подчеркнул одно существенное отличие. Один человек построил свой дом на скале, а другой построил свой дом на песке. Когда случилась буря, дом, построенный на скале, стоял твердо, а дом, построенный на песке, разрушился. Главным единственным различием между домами были их основания. Сами дома в основном были одинаковы, и буря та же, но последствия были совершенно различны.Иисус учил, что если человек слышит слово Божие и повинуется ему, то у него хорошее основание, но если человек слышит это слово и не послушен ему, то у него нет основания (Лук. 6:46-49). Это различие частично определяет то, как человек отвечает на жизненные бури. Таким образом, эта иллюстрация относится к основанию человека. Если его основание стоит на сыпучих песках, то и жизнь его будет нестабильной, но если его основание твердо стоит на скале, то в его жизни будет стабильность.Помня это, мы применим это к основанию Церкви. Церковь, основанная людьми, построена на учениях человеческих и по плану людей, не сможет и не устоит против испытаний, которые выпадают ей. Церковь же Господа, установленная Богом (Деян. 2:47), построена на учении Христовом (2 Иоан. 9) и по плану, данному Духом Святым (2 Тим. 3:16,17), выдержит испытания и будет стоять вечно (2 Пет. 1:11).Камень в основании
Долговечность здания прямо зависит от его основания. Стабильность человека зависит от его или её основания в жизни. Является ли церковь угодной Богу, также зависит от её основания. Ибо в каком состоянии находится основание, то таково и положение здания, человека или церкви. По этой причине Павел написал относительно церкви: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:11). Иисус является твердым основанием (2 Тим. 2:19). Церковь должна быть построена на Нем и только на Нем, чтобы оставаться чистой и угодной Богу.В трех отрывках Ветхого Завета мы находим пророчества относительно камня для основания Церкви. "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117:22). "И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима" (Ис. 8:14). "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис. 28:16). В каждом из этих пророчеств Бог через вдохновленных пророков говорил о Христе.Именно в Новом Завете мы находим исполнение этих пророчеств. В защиту проповеди Евангелия Петр сказал, что Иисус Христос "есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла" (Деян. 4:10-12). Это является ясным исполнением псалма 117:22. Далее, Петр говорит, что только посредством этого камня "надлежало бы нам спастись". Спасение не строится на каком-то другом основании, нежели Христе Иисусе. В первом послании Петра он заявляет об исполнении вышеупомянутых пророчеств Исаии (1 Пет. 2:6-8). Как вывод Петр написал: "Итак Он [Христос] для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ..." (1 Пет. 2:7).Следовательно, на Христе Церковь должна иметь свое основание. На другом основании Церковь не будет оплотом веры. Она обратится к мирскому и разрушится, подобно тому, как рушится дом, основание которого было разрушено. С её слабым основанием, созданным людьми, она может быть приемлемой для людей, но не будет угодной Богу.Твердое основание
По вдохновению Божьему апостол Павел писал евангелисту Тимофею, говоря: "Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: `познал Господь Своих'; и: `да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2:19). В контексте этого отрывка мы находим, что это "твердое основание" противопоставляется ненадежным, нездравым словам таких лжеучителей как Именей и Филит, которые "разрушают в некоторых веру". На этом "твердом основании" мы находим печать с двумя надписями. Печать это вырезанная надпись или лозунг. Поэтому две надписи вырезаны на этом "твердом основании".Первая надпись "познал Господь Своих". Это имеет отношение к взаимоотношениям между Господом и Его верными последователями, давая им уверенность и безопасность в стаде Божием. Посему, это подобно тому, чему Иисус учил в евангелии от Иоанна 10:27,28: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Пока мы верны Господу, то Он никогда не оставит нас и не покинет нас (Евр. 13:5).Вторая надпись такова: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". Это имеет отношение к чистоте верных. Ни один человек не может честно и искренне исповедать великое исповедание от всего сердца, если прежде не оставит беззаконий. Поэтому истинные ученики Христовы отделяют себя от всякой неправды и греха. Павел писал церкви в Коринфе: "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2 Кор. 6:17). Апостол Иоанн пишет подобным образом: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1 Иоан. 3:3).Строительство на верном основании
Каждый живой человек что-то строит на неком основании. Некоторые глупые строители строят на таком слабом основании как богатства, развлечения и человеческие организации, а мудрые строители строят на твердом основании, которое есть Христос. Церкви в Коринфе Павел писал: "Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:10,11).Важно отметить, что Павел увещевает каждого смотреть на то, как он строит. Всегда существует опасность того, что лжеучителя "ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16:18). Иисус рисовал этих лжеучителей подобно волкам в овечьей одежде (Мат. 7:15). Поэтому мы должны быть внимательными и оценивать основание, на котором строим.Павел был "мудрым строителем" потому, что заложил основание церкви в Коринфе, проповедуя чистое Евангелие Христа. Аполлос и другие верные, подобно ему, приходили и строили на том же основании. Эти люди не строили слабого основания, но единственное основание, на котором Церковь Христа может быть построена Иисус Христос.Как и Павел, "мудрый строитель", заложил основание Христа, проповедуя Евангелие Христа, так и мы можем быть мудрыми, внимая мудрости Божией, реченной в Его драгоценном слове. Вникая в слово, мы будем возрастать в мудрости и в вере, ибо "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17).Краеугольный камень
Богу не безразлично основание Церкви, ибо она должна быть основана на Иисусе Христе и только на Нем. Она не должна основываться на людях, богатствах, развлечениях или чем-то подобном. Церкви в Ефесе Павел писал: "быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Ефес. 2:20-22).Некоторые, не понимая этого отрывка, верят, что апостолы и пророки были основанием. Однако апостолы и пророки, это не то, что здесь подчеркивается. Апостолы и пророки по вдохновению заложили основание, которое есть Христос, проповедуя Евангелие (1 Кор. 3:10,11). Апостолы и пророки не могли быть твердым основанием, ибо и они бывали временами слабы и нестабильны, как и все люди. Особенно это верно относительно Петра, который отрекся от Господа три раза и согрешал, проявляя лицеприятие (Гал. 2).Христос же, однако, был совершенен (Евр. 5:9) и, посему, является совершенным основанием. Он является "краеугольным камнем" в исполнение ветхозаветных пророчеств (Ис. 28:18; Пс. 117:22). Являясь "краеугольным камнем", все основание и здание покоятся на Нем. На этом основании здание стройно слагается. То есть не разделяется и не рассыпается, но слагается. "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).
В конце "нагорной проповеди" Иисус рассказал о двух мужах каждый строил дом (Мат. 7:24-27). Эти дома во многом были подобны, но Иисус подчеркнул одно существенное отличие. Один человек построил свой дом на скале, а другой построил свой дом на песке. Когда случилась буря, дом, построенный на скале, стоял твердо, а дом, построенный на песке, разрушился. Главным единственным различием между домами были их основания. Сами дома в основном были одинаковы, и буря та же, но последствия были совершенно различны.Иисус учил, что если человек слышит слово Божие и повинуется ему, то у него хорошее основание, но если человек слышит это слово и не послушен ему, то у него нет основания (Лук. 6:46-49). Это различие частично определяет то, как человек отвечает на жизненные бури. Таким образом, эта иллюстрация относится к основанию человека. Если его основание стоит на сыпучих песках, то и жизнь его будет нестабильной, но если его основание твердо стоит на скале, то в его жизни будет стабильность.Помня это, мы применим это к основанию Церкви. Церковь, основанная людьми, построена на учениях человеческих и по плану людей, не сможет и не устоит против испытаний, которые выпадают ей. Церковь же Господа, установленная Богом (Деян. 2:47), построена на учении Христовом (2 Иоан. 9) и по плану, данному Духом Святым (2 Тим. 3:16,17), выдержит испытания и будет стоять вечно (2 Пет. 1:11).Камень в основании
Долговечность здания прямо зависит от его основания. Стабильность человека зависит от его или её основания в жизни. Является ли церковь угодной Богу, также зависит от её основания. Ибо в каком состоянии находится основание, то таково и положение здания, человека или церкви. По этой причине Павел написал относительно церкви: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:11). Иисус является твердым основанием (2 Тим. 2:19). Церковь должна быть построена на Нем и только на Нем, чтобы оставаться чистой и угодной Богу.В трех отрывках Ветхого Завета мы находим пророчества относительно камня для основания Церкви. "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117:22). "И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима" (Ис. 8:14). "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис. 28:16). В каждом из этих пророчеств Бог через вдохновленных пророков говорил о Христе.Именно в Новом Завете мы находим исполнение этих пророчеств. В защиту проповеди Евангелия Петр сказал, что Иисус Христос "есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла" (Деян. 4:10-12). Это является ясным исполнением псалма 117:22. Далее, Петр говорит, что только посредством этого камня "надлежало бы нам спастись". Спасение не строится на каком-то другом основании, нежели Христе Иисусе. В первом послании Петра он заявляет об исполнении вышеупомянутых пророчеств Исаии (1 Пет. 2:6-8). Как вывод Петр написал: "Итак Он [Христос] для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла ..." (1 Пет. 2:7).Следовательно, на Христе Церковь должна иметь свое основание. На другом основании Церковь не будет оплотом веры. Она обратится к мирскому и разрушится, подобно тому, как рушится дом, основание которого было разрушено. С её слабым основанием, созданным людьми, она может быть приемлемой для людей, но не будет угодной Богу.Твердое основание
По вдохновению Божьему апостол Павел писал евангелисту Тимофею, говоря: "Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: `познал Господь Своих'; и: `да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2:19). В контексте этого отрывка мы находим, что это "твердое основание" противопоставляется ненадежным, нездравым словам таких лжеучителей как Именей и Филит, которые "разрушают в некоторых веру". На этом "твердом основании" мы находим печать с двумя надписями. Печать это вырезанная надпись или лозунг. Поэтому две надписи вырезаны на этом "твердом основании".Первая надпись "познал Господь Своих". Это имеет отношение к взаимоотношениям между Господом и Его верными последователями, давая им уверенность и безопасность в стаде Божием. Посему, это подобно тому, чему Иисус учил в евангелии от Иоанна 10:27,28: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Пока мы верны Господу, то Он никогда не оставит нас и не покинет нас (Евр. 13:5).Вторая надпись такова: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа". Это имеет отношение к чистоте верных. Ни один человек не может честно и искренне исповедать великое исповедание от всего сердца, если прежде не оставит беззаконий. Поэтому истинные ученики Христовы отделяют себя от всякой неправды и греха. Павел писал церкви в Коринфе: "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2 Кор. 6:17). Апостол Иоанн пишет подобным образом: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1 Иоан. 3:3).Строительство на верном основании
Каждый живой человек что-то строит на неком основании. Некоторые глупые строители строят на таком слабом основании как богатства, развлечения и человеческие организации, а мудрые строители строят на твердом основании, которое есть Христос. Церкви в Коринфе Павел писал: "Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:10,11).Важно отметить, что Павел увещевает каждого смотреть на то, как он строит. Всегда существует опасность того, что лжеучителя "ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16:18). Иисус рисовал этих лжеучителей подобно волкам в овечьей одежде (Мат. 7:15). Поэтому мы должны быть внимательными и оценивать основание, на котором строим.Павел был "мудрым строителем" потому, что заложил основание церкви в Коринфе, проповедуя чистое Евангелие Христа. Аполлос и другие верные, подобно ему, приходили и строили на том же основании. Эти люди не строили слабого основания, но единственное основание, на котором Церковь Христа может быть построена Иисус Христос.Как и Павел, "мудрый строитель", заложил основание Христа, проповедуя Евангелие Христа, так и мы можем быть мудрыми, внимая мудрости Божией, реченной в Его драгоценном слове. Вникая в слово, мы будем возрастать в мудрости и в вере, ибо "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17).Краеугольный камень
Богу не безразлично основание Церкви, ибо она должна быть основана на Иисусе Христе и только на Нем. Она не должна основываться на людях, богатствах, развлечениях или чем-то подобном. Церкви в Ефесе Павел писал: "быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Ефес. 2:20-22).Некоторые, не понимая этого отрывка, верят, что апостолы и пророки были основанием. Однако апостолы и пророки, это не то, что здесь подчеркивается. Апостолы и пророки по вдохновению заложили основание, которое есть Христос, проповедуя Евангелие (1 Кор. 3:10,11). Апостолы и пророки не могли быть твердым основанием, ибо и они бывали временами слабы и нестабильны, как и все люди. Особенно это верно относительно Петра, который отрекся от Господа три раза и согрешал, проявляя лицеприятие (Гал. 2).Христос же, однако, был совершенен (Евр. 5:9) и, посему, является совершенным основанием. Он является "краеугольным камнем" в исполнение ветхозаветных пророчеств (Ис. 28:18; Пс. 117:22). Являясь "краеугольным камнем", все основание и здание покоятся на Нем. На этом основании здание стройно слагается. То есть не разделяется и не рассыпается, но слагается. "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).

1) Церковь Господа является частью "предвечного определения", которое Бог запланировал во Христе Иисусе прежде сотворения мира (Ефес. 3:6,9-11). Это означает, что Иегова планировал Свою Церковь ещё до того, как сотворил мир. С другой стороны, любая деноминация, существующая сегодня, была спланирована людьми.(2) Пророки Ветхого Завета пророчествовали об установлении Церкви Бога, называя её "домом Божиим" (Ис. 2:2,3; Мих. 4:1,2) и "царством",которое Сам Господь установит (Дан. 2:44). Деноминации не упоминаются ни в одном ветхозаветном пророчестве, также не упоминаются и в Новом Завете.(3) Иисус обещал создать Свою Церковь, говоря: "и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою..." (Мат. 16:18). Господь не обещал создавать деноминаций.(4) Церковь Христова принадлежит Христу, ибо Он называл её Своей Церковью (Мат. 16:18). Деноминации принадлежат не Господу Иисусу, а людям.(5) Иисус искупил Церковь Кровию Своею (Деян. 20:28). Деноминации не связаны с этим искуплением.(6) Иисус - Глава Своей Церкви (Ефес. 1:22,23; 5:23). Однако ничего в Библии не говорится о том, что Он является Главой хотя бы одной деноминации или организации, запланированной и установленной людьми.(7) Иисус - Спаситель Своего духовного тела (Ефес. 5:23). Деноминации не являются частью этого тела.(8) В конце Иисус передаст Свою Церковь (Царство) небесному Отцу (1 Кор. 15:24). В противоположность этому мы читаем о любой религиозной группе, не принадлежащей Господу, включая деноминации, следующее: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мат. 15:13).Существование деноминаций ("деноминационализм") - это против воли Господа. Для деноминаций не должно быть места, потому что они не имеют права от Бога на существование. Подумайте над вопросом Иисуса иудейским лидерам Его дней: "крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" (Мат. 21:25). Существовало только две возможности: либо крещение, практикуемое Иоанном, было с небес, и таким образом данное Богом, либо оно было от человеков, и в этом случае у Иоанна не было права крестить. А как насчет деноминаций? Они либо с небес, либо от людей. Если они с небес, то они от Бога. Если я заявляю, что они от Бога, и Он позволяет их существование, то я должен буду доказать это с помощью Библии. Но это невозможно! Никто не сможет доказать, что Новый Завет Христа одобряет существование человеческих религиозных групп, включая деноминации. Посему, их право на существование исходит не от Господа, а от людей. Таким образом их существование - это грех, так как это не является частью того, что Иисус заповедовал Своим апостолам ("уча их соблюдать все, что Я повелел вам", Мат. 28:20). Если мы говорим, то должны говорить "как слова Божии" (1 Пет. 4:11). Так как деноминации не являются частью послания Господа о спасении человека, то у них нет права на существование.Существование деноминаций противоречит желанию, выраженному Иисусом в Его молитве к Отцу, записанной в Иоанна 17:20-23: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ..." Очевидно, что темой этих стихов является единство. Молитва Иисуса заключается в том, чтобы верующие в Него посредством слова апостолов были едины. Не секрет, что существование множества разных деноминаций, носящих разные названия и обучающих разным учениям, не привлекает людей ко Христу и Его слову, а всё как раз наоборот. Обычный деноминационный лозунг, что "любая церковь приемлема пред Богом", или что "одна церковь не хуже другой", ведёт к путанице, и это далеко от единства, о котором молился Иисус (Иоан. 17). Единство, о котором молился Иисус, может быть достигнуто, но не образованием новых деноминаций и поддержкой их. Как верующие во Христа могут иметь истинное единство? Истинное единство будет существовать только тогда, когда верующие во Иисуса будут ходить во свете слова Божьего, то есть пребывать в учении Иисуса, соблюдая Его заповеди.Истина такова: деноминации в действительности соревнуются с Церковью Господа. Что делают деноминации? Воодушевляют ли они людей становиться членами Церкви Христовой? Нет. Они не хотят, чтобы люди становились членами Церкви Господней, потому что желают, чтобы люди становились членами их деноминаций. Но это ведь не по воле Господа! Почему же деноминации существуют? Рассмотрите такие вопросы, которые мы могли бы задать нашим друзьям из деноминаций: (1) Чтобы спастись, необходимо ли становиться членом вашей деноминации?; (2) Чтобы стать христианином, необходимо ли становиться членом вашей деноминации?; (3) Чтобы попасть на небеса, необходимо ли становиться членом вашей деноминации? Если ответом на каждый из этих вопросов является "нет" (а обычно наши друзья из деноминаций признают, что человек может спастись, быть христианином и попасть на небеса, и при этом необязательно находиться в их деноминации), то следующим нашим вопросом должно быть: тогда почему ваша деноминация существует? Церковь Бога живого крайне необходима для спасения человека, а деноминации нет.
Комментарий